И не всегда беспроигрышная — стоило бы добавить Людочке Свиридовой из оскароносного фильма “Москва слезам не верит”.
Все, кто смотрел эту картину, помнит финал первой серии: главная героиня засыпает под утро, измученная участью матери-одиночки, нехваткой времени и денег. И просыпается уже во второй серии, ровно через 20 лет, в хорошо обставленной квартире, где вместе с ней проживает красавица и умница дочь, и даже с кое-как устроенной личной жизнью в виде чужого мужа.
Вот примерно то же произошло в реальности с народной артисткой России Раисой Ивановной Рязановой. Покорение Москвы, короткий брак, воспитание сына в одиночку, любовь с женатым мужчиной — всё это было. И “проснулась” знаменитой она, пусть не через 20, а через 12 лет после первой роли в кино. А вот того, что досталось ее самой популярной героине Тоне Буяновой — стабильная и предсказуемая семейная жизнь, надежный муж, трое детей — не получилось. Судьба не избавила ее и от самой страшной трагедии, которую может пережить женщина.
Тяжелый “кусок хлеба”
Раиса родилась 31 октября 1944 года в селе Асаново в Казахстане. Туда военная лихая година занесла ее мать, Меланью Григорьевну. Корни Меланьи были рязанские. Когда Раиса стала известной, многие думали, что Рязанова — ее псевдоним. Но она говорит, что фамилия у нее — “семейная”. Хотя она могла бы быть Улыбышевой по отцу. Но своего родного папу Раиса видела считаные разы в жизни.
Так случилось, что однажды, посреди казахской степи, неподалеку от своей деревни, Меланья увидела машину, в которой буквально помирал шофер. То ли от голода, то ли от бессонницы, а может, от всего сразу. Молодая женщина кое-как вытащила мужика, привела его домой, отмыла, накормила…Ну и в результате появилась на свет девочка Рая.
У Ивана Улыбышева была семья и шестеро детей, и гордая Меланья Григорьевна не захотела уводить его от законной жены. И со “сторонней” дочкой видеться практически не позволяла — чтобы не привыкала и не “рассчитывала”. Интересно, что, возможно, от отца Раиса Рязанова унаследовала талант водителя. За свое мастерство она даже была удостоена приза “Автоледи”.
Но в детстве ее единственным транспортом был велосипед, да и тот украли. За это мать поставила Раису на ночь в угол, причем велела стоять на коленках.
Вскоре война кончилась, мать и дочь переехали в подмосковное Раменское. И тут выяснилось, что у мамы есть еще одна дочка, которая всю войну провела с бабушкой. Рязанова не слишком распространялась о запутанной жизни своей родительницы. Рассказывала только, что с сестрой по-настоящему сблизилась только после смерти Меланьи Григорьевы.
У Раи с раннего детства был хорошие слух и голос, она стала заниматься в хоре раменского Дома пионеров. Аккомпанировал детям баянист. Он предложил девочке обучиться игре на этом инструменте — если мама купит баян.
Меланья Григорьевна, практически не имевшая образования, тогда работала на стройке. За баян нужно было выложить месячную зарплату, но женщина рассудила: у ее дочки теперь будет кусок хлеба в руках, в буквальном смысле. Не было в послевоенной деревне желаннее человека, нежели гармонист или баянист. В этом Рая убедилась, таскаясь с инструментом на каникулы к рязанской бабушке.
Лысый Ромео
Когда школьные годы остались позади, Меланья Григорьевна огласила вердикт: поступать дочка будет в Рязанское музыкальное училище по классу баяна. То, что девочка не имела никакого музыкального образования, женщину не смущало: Раиса легко подхватывала любую мелодию на слух. Рязань представлялась самым подходящим местом: родня в случае чего поможет. Раиса снимала угол в полуподвале и каждый день шла по улицам города с тяжелым баяном, мечтая кинуть его под колеса машин.
Насколько сильно она ненавидела игру на баяне, настолько же она полюбила походы в местный театр. Первый спектакль, на который попала девушка, был “Ромео и Джульетта”. Актеры, исполнявшие главные роли, далеко ушли по возрасту от шекспировских героев, но Рая буквально с разбегу влюбилась в “Ромео”. Как только она могла наскрести деньги на билет в первый ряд, бежала в театр. Каждый раз в особо патетических местах она начинала рыдать в голос, так, что ее выводили из зала капельдинеры. А сами актеры в этот момент не могли сдержать смех.
Однажды Раиса влезла на дерево поблизости от служебного входа, чтобы посмотреть на своего кумира. И неожиданно сверху разглядела лысину у того, кто на сцене демонстрировал хорошо завитые локоны. Любовь испарилась, но Шекспир сделал свое главное дело: теперь Рязанова хотела быть драматической артисткой.
Мать была уверена, что ее дочь никуда не примут. Но Рая отважно направилась в столичный ГИТИС и с первого раза поступила на курс Платона Лесли, который параллельно работал режиссером во МХАТе.
На второй год учебы за Раей начал ухаживать самый красивый парень курса — Юрий Перов. Он покорил девушку, во-первых, матросскими брюками, которые сидели на нем как влитые, а во-вторых, своей обстоятельностью: сделав предложение, Юрий четко расписал, как и на что они будут жить.
Однако он не смог предугадать, что в 25 лет Раисе предложат роль в фильме ”День и вся жизнь” и молодая женщина влюбится в режиссера картины, женатого человека. К тому времени у Раисы и Юрия Перова уже родился сын Данила, он даже сыграл в этом фильме вместе со своей молодой мамой. Однако, вернувшись со съемок, Раиса честно призналась мужу, что влюблена в другого. Перов пробовал отговорить супругу, тем более что Раиса, как когда-то ее мама, не собиралась уводить любимого из семьи. Но Рязанова была непреклонна.
Звездная роль
С молодых лет в Раисе Рязановой сочетались твердый характер и удивительная скромность. После ГИТИСа ее не взяли во МХАТ, и она решила не показываться в другие театры. Ей не часто выпадали главные роли в кино, но она соглашалась играть подруг, соседок, в тридцать с небольшим хвостиком уже играла мам.
И когда ее позвали попробоваться на роль в фильме “Москва слезам не верит”, актриса была убеждена, что кастинг она не пройдет. Тем более что на роль Тони Буяновой пробовали таких роскошных красавиц, как Людмила Зайцева и Наталья Андрейченко. А еще Меньшов предложил эту роль Галине Польских. Но Галина Александровна, в фильмографии которой к концу 70-х было более 30 названий, в том числе очень громкие, просто-напросто обиделась на начинающего режиссера и потом еще долго с ним не здоровалась.
Выбрав Раису Рязанову, Меньшов попал в десятку. Пожалуй, из трех главных героинь только ей удалось сыграть два разных возраста своего персонажа. Достаточно вспомнить Тоню в первой серии, когда она приезжает на дачу знакомиться с родителями Николая, ее простенькое и наивное лицо. Во второй серии это уже умудренная мать семейства, которая легко подбирает “ключики” ко всем своим разновозрастным мужчинам. У сорокалетней Антонины совершенно другой взгляд, пластика, интонация. И все это сыграно без каких-либо актерских “швов”.
Как раз в момент съемок “Москвы…” завершился десятилетний роман актрисы с режиссером. Рязанова, в отличие от своей героини, осталась “разведенкой”, но не тужила по этому поводу. Государственная премия, полученная за роль Тони, стала хорошим материальным подспорьем. А главное — ее фамилию теперь выучил весь Советский Союз.
Подрастал сын Данила, красивый и талантливый в обоих родителей. Кстати, Раиса Ивановна дружила с бывшим мужем и его второй семьей и искренне горевала, когда в 1993-м Юрий Николаевич внезапно умер в возрасте 51 года.
Роковой возраст
Актриса не могла знать что эта цифра окажется роковой и для ее единственного сына. Казалось, все трудности были давно позади. Например, жестокие 90-е, когда и мать, и сын были вынуждены “бомбить” из-за отсутствия работы.
Данила окончил Школу-студию МХАТ, устроился в “Содружество актеров Таганки”. С началом нового века его стали активно снимать в кино. Актер рано женился, и в 22 года у него родился сын Андрей, который продолжил династию уже в третьем поколении.
Данила Юрьевич ушел из жизни внезапно — причиной стал оторвавшийся тромб. После этого смыслом жизни для Раисы Ивановны стал внук, а спасением — работа. Количество фильмов, в которых она снялась, сегодня приближается к 250.
Она всегда находит добрые слова для своих коллег, особенно молодых, с которыми работает в сериалах. Искренность и естественность делают ее, несмотря на возраст и страшную утрату, настоящей русской красавицей, родной и близкой миллионам. Такой же, как и ее самая известная героиня из фильма “Москва слезам не верит”.