18 апреля прелестная Светлана Владимировна отмечает день рождения.
В 1973 году режиссер Эльдар Рязанов и драматург Эмиль Брагинский пришли в московский Театр им. Маяковского и принесли собственную пьесу «Родственники». Её поставил знаменитый худрук театра Андрей Гончаров. В спектакле блистали все, особенно Рязанова поразила актриса Светлана Немоляева, которую Эльдар даже назвал «Чаплином в юбке». Возможно, он пожалел, что за 13 лет до этого Светлана не прошла пробы в фильм «Гусарская баллада». Но всё в руках режиссера, а Рязанов, когда влюблялся в актера, клялся себе снимать его в каждом новом фильме.
Как назло, второй блин снова выходит комом. Попытки сделать из Немоляевой ленинградскую учительницу Надю заканчиваются приговором режиссера: «Хуже уже некуда». И только следующий фильм, «Служебный роман», с совершенно новой стороны открывает советскому зрителю актрису Светлану Немоляеву. Наверное, в этом была определенная мистика. Потому что реальную судьбу Светланы Владимировны тоже перевернул служебный роман.
«Фабричная» девчонка
Света и ее брат Николай, будущий знаменитый оператор, родились с разницей в год с хвостиком в чисто кинематографической семье. Отец – режиссер, мать – звукооператор. Родители обожали друг друга и свой «Мосфильм», который они всегда называли не «студией», а «фабрикой», пропадали там сутками. Детей воспитывала бабушка по материнской линии, дворянка из рода Мандрыко. Несмотря на голубую кровь, бабушка великолепно готовила, а Света, на правах старшей сестренки и любимицы, за двоих поглощала пирожки и котлетки. Даже эвакуация и военный голод не повлияли на пухлые щечки девочки. Но зато прелестную малышку, которая постоянно появлялась на студии, в 1945 году пригласили сниматься в знаменитый фильм «Близнецы».
Света не сомневалась, что будет артисткой, постоянно устраивала представления в прямом и переносном смысле. Она училась в «девичьей» школе, в спектаклях их драмкружка не было мальчиков Однажды Света играла роль слуги Осипа в «Ревизоре», и в качестве сценического костюма приспособила отцовские фиолетовые кальсоны. На премьере Владимир Викторович сидел в школьном зале и чуть не упал в обморок.
В другой раз в обморок завалилась уже сама Светлана. Она услышала дома разговор взрослых: для хозяйственных нужд приобрели ядовитейший раствор каустика, его надо было запрятать от детей. Явившись в школу, Немоляева специально не пошла на урок и разлеглась у дверей класса на 45 минут. Когда дверь открыли на перемену, учительница и остальные девочки с ужасом обнаружили Свету, которая томно открыла глаза и сообщила: «Я напилась каустика…» Только потом выяснилось, что это был маленький спектакль.
Девочку нисколько не смущало, что у нее пухлые щечки. Однажды на съемочной площадке у отца она увидела молодого толстенького актера, такого обаяшечку, что отец специально велел оператору взять его крупным планом. Это был начинающий Евгений Леонов, снимавшийся в фильме «Счастливый рейс». На съемках 12-летняя Света даже влюбилась в Леонова, потому что он по-взрослому брал ее под ручку и разговаривал с ней как с равной.
И надо же, потом были в жизни Светланы Немоляевой и служба с Евгением Павловичем в одном в театре, и «Ревизор», только, конечно, с совершенно другой ролью.
Укрощение строптивой
Как и многие, Света поступала во все творческие вузы Москвы, но в училище им. Щепкина ей очень быстро сказали: «Никуда больше не ходите, вы приняты». Мастер курса, режиссер Леонид Волков, выделял студентку, давал маленькие роли в спектаклях на сцене Малого театра, в то время одного из самых знаменитых театров не только Москвы, но и СССР.
Перспективы рисовались самые радужные. Немоляева вообще вспоминает свою юность как сплошь счастливое время. В их доме постоянно бывали знаменитые режиссеры и актеры, дружила она с компанией, куда входили юные Василий Ливанов и композитор Геннадий Гладков. Люди искусства, окружавшие ее, казались Светлане самыми прекрасными в мире. Девушке было невдомек, что, например, в театре существуют свои подводные течения.
Когда она уже готовилась распределиться в Малый, туда пришел Борис Равенских, вскоре занявший пост главного режиссера. Понятно, что «старики», в том числе и педагог Светланы, встретили его не хлебом-солью. А Света по наивности радостно согласилась участвовать в первом же спектакле Равенских. После этого вопрос о ее поступлении в Малый закрылся сам собой. Но она не особо горевала, потому что ее пригласили в экранизацию оперы «Евгений Онегин» на роль Ольги. Конечно, Свете было немножечко обидно, что про ее героиню Пушкин написал «кругла, красна лицом она, как эта глупая луна», но у нее и вправду с детства сохранялись милые щечки, вокруг которых по роли вились чудесные белые локоны.
Однажды ее однокурсник попросил Свету помочь подыграть на показе в Театре им. Маяковского. Театр был не чужой для Светы, там до войны играл ее дядя Константин Немоляев. Для показа был выбран фрагмент комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Как рассказывала Светлана Владимировна, она была этакой пухлой Катариной, а ее партнер – маленьким Петруччо с «волнистыми» ножками. Комиссия во главе со знаменитым Николаем Охлопковым хохотала, и отнюдь не над текстом Шекспира. И, как часто бывает, парня не приняли, а его помощницу зачислили в штат.
Вольный ветер
В этот же день просматривали еще одну пару актеров, только что окончивших Школу-студию МХАТ. Показываться пришла девушка, а в помощники она взяла себе высокого черноволосого красавца. Александр Лазарев уже одной ногой был на Ленинградском вокзале, в родном городе на Неве его ждали в Театре комедии. Стоит ли говорить, что Александра тут же приняли в «Маяковку». Очень быстро он влюбился в Светлану Немоляеву.
Светлана, у которой до этого не было серьезных отношений, оказалась очень ревнивой. В самом начале их романа влюбленные репетировали «Иркутскую историю» по пьесе Арбузова и Саша умудрился сломать ногу. В больницу к нему приезжала не только Света, но и дочь драматурга Варвара, которая привозила Лазареву такую диковинку, как бананы. Немоляева всерьез опасалась, что этим бананом она пронзит сердце ее любимого. И некоторые основания опасаться у нее были.
Александр Лазарев вырос в удивительной семье. Его отец, у которого вроде бы присутствовали цыганские корни, был художником. Женился он на красавице, которая всю проработала скромной машинисткой. При этом в нее влюблялись такие люди, как знаменитый летчик Валерий Чкалов. А отец Александра в молодости славился тем, что мог взять гитару, вскочить на стол в ресторане и задать жару…Любопытно, что мужчина был невысокого роста, при том, что Александр Сергеевич Лазарев вымахал до 190.
И что еще удивительнее, эта гремучая пара, как и родители Светланы, прожили всю жизнь в любви и согласии. Видимо, старшее поколение научилось своих детей секретам счастливого брака, который не сломали даже соблазны актерской жизни.
Крепостная актриса
Кроме соблазнов, супругам в полной мере пришлось столкнуться с тем, что Олег Табаков назвал театральным «просвещенным абсолютизмом». Немоляева выражается менее изысканно: в театре существует крепостное право. А уж руководитель «Маяковки» Гончаров до сих пор слывет одним из самых знаменитых театральных диктаторов. К сожалению, он отличался грубостью и жестокостью. Например, однажды, накануне премьеры спектакля, который репетировали и Лазарев, и Немоляева, он пригласил Светлану и сказал примерно следующее: «Передайте своему мужу, что я ни в коем случае не убираю его из спектакля, но первые разы будет играть Джигарханян». Светлана еле дошла домой и едва нашла в себе силы объявить приговор мужу. Увидев в глазах Саши слезы, предложила: она уйдет из спектакля. Но Лазарев ей запретил.
Супруги были очень благодарны Гончарову за многие звездные роли. Считалось, что в спектакле «Трамвай «Желание» Немоляева переигрывает Вивьен Ли в одноименном фильме. Лазарев прославился сразу же той же «Иркутской историей». Но они походили в любимчиках Гончарова только лет десять, что не помешало им полвека оставаться ведущими актерами Театра им. Маяковского.
Небеса обетованные
В 1968 году Александр Лазарев прогремел на весь Советский Союз, снявшись в фильме «Еще раз про любовь» вместе с Татьяной Дорониной. Для советского экрана фильм был необыкновенно чувственным, даже эротичным. Долгие годы Светлана не могла его смотреть – так достоверно говорил о любви своей партнерше Александр Лазарев. Но режиссер фильма Георгий Натансон позже рассказывал: когда снималась «постельная сцена», Доронина честно оставалась в легкой комбинации, а Лазарев готовился к кадру, не снимая брюк. Видимо, предчувствовал реакцию жены.
В жизни Немоляева не похожа на своих самых известных киногероинь. С Оленькой Рыжовой ее сближает только то, что она неисправимая оптимистка. А вот «жена Гуськова» – не про нее. У Светланы Владимировны вспыльчивый, но жесткий характер, она умеет принимать решения и настаивать на них. С первых дней супружеской жизни она сразу взяла на себя быт, считая, что мужчине-актеру не следует ходить с авоськами по магазинам. Если вдруг на гастролях им доставался тесный номер, она не стесняясь шла скандалить, потому что высокому Лазареву невозможно было отдохнуть в таких условиях. Когда муж начал полнеть, старалась «посадить» его на жесткую диету. Хлопать глазами и трясти кудряшками в сложный момент Немоляева не станет.
В детстве Лазарев пережил Ленинградскую блокаду и на всю жизнь заработал проблемы с сердцем. В пожилом возрасте супруги часто разговаривали между собой о том, что кто-то из них уйдет раньше и что оставшемуся будет очень тяжело. И, как повелось в их семье, эту страшную участь Светлана Владимирова взяла на себя.
Весной 2011 года Александр Сергеевич перенес операцию, восстанавливался на любимой семейной даче в Абрамцеве. Накануне с удовольствием мастерил игрушку с младшим внуком Сергеем. А утром 2 мая не смог выйти к завтраку. Жена принесла ему немного еды, а он сказал, что хочет подремать. Смерть его была очень легкой.
Вокруг Светланы Владимировны на долгие месяцы стеной встали сын Александр, известный актер «Ленкома», внучка Полина, невестка Алина. Сначала Немоляева не представляла, как она будет жить без Саши, не могла заставить себя идти в театр, куда они всегда направлялись держась за руки. Но она помнила: когда умер ее отец, мама, несмотря на детей и внуков, специально делала все, чтобы побыстрее уйти за любимым мужем. И Немоляева дала себе слово: она никогда специально не причинит своим родным такого горя.
Скоро 13 лет, как нет Александра Сергеевича, а династия Лазаревых-Немоляевых по-прежнему остается образцом любви и верности, в том числе искусству. Светлана Владимировна играет на сцене родной «Маяковки» уже вместе с внучкой Полиной, активно снимается. 2024 годом датированы четыре фильма с ее участием. И что удивительно, один из них снова “носит” фамилию Онегина. На сей раз Светлана Владимировна сыграла няню Филиппьевну.
Ха, а разве «жена Гуськова» не с железным характером и не получает все что ей надо, неважно какими способами
))))
А что она там получила? Она в конце тянула жребий наравне со всеми.