Жизнь гения – всегда загадка. Но Чехов в этом плане дал сто очков вперед братьям по высшему разуму.
Умел лечить, а умер в 44 года. Был врачом, а прославился как прозаик и драматург. Называл свои пьесы комедиями, а завершал их смертью одного из героев. В личной жизни Антон Павлович тоже поступал странно. Он был мужчиной интересным и пользовался большим успехом у женщин, тем более что в его времена дамы уже «баловались» литературными занятиями. Говорят, что фанатки иногда ходили за ним толпами, а друзья Чехова насмешливо называли их «антоновки». Чехов, видимо, и обращался с ними, как с яблоками: держал в холодке. Он очень берег свою независимость и в конце концов нашел идеал, который обрисовал следующими словами: «…дайте мне такую жену, которая, как луна, являлась бы на моем небе не каждый день».
Первая невеста
Ею стала Дуня (Евдокия) Эфрос. Дуня была подружкой единственной сестры Чехова, Марии. Дело было на Святки в 1886 году. Антон провожал симпатичную девушку и неожиданно сделал ей предложение.
Но еврейка Евдокия не согласилась принять православие. Возможно, Чехов специально выдвинул столь непреодолимое условие. Эфрос стала женой друга Чехова адвоката и издателя Ефима Коновицера. Отъезд четы после революции во Францию не спас Евдокию Исааковну от жуткой смерти: она погибла концлагере Треблинка в возрасте за 80 лет.
Говорят, что некоторые черты характера несостоявшейся жены Антон Павлович запечатлел в рассказе «Тина», и сделал это отнюдь не доброжелательно.
Чужая милая
Еще одной подругой сестры Чехова была и Лидия Мизинова, которую дружески звали Ликой. Писали, что статью и красотой она напоминала Царевну-лебедь, кроме того, девушка была очень музыкальной. Творческая натура, она страстно влюбилась в набиравшего известность Антона Чехова, ведь ему было тогда всего 29. Однако писатель относился к ней очень странно. От этой любви осталась переписка, которая полна иронии и упреков. В ответ на каждую попытку Лики внести определенность в эти отношения Чехов уходил в сторону под разными предлогами.
С одной стороны, любовь Лики его вдохновляла, с другой – Чехов буквально «сосватал» Мизинову в любовницы женатому писателю Потапенко. У пары даже родилась дочь, правда, девочка прожила недолго. А Потапенко решил вернуться к жене. Чехов очень возмутился и использовал эту некрасивую историю в «Чайке», где Лика превратилась в Нину Заречную, а Потапенко – в Тригорина.
Лика в конце концов сумела перешагнуть через свою бесперспективную любовь к Чехову, вышла замуж за кинорежиссера Санина. Свои дни она окончила в Париже в феврале 1939 года.
Самая большая любовь
Друг Чехова, не менее великий писатель, Иван Бунин считал, что самой большой любовью Антона Павловича была писательница Лидия Авилова. Лидия Алексеевна оставила воспоминания о Чехове, которые сначала хотела назвать «Роман моей жизни». Правда, многие сомневаются, не напридумывала ли женщина того, чего на самом деле не было? К моменту знакомства с Чеховым она была уже замужней дамой. Возможно, это вполне устраивало писателя.
Считается, что сюжет знаменитого рассказа Антона Павловича «О любви» навеян именно отношениями с Авиловой. Напомним, что герои этого повествования никогда не говорили о своих чувствах, а любовная платоническая сцена произошла между ними только при прощании.
Лидия Авилова после революции какое-то время была в эмиграции, но потом вернулась в Москву, где и скончалась в 1943 году.
Единственная жена
Не все знают, что знаменитая пьеса Чехова «Чайка», которую только в нашей стране ставили по крайне мере 60 раз, и еще больше – за рубежом, с треском провалилась 17 октября 1896 года на самой первой премьере, в петербургском Александринском театре. Хотя роль Нины Заречной играла великая русская актриса Вера Комиссаржевская.
Трудно сказать, почему спектакль пережил фиаско. Тут сошлось много обстоятельств – и то, что «премьерше» театра Левкеевой не нашлось там роли; и, конечно, необычный для того времени язык пьесы, когда герои сидят на сцене, пьют чай и разговаривают о сене и лошадях. Но провал был полный и пресса разгромная. Чехов был уверен, что он больше никогда не отдаст свою «Чайку» ни одному театру «на поругание».
Но в 1898 году в Москве открылся Художественный общедоступный театр, и один из его основателей, Владимир Немирович-Данченко, умолил Чехова, уже очень нездорового человека, разрешить репетиции. Видимо, Антон Павлович поверил в то, что новый театр с его «общедоступной» философией сумеет поникнуть в смыслы произведения. Забегая вперед, скажем, что он не ошибся.
Появляясь в Московском Художественном, Чехов обратил внимание на актрису, которая играла Ирину в пьесе «Царь Федор Иоаннович» и репетировала тоже Ирину, актрису Аркадину, в «Чайке». Это была 30-летняя Ольга Книппер.
За четыре года до знакомства с Чеховым Ольга чуть не вышла замуж за создателя будущей телебашни Владимира Шухова, но сильно не понравилась потенциальной свекрови. Книппер постигала актерское мастерство у Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Естественно, что он охотно занимал свою ученицу в главных ролях.
Первоначально отношения с талантливой актрисой развивались у Чехова по стандарту: в письмах. Но тут уже сама жизнь их разводила – страдающий от туберкулеза Чехов не мог жить в Москве, где играла Книппер. Через два года переписки они поженились, весьма своеобразно. Брат Чехова находился 7 июня 1901 года у Антона Павловича в гостях за час до бракосочетания и остался в полном неведении. Сестра Чехова, которая до этого дружила с Ольгой, узнав о свадьбе, была возмущена до глубины души и сразу «разлюбила» подругу.
У молодоженов был медовый месяц в Башкирии, где Чехов продолжал лечиться. Затем супруги снова разъехались по разным городам. До смерти Чехова Книппер дважды беременела. Вполне возможно, это произошло в результате физической измены, но Чехов хотел, чтобы у них с Ольгой был как бы общий ребенок. Однако обе беременности завершились выкидышами. После второго раза актриса навсегда лишилась возможности иметь детей.
В 1904 году стало ясно, что Чехову уже ничто не поможет. Книппер временно распрощалась с театром и уехала в немецкую лечебницу Баденвайлер. Чехов умер у нее на руках 15 июля. Ольга Леонардовна Книппер-Чехова больше никогда не выходила замуж.
Она пережила супруга на 55 лет. Книппер-Чехова стала народной артисткой СССР, лауреатом Сталинской премии. А вот ее племянница, тоже Ольга Книппер, вышла замуж за племянника Чехова, ставшего гениальным актером Михаилом Чеховым. Правда, прожили супруги недолго. Ольга Книппер-Чехова, в отличие от тетки, уехала в Германию и стала потом любимой актрисой Гитлера.
Это бесподобно ))) , мне интересно 🙂