КАК ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ РАЗЫГРАЛ ВСЕХ НА 40 ЛЕТ ВПЕРЕД

ВЛАДИМИР МЕНЬШОВ

Режиссер культовых отечественных фильмов отмечает 80-летие.

В советском искусстве было то, что мы потеряли, наверное, надолго. Это кино для детей, и особенно – для подростков. Через барьеры цензоров и редакторов продирались шедевры, которые снимали корифеи жанра: Юлий Райзман, Илья Фрэз, Станислав Ростоцкий, Сергей Соловьев, Динара Асанова, Ролан Быков. Казалось бы, вклиниться в эту плеяду и сказать что-то новое было практически невозможно. Но в 1977 году на экраны вышел «Розыгрыш» никому не известного Владимира Меньшова, и тинейджеры повалили в кинотеатры, а потом валили туда еще и еще раз, прихватив с собой… магнитофоны.

Запылившийся сценарий

Сюжет фильма крутится вокруг противостояния двух девятиклассников — признанного комсомольского лидера и отличника Олега Комаровского и новичка, талантливого музыканта Игоря Грушко. Игоря сыграл совсем юный Дмитрий Харатьян, непохожий тогда ни на гардемарина Алешу Корсака, ни на теперешнего супермена. Там же засветились начинающие Евдокия Германова и Наталья Вавилова. В «Розыгрыше» свою, наверное, лучшую роль сыграла Евгения Ханаева. В эпизодах блистали Олег Табаков, Зиновий Гердт, Наталья Фатеева.

Наталья Вавилова и Дмитрий Харатьян в фильме «Розыгрыш».

Как так получилось, что у новичка (это был режиссерский дебют не очень популярного 38-летнего актера Владимира Меньшова), вместе с практически детьми согласились сняться такие звезды? Оказывается, «Розыгрыш» появился на свет чисто в советских традициях. Давно был написан сценарий, но маститым режиссерам он казался неудачным. А Меньшов только-только окончил режиссерскую аспирантуру. Ему и сунули залежавшееся произведение: если провалит – какой с дебютанта спрос. Но коль в плане стоит фильм для подростков – надо его снять, и чтобы там играли «приличные» взрослые актеры.

Фильм получился совершенно необычным, и отдельных слов заслуживает музыка. Нет, во многих советских фильмах звучали прекрасные мелодии, но здесь были песни, написанные в абсолютно разных жанрах, без всякой идеологии – «Бабочки», «Когда роняет капли первый дождь…» и совершенно шедевральный вальс «Когда уйдем со школьного двора…» Более 40 лет его слышат все выпускники во всех российских школах.

Вот поэтому, посмотрев фильм однажды, тинейджеры шли в кинотеатры снова и снова и тащили с собой кассетные «маги» — ведь тогда никто не выкладывал саундтреки в интернет, а маленькая пластиночка с песнями из «Розыгрыша» вышла далеко не сразу.

Ну, и апофеозом стал дождь из призов и премий, посыпавшихся на режиссера-дебютанта и актеров. В частности, Меньшов, Ханаева, сценарист Семен Лунгин и оператор Михаил Биц получили главную «педагогическую» премию – Госпремию РСФСР им. Крупской. Давали не только деньги, но и памятные медали. Так вот, медаль от премии Меньшов потерял в ресторане, где они это дело отмечали.

Не плюй в колодец, где плавает «Оскар»

В 1977 году «Розыгрыш» вошел в топ-10 по количеству просмотров. Его увидели почти 34 млн зрителей, это при том, что фильм был рассчитан на подростковую аудиторию. Наверняка коллеги Меньшова чувствовали себя так, как будто их слегка разыграли. Дебют – и полные залы, и премии. Ну что же, впрягся в режиссерскую телегу, получай следующий сценарий.

Им оказался еще один сценарий, написанный «по поводу». История Валентина Черныха была срочно создана к конкурсу сценариев о Москве и называлась «Дважды солгавшая». Меньшов поначалу совершенно не хотел снимать эту производственно-любовную драму. К тому же надо было разыскать таких актеров, которые бы убедительно сыграли одновременно 20-летних и 40-летних. Как вы уже поняли, это была «Москва слезам не верит».

Вера Алентова и Раиса Рязанова в фильме «Москва слезам не верит».

От роли Катерины отказались Маргарита Терехова, Анастасия Вертинская и Ирина Купченко. Алентова согласилась только потому, что фильм снимал ее собственный муж. Галина Польских не пожелала играть маляршу Тосю. А уже работавшая с Меньшовым Евгения Ханаева была приглашена на роль мамаши Рачковой после отказов Инны Макаровой и Клары Лучко. Еле-еле Меньшов уговорил сняться в роли Гоши Алексея Баталова, который не понимал, что там играть.

Евгения Ханаева в фильме «Москва слезам не верит».

В этих непонятках режиссер и актеры сделали фильм, который критики встретили скептически, а зрительницы – всем сердцем. Очереди в кинотеатры стояли километровые. Но настоящим громом среди ясного неба оказалось присуждение фильму «Оскара» за лучший иностранный фильм. Объявление об этом прозвучало 1 апреля в программе «Время». Меньшову начали звонить коллеги, и он был готов отправить их по известному адресу, воспринимая это как все тот же розыгрыш. Статуэтку за него в США, естественно, получили совершенно другие люди. Ведь сам лауреат был в ту пору «невыездным».

Москва – это большая лотерея!

Иногда говорят, что так, как в фильмах Меньшова, в жизни не бывает, мол, та же Катерина – это советская сказка. Но судите сами: сам Меньшов провалился во ВГИКе и после этого вкалывал шахтером и матросом. Потом поступил в Школу-студию МХАТ, но после выпуска не пристроился ни в один столичный театр и два года играл в Ставрополе. Вера Алентова выходила замуж не за оскароносца, а за нищего студента, им даже не хватило денег на второе обручальное кольцо.

Нина Дорошина и Александр Михайлов в фильме «Любовь и голуби».

В фильмографии Меньшова-режиссера всего 10 фильмов, среди которых есть несколько короткометражек и один не завершенный. Но практически обо всех остальных можно написать поэмы, например, о «Любви и голубях» или о «Ширли-мырли». Невозможно представить, что не было бы таких Дорошиной, Гурченко, Теняковой, Юрского и не было бы этих цитат, до сих пор кочующих в народе.

Валерий Гаркалин сыграл в фильме «Ширли-мырли» несколько ролей.

«Ширли-мырли» в 1995 году перекроили актерскую судьбу Валерия Гаркалина, до этого игравшего лишь эпизоды. В «Зависти богов» никто особо не смотрел на приглашенную звезду Жерара Депардье, зато все удивлялись «истинному французу» Анатолию Лобоцкому, а как бывший солист Большого театра Александр Ворошило сыграл у Меньшова чекиста! Правда, за этот фильм режиссера многие ругали, дескать, не дело для Алентовой в постбальзаковском возрасте играть эротику и страсть. Меньшов снял картину о советском ханжестве, а оказалось – никуда оно от нас не делось.

Последний фильм Меньшова «Большой вальс» в 2008 году не был завершен. Сейчас Владимир Валентинович радует нас только как актер и периодически задевает как участник различных передач. Не всем нравятся его высказывания, но Меньшов вполне может ответить словами знаменитого слесаря Гоши: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *