Он так стеснялся своей внешности, что влюбил в себя целую страну.
Реальная жизнь народного артиста СССР Георгия Михайловича Вицина заставляет вспомнить название одного из его известных фильмов — “Не может быть!”. В этой картине, снятой по рассказам его любимого писателя Зощенко, Вицин в очередной раз сыграл сильно пьющего человека.
Большой мастер в изображении алкоголиков, на самом деле Вицин не пил и не курил. Приезжая в очередную киноэкспедицию, сразу искал книжный магазин. Мог прервать съемку, чтобы в буквальном смысле встать на голову. Знойная красавица Нонна Мордюкова, с которой Вицин снимался в “Женитьбе Бальзаминова”, обижалась, что актер не поддался ее чарам. “Не пьешь, не куришь, к бабам не пристаешь — в общем, ты труп!” — в сердцах бросила она партнеру. Знала бы Нонна Викторовна, что в 19 лет Вицин увел у своего наставника и руководителя жену. А когда страсть угасла, сделал ее членом новой семьи.
И это далеко не все “не может быть”, которые оставил нам выдающийся комедийный актёр.
То ли Вицен, то ли Винсент
Первый вопрос возникает в связи с датой рождения Вицина. Официально ею считается 18 апреля 1918 года. Однако в записях санкт-петербургской Крестовоздвиженской церкви значится, что Георгий Вицын (через “ы”) родился 5 (по новому стилю 18) апреля 1917 года.
Местом рождения Геория Михайловича является местечко Териоки, которое тогда относилось к Финляндии, входившей в Российскую империю. И наконец из Вицына в Вицина актер превратился благодаря ошибке паспортистки.
По отцу Михаилу Егоровичу корни Вицыных уходят во Владимирскую губернию. Существует предание, что после войны с Наполеоном при монастыре в селе Небылое появился пленный француз, то ли Вицен, то ли Винсент, который и стал дедом советского актера. Другие утверждают, что фамилия “Вицын” происходит от слова “вица”— крученая веревка из молодого дерева или прута.
Сразу после Октябрьского переворота семья перебралась в Москву. Известно, что отец, прошедший Первую мировую войну и газовые атаки, рано умер. Вряд ли детство Гоши было сытным. Однажды мать решила устроить его в “лесную школу”— это было такое круглогодичное заведение, обычно за городом, где дети одновременно учились и поправляли здоровье. Но что-то не сходилось по возрасту, и Мария Матвеевна сделала сына на год моложе, поставив в метрике годом рождения 1918-й.
Еще Гоша очень сильно переживал из-за своей “не героической” внешности: длинная шея, длинный нос, маленький рот, уши торчат. В то время в Москве во многих домах работали печки, и маленький Вицин считал: ему самое место среди тех, кто колет и продает дрова, ведь на них никто не обращает внимания.
Мария Матвеевна устроилась билетершей в Колонный зал Дома союзов. В этом зале шли самые престижные концерты, и нередко женщина брала сына с собой. Возможно, именно тогда ребенку пришла мысль, что выступать на сцене лучше, чем колоть дрова. И он пошел заниматься в театральный кружок.
Театральный роман без скандала
Театральное образование Вицин получал в трех местах — будущей “Щепке”, будущей “Щуке”, а завершил сей процесс в театральной студии при существовавшем тогда “МХАТе 2-м”. На него сразу обратила внимание знаменитая характерная актриса и педагог Серафима Бирман. Она “гоняла” студента Вицина по принципу “кого люблю, того и бью”. Руководитель студии выдающийся актер Николай Хмелев, очень ценивший талант Вицина, принял его в студийный коллектив, который позже превратился драматический театр им. Ермоловой.
Как так получилось, что новичок труппы увел у своего учителя и начальника жену, красавицу приму Надежду (Дину) Тополеву, по сей день никто не знает. Вицин никогда не распространялся о личном. Вообще говорят, что он любил полных женщин, а еще они были очень похожи с Диной Тополевой по характеру: оба очень скромные, малоразговорчивые. Надежда Васильевна была известной театральной актрисой, но очень смущалась, когда ее узнавали на улице.
Тополева была не только женой главного режиссера, она была старше Вицина на 16 лет. Театральная труппа потирала руки в преддверии громкого скандала, но не дождалась. Надежда Васильевна все рассказала мужу, тот отпустил ее за новым счастьем и не стал мстить своему любимцу Вицину.
Интересно, что Николай Хмелев, проживший после всей этой истории всего девять лет, успел жениться на знаменитой цыганской певице Ляле Черной, которая тоже ушла к нему от не менее знаменитого мужа, актера Михаила Яншина.
Говорят, что Вицин и Тополева мечтали о ребенке, но не получилось. Возможно, из-за этого их союз, многолетний и трогательный, в конце концов распался, и тоже без всяких скандалов. В театр пришла работать молоденькая костюмерша Тамара Мичурина, племянница знаменитого ученого. Однажды на Пасху к работницам костюмерного цеха заглянул Георгий Вицин, как он сказал — “похристосоваться”. С ритуальных поцелуев начался новый роман, который перешел в брак, продлившийся более 50 лет.
При этом Георгий Михайлович не оставил свою бывшую возлюбленную, не обрек ее на одинокую старость. С ведома и одобрения Тамары он помогал Тополевой деньгами, доставал лекарства. Со временем женщины подружились, а единственная дочь Вициных Наташа фактически заменила Надежде Васильевне внучку.
Остались живописные и скульптурные портреты Дины Тополевой работы Георгия Вицина. Мало кто знает, но актер был талантливым художником и скульптором. Маленькая Наташа очень любила в детстве сидеть и наблюдать, как Георгий Михайлович трудится у мольберта или над небольшим изваянием. Впоследствии она стала художником-графиком. К сожалению, детей у Наталии Георгиевны нет.
Гоголь, Гамлет и Трус
В театре Вицин с самого начала играл пусть не главные, но разнообразные роли, и очень быстро полюбился публике. А вот в кино он попал только в возрасте под 30, и то на эпизоды. В 1947 году он снимается в знаменитой комедии Григория Александрова “Весна”, где изображает актера, пробующегося на роль Гоголя. Сходство между Вициным и знаменитым классиком было столь разительное, что вскоре Григорий Козинцев, а потом тот же Александров приглашают актера уже на роль самого Гоголя — в фильмах “Белинский” и “Композитор Глинка”. За свою актерскую биографию. Вицин появился в образе Гоголя в общей сложности четырежды.
В 1954 году он наконец получает одну из главных ролей — молодого футболиста Васи Веснушкина в фильме “Запасной игрок”. В это время Вицину было 37 лет, но он легко сошел за 20-летнего. В это же время в театре он играет роли глубоко пожилых людей, особенно знаменитым был его Мирон Ипатыч в “Невольницах” по Островскому. В 1955 году в очень популярной комедии “Максим Перепелица” Вицин предстает в образе деда Мусия. Кажется, что ему подвластны все возрасты и все амплуа.
Говорят, что Григорий Козинцев, замысливая “Гамлета”, хотел пробовать на заглавную роль исключительно Вицина. Но в 1958 году режиссер Леонид Гайдай знакомится с Вициным на съемках комедии “Жених с того света”. У Леонида Иовича свои замыслы, он хочет создать трио масок — Бывалого, Труса и Балбеса. И на роль Труса, интеллигентного жулика, лучшим кандидатом считает именно Вицина.
Эту роль, которая принесла Георгию Михайловичу всесоюзное обожание, актер сыграл семь раз. Он никогда не сокрушался из-за того, что “Гамлет” прошел мимо. Вицин позже говорил в редких интервью, что гораздо больше любит играть комедии. А драм и трагедий у людей и без того достаточно. Хотя трудно назвать чисто комедийными такие работы Вицина, как “Каин XVIII”, “Старая, старая сказка”. “Джентльмены удачи”, “Земля Санникова”…
Любовь и голуби
Конечно, Вицин во многом был нетипичным актером, хотя отдал 33 года театру, 50 лет — кинематографу, столько же — мультипликации, а еще много лет работал на радио и дублировал. Его девизом было “Живи незаметно”, что не означало “незаметно” работать. Он мало с кем дружил. Зрителям, например, хотелось, чтобы в реальной жизни Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов, которые втроем стали героями многочисленных анекдотов, были закадычными приятелями, устраивающими веселые похождения. На самом деле актеры были бесконечно разными людьми и общались в основном по работе.
Зато Вицин приятельствовал с Савелием Крамаровым, с которым впервые снялся вместе в 1964 году. Вроде бы именно Крамаров, “подвинутый” на йоге, заинтересовал ею Вицина. Особенно Георгию Михайловичу понравилась система упражнений. Он мог даже ненадолго нарушить расписание съемок, чтобы помедитировать или постоять на голове. Зато в 48 лет практически без грима (только маленькие морщинки были заклеены искусственными веснушками) сыграл недоросля Мишу Бальзаминова. Сам актер назвал этот фильм со смехом “Женитьба забальзамированного”.
Вицин ушел из жизни в 2001 году. Он распрощался, практически одновременно, с кино и мультипликацией в середине 90-х. Со временем он стал тяготиться не только популярностью — а очень многие беззастенчиво предлагали ему вместе выпить, но и необходимостью куда-то идти, парадно одеваться. Например, в 1990 году ему было наконец присвоено звание народного артиста СССР. Другой бы, наверное, кинулся за заветными деньгами и привилегиями со всех ног, а Вицин получил удостоверение только тогда, когда его буквально умолили прийти — министерство ликвидировалось в связи с распадом СССР. Об этом сам Георгий Михайлович рассказывал в интервью.
До сих пор ходят слухи, что последние годы жизни актер был позабыт-позаброшен, а к врачам он не ходил из-за “йогических” убеждений. Все это ерунда. Есть воспоминания врача поликлиники, к которой был прикреплен Георгий Михайлович и где он получал терапию от серьезного заболевания. Как свидетельствует женщина, в поликлинику актера привозил водитель на машине, выделенной Театром-студией киноактера (в штате театра Вицин числился с 1969 года). Пациентом он был терпеливым и скромным, но однажды не явился, а препарат нужно было вводить строго по расписанию. Женщина поехала домой к Вицину, он ее принял и очень ласково сказал, что пожил достаточно, а лекарство ему вряд ли поможет.
Он гулял в скромном пальто и подкармливал птиц и бродячих собак во дворах рядом со своим домом в Староконюшенном переулке. Несколько собак он выходил, они жили у него дома. Говорят, что на похоронах Георгия Михайловича прямо на его мертвую грудь слетелись голуби.