Как сложилась судьба одного из величайших тренеров по фигурному катанию.
В начале 70-х годов прошлого века имя Станислава Алексеевича Жука было известно каждому советскому человеку, имевшему телевизор. Репортажи с соревнований фигуристов собирали многомиллионную аудиторию, потому что все знали: нам светит медаль, и не одна. Среди тех, кто добывал заветные металлические кружочки, непременно были ученики Станислава Жука.
Подавляющее большинство запомнило его напряженно стоящим у бортика. Казалось что Жук сам напоминает глыбу льда: внешне беспристрастный, крепко “сколоченный”, светловолосый и светлоглазый. Льду положено блестеть, и с каждым новым годом Жук прибавлял себе все новые “оттенки”. Его подопечные принесли стране 67 золотых, 34 серебряные и 35 бронзовых медалей чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.
Но он прославился не только как тренер чемпионов. Жук изменил стиль современного катания, придумал более 20 новых элементов. А в конце жизни в одиночку разрабатывал новую систему оценок, которая, по его мнению, должна была исключить субъективный подход со стороны судей.
Живи он на Западе, быть бы ему миллионером. Но своей единственной дочери Марине он оставил только скромную квартиру и старенькие “жигули”. А смерть настигла его на грязных ступеньках станции московского метро “Аэропорт”. По горькой иронии судьбы, в этот момент он реально готовился к новому взлету — после долгих лет изгнания и забвения…
Рожденный летать
Станислав Жук появился на свет 25 января 1935 года в Ульяновске. Видимо, в этом городе суждено рождаться революционерам. Но тогда крепенький мальчишка выделялся только своей неуемной энергией. Так получилось, что родители переехали в Ленинград, и после школы Станислав поступил там в физкультурный техникум. Он занимался беговыми коньками и хорошо играл в хоккей.
В Ленинграде тогда жил первый в российской истории олимпийский чемпион фигурист Николай Панин-Коломенкин. Его триумф пришелся на 1908 год, но после двух мировых войн и разрухи такой технически сложный вид, как фигурное катание, в нашей стране развивался с трудом, да еще и в полной изоляции от остального мира. Зарубежные спортсмены уже имели возможность тренироваться на искусственных катках, совершенствовалось изготовление коньков. Наши же фигуристы были этакими кустарями-одиночками. И не удивительно, что Станислав Жук не сильно обращал внимание на этот вид спорта.
Однако в какой-то момент на соревнованиях по фигурному катанию нужно было подменить заболевшего студента. Попросили уверенно стоящего на коньках Жука, и, видимо, ему это дело неожиданно понравилось. На Станислава обратил внимание ученик Панина-Коломенкина Петр Петрович Орлов. Смешно: одному из них досталась фамилия от “рожденного ползать”, другому — от “рожденного летать”, но так получилось, что крылья в этом тандеме расправили оба.
Орлов был не только фигуристом, но и обладал поистине золотыми руками. Жуку он передал искусство заточки коньков. Впоследствии Станислав Алексеевич много лет возил за собой специальные приспособления и лично “шлифовал” коньки своих учеников. У Орлова он перенял и любовь к различным техническим новинкам, которые применялись на тренировках.
Почти сразу в пару к Жуку встала его ровесница Нина Бакушева, вскоре они поженились. Вместе с другими учениками Орлова — Людмилой Белоусовой и Олегом Протопоповым, Станислав и Нина впервые в советской истории дебютировали на чемпионате Европы 1958 года. Но если для будущих первых олимпийских чемпионов в парном катании Белоусовой и Протопопова чемпионат прошел неудачно, то пара Жук — Жук заняла второе место. Через два года, на Олимпиаде в Скво-Вэлли, они стали шестыми.
На самом деле их оценки моли бы быть значительно выше, но уже тогда Станислав Алексеевич постоянно нарушал каноны. Он придумывал такие элементы, которые арбитры презрительно называли “акробатикой”. А поддержку партнерши над головой на одной вытянутой руке вообще сочли смертельно опасной. Казалось, судьба посылала Жуку знаки: не взлетай высоко, непременно собьют.
Витрина и изнанка
Уже в начале 60-х супруги сосредоточились на тренерской работе в столичном ЦСКА. Мало кто знает, что под руководством Жука своих первых успехов добилась знаменитая Людмила Пахомова, первая олимпийская чемпионка в танцах на льду, в те годы выступавшая с Виктором Рыжкиным. Но поистине судьбоносной стала его встреча с 15-летней Ириной Родниной. На тот момент она считалась бесперспективной “одиночницей”. Однако Жук оценил ее работоспособность и атлетизм. Он мечтал о новом стиле парного катания, техничном и высокоскоростном. В пару к Ирине он поставил Алексея Уланова.
В 1969 году пара Роднина — Уланов на чемпионате Европы сенсационно победила двукратных олимпийских чемпионов Людмилу Белоусову и Олега Протопопова. Людмила и Олег славились идеальным скольжением, синхронностью и лирическими программами. Роднина и Уланов со своими головокружительными поддержками, каскадами прыжков и высочайшей скоростью напоминали гоночный автомобиль, ворвавшийся на лужок, где гарцуют всадники. Это был переворот в фигурном катании, и совершил его Станислав Жук.
В 1972 году Роднина и Уланов выиграли Олимпийские игры. На тех же соревнованиях впервые в истории советского мужского одиночного катания серебро завоевал другой воспитанник Жука — Сергей Четверухин.
Медали наших спортсменов украшали витрину советского образа жизни, и никому не позволено было совать нос в подковерные, вернее, в подледные игры фигурного катания, которых было предостаточно. Конечно, у Жука быстро появились завистники. Масла в огонь подливали и разногласия между тренером и Алексеем Улановым. Алексей умудрился параллельно с занятиями спортом окончить Гнесинское училище, он любил классическую музыку. Его приводило в ужас то, что Жук легко резал самые знаменитые произведения на фрагменты — так, чтобы они четко совпадали с высоким темпом его фигуристов.
Уланову нравилась Людмила Смирнова, выступавшая в паре с Андреем Сурайкиным, этот дуэт лишь чуточку уступал Родниной и Уланову. Алексей хотел сделать Милу партнершей в жизни и на льду. Как стало известно много позже, дуэт Роднина — Уланов “доехал” до Олимпиады 1972 года во многом благодаря воле высоких партийных руководителей, да еще тому, что на первых порах Ирина Роднина безоговорочно поддерживала своего тренера.
Календарь соревнований по фигурному катанию выстроен так, что в год проведения Олимпиад чемпионат мира следует за главным стартом четырехлетия. Многие фигуристы, особенно те, кто завоевывает олимпийские медали, эти чемпионаты мира игнорируют, у них уже просто не хватает сил, ни физических, ни моральных. Но советское руководство, и не только спортивное, решило: будет прекрасно, если в 1972 году после побед на чемпионате Европы и Олимпиаде Роднина и Уланов выиграют еще и чемпионат мира в Калгари.
За день до старта короткой программы на тренировке Алексей случайно уронил партнершу на лед. Ирина получила тяжелую травму, ее доставили в местный госпиталь. Пришедший навестить ее Станислав Жук как бы мимоходом сообщил: “Там комиссия рассматривает — допускать вас или не допускать…” Честолюбивая Роднина буквально сорвалась с больничной койки. И, несмотря на то, что каталась она в полуобморочном состоянии, пара выиграла чемпионат мира и тут же рассталась.
Ирина долго лечилась и решительно собиралась оставить большой спорт, тем более что ее отец-офицер мало обращал внимание на спортивные успехи дочери и настаивал на полноценной учебе. Жук навещал Ирину дома и периодически “вытаскивал” ее на каток — якобы просто так, посмотреть новеньких. Однажды он показал ей высокого атлетичного парня, Александра Зайцева, приехавшего из Ленинграда.
Как мы уже убедились, Жук, который внешне меньше всего ассоциировался с тонкостью и гибкостью, на самом деле был выдающимся психологом. Ирина Роднина и Людмила Пахомова вообще говорили, что у него был “звериный нюх”. В общем, Жук мягко попросил Иру помочь парню, у которого ничего не получается. Через несколько месяцев дуэт Ирина Роднина — Александр Зайцев выиграл сначала чемпионат Европы, а потом и чемпионат мира. Уланов с новой партнершей Людмилой Смирновой довольствовались вторым местом.
О том, что произошло в тройственном союзе Ирины, Александра и Станислава Алексеевича, до сих пор гуляют самые разные слухи. Вдова Жука Нина Алексеевна утверждала, что Жук сам решил отказаться от своего ведущего дуэта, так как Ира уже не была той послушной девочкой, смотрящей на тренера с открытым ртом. Ирина Константиновна излагает другую версию — что Жук изводил их придирками, лишними нагрузками. А самое главное — тренер, который до 25 лет не знал вкуса спиртного, позволял себе приходить на тренировки нетрезвым.
Как вспоминала Татьяна Анатольевна Тарасова, Жук вовсе не был запойным алкоголиком. Но спиртное действовало на него ужасно. Даже после пары рюмок он становился особенно агрессивным и деспотичным. Возможно, в этот момент ему следовало как-то помочь, отправить на лечение, но много было тех, кто довольно потирал руки: вот-вот эта ледяная глыба по фамилии Жук испарится и можно будет забрать у него молодых и очень талантливых учеников.
После того как в 1974 году Роднина и Зайцев ушли к Тарасовой, Жук немедленно предъявил миру новую успешную пару — 12-летнюю Марину Черкасову и ее партнера Сергея Шахрая. Они прославились тем, что впервые в истории выполнили четверную подкрутку и сложнейшую подкрутку “тройной аксель”. Мировые рекорды Жука многие пытались оспорить: дескать, он намеренно ставит в пару не оформившихся девочек и взрослых парней. Но тогда правила этого не запрещали, и вслед за Черкасовой и Шахраем у Жука появились Марина Пестова и Станислав Леонович, Вероника Першина и Марат Акбаров, наконец Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков. На Олимпийских играх 1976 года сенсацию произвела 12-летняя воспитанница Жука одиночница Елена Водорезова, которая впервые среди женщин выполняла три тройных прыжка. Именно Елена стала чуть ли не единственным человеком, который открыто поддержал своего тренера, когда Станислава Алексеевича начали выживать из большого спорта.
За бортиком…
Его воспитанник Сергей Шахрай говорил, что было три разных Жука — на тренировках, на соревнованиях и на сборах. До сих пор есть документальные кадры, где Станислав Алексеевич “разбирает” тренировку Родниной и Зайцева. Видно, что под камеру он старается выбирать нейтральные выражения, типа “вы разбежались друг от друга, как дикие звери из клетки”. Понятно, что без посторонних глаз и ушей там звучало совершенно другое. Со своим “звериным чутьем” он мог ударить по самому больному. Жестоко наказывал за минутное опоздание, даже тогда, когда сам мог прийти нетрезвым.
На соревнованиях Жук старался не заводиться, потому что хорошо знал: его состояние сразу же передается спортсменам. А если говорить о сборах, то там он был для своих “жучат” отцом родным. Увлекал их своей любимой подводной охотой, сам варил знаменитую уху, рецепт которой доверял только любимчикам. Нина Жук рассказывала, что он выбивал для всех квартиры и машины, которые можно было купить только по специальной “очереди”. Когда его спортсмены получали травмы — а это случалось часто из-за высочайших нагрузок — он торчал у них в больницах и изводил врачей вопросами.
По сути, ученики и были его семьей. Если Жук привозил супруге из-за границы значок — это было за счастье. Дочь Марину он однажды спросил — как дела в школе, на что услышал: папа, я давно уже в хореографическом училище и танцую в театре (Марина выступала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко). Для души он собирал значки и дрессировал кошку.
…и за бортом
Никто, даже те, кто уходил от Жука со скандалом, не обвинил его в корысти. “Честнейший, очень порядочный” — так говорят о нем сейчас. Тем удивительнее, что в середине 80-х против Жука была не только инициирована, но и поддержана кампания травли. Конечно, со своим прямым характером он восстановил против себя многих обитателей высоких кабинетов, не было секретом и его нарастающее пристрастие к алкоголю — даже супруга не выдержала и разъехалась с ним по разным квартирам.
Но почему же поверили письмам, в которых Жука обвиняли в разнообразной аморалке, вплоть до харрасмента? ЦСКА был армейским ведомством, а там все строго, началось большое разбирательство. И хотя сейчас говорят, что письмо с “многочисленными” подписями явно было выполнено одним человеком и что все опрошенные с возмущением говорили “да вы что, я бы такое ни в жизнь не подписал”, Жук был отстранен от тренерской работы и ему даже запретили вход на армейский каток.
Считается, что инициатором письма была Марина Зуева, когда-то выступавшая в танцах на льду и ставшая хореографом, в частности у очень талантливой пары Гордеева — Гриньков. Якобы Гринькову пригрозили настоящей службой в армии и судом за “взрослые” отношения с несовершеннолетней партнершей. В общем, после скандала Гордеева и Гриньков стали тренироваться у Марины Зуевой и Станислава Леоновича. Сейчас Марина Олеговна живет в США и является самым знаменитым специалистом по подготовке танцевальных пар.
Жука немедленно пригласили к себе японцы, но тот выдержал за границей несколько месяцев. Вернувшись, он с головой ушел в разработку новой системы судейства, где каждый элемент имел бы определенный коэффициент надбавок. Примерно такая система была внедрена Международным союзом конькобежцев в 2004 году.
Через какое-то время стало ясно: бывшее когда-то источником непрерывных побед наше фигурное катание садится уже даже не на лед, а в большую лужу. Ведущие тренеры активно искали счастья за рубежом. И тут вспомнили о скромном столичном пенсионере Станиславе Жуке. В мае 1998 года он, специалист во всех видах фигурного катания, был назначен на должность старшего тренера сборной России.
Как говорится, Жук был полон новых идей и планов. Он возобновил работу над очередной книгой. 1 ноября 1998 года, вместе с известным спортивным журналистом Анатолием Шелухиным, Жук должен был поехать в редакцию. То ли с машиной Шелухина что-то случилось, в общем, приятели направились к метро “Аэропорт”.
Едва шагнув на ступеньки, Станислав Алексеевич вдруг повалился на Шелухина, схватившись за сердце. “Скорая” приехала через 40 минут. После укола Станислав Алексеевич тяжело вздохнул и закрыл глаза навсегда.
Ровно через 10 лет на Аллее славы ЦСКА был торжественно водружен бюст Станислава Алексеевича Жука, а в 2015 году спортивной школе фигурного катания ЦСКА присвоили его имя.
Просто хотел указать, что я очень благодарен за то, что оказался на вашей страничке. Отличный текст!
не могло быть написано лучше! Спасибо, что поделились!
Привет очень классно!! Отлично .. Удивительно ..
Поддерживать замечательную работу!! Люблю!
Вау, потрясающе . Спасибо…
Большое спасибо за то, что поделились этим потрясающим рассказом!
И вам спасибо за отзыв