Иногда католическое воспитание приносит удивительные результаты.
Сама Сарандон утверждает, что всегда делала всё “неправильно”. Но в итоге она имеет славу, премию “Оскар”, а главное — уважение коллег и зрителей. Такое нечасто случается со звездами Голливуда, десятилетиями остающимися на виду и на слуху.
Надежда на будущее
Страшно сказать, но Сьюзан родилась 4 октября 1946 года, вскоре после окончания Второй мировой войны. Это было время, когда люди с надеждой смотрели в будущее и, наверное, поэтому, несмотря на тяжелые обстоятельства, не боялись иметь много детей.
Трудно сказать, что свело Филиппа Лесли Томалина, предками которого являлись валлийцы и ирландцы, и итальянку по происхождению Ленору Марию. Разве только то, что оба воспитывались не в родных семьях и исповедовали католицизм. По сути, они были “двумя одиночествами” и стремились создать свой собственный клан. Дочка Сьюзан была их первенцем, а потом у пары появилось еще восемь детей.
Филипп, ставший телевизионным продюсером, был явно творческим человеком. В молодости он пел в ночных клубах, но, как позже говорила Сьюзан Сарандон, жизненные обстоятельства не дали ему реализовать себя полностью. Несмотря на работу в шоу-бизнесе (хотя на тот момент размах этой отрасли сильно уступал нынешнему) и знакомство, например, с Марлен Дитрих, Филипп не хотел, чтобы его дети связали свое будущее с искусством. А мать, ревностная католичка, воспитанная в монастыре, не приветствовала шумные игры и участие в детских спектаклях. При случае она строго наказывала детей. По сути, Сьюзан заменила своим братьям и сестрам мать, хотя бы в том плане, что она всех их опекала и защищала. Позже она перенесет это стремление на целый мир.
Семья жила поблизости от Нью-Йорка, в городке Эдисон. Девочка ходила в католическую школу и нередко ставила в тупик преподавателей своими вопросами. Например, она никак не могла понять, почему замуж нужно выходить только за католика. По мнению наставников, приличная девочка не должна была думать о таких вещах, следовало слушаться старших и усердно молиться. Сьюзан молилась и все чаще обращалась к Богу с тайными надеждами — вырваться из этого консервативного мирка, а еще — из вечной бедности.
Океанская волна
Несмотря на то, что ее отмечали в любительских спектаклях, Сьюзан Томалин не могла позволить себе думать о карьере актрисы. Много позже Сарандон признавалась, что гораздо проще ей было представить себя океанской волной. Но волны всегда упорно атакуют берег, и Сьюзан пыталась “подвинуть” предначертанное ей приличное католическое будущее. Однако на тот момент она решилась только на переезд к бабушке и дедушке со стороны матери и поступление на гуманитарный факультет Католического университета Америки, расположенного в Вашингтоне.
Общаясь с бабушкой, Сьюзан окончательно разочаровалась в истинной святости католических устоев. Так, например, она узнала, что бабушка многократно пыталась навестить свою дочь в монастыре, но монахини под разными предлогами отказывали женщине. Сьюзан тогда и представить себе не могла, что станет актрисой и получит “Оскар” именно за роль монахини.
А пока что девушка постигает гуманитарные премудрости и подрабатывает где только можно — санитаркой, уборщицей и в студенческом театре, но не актрисой, а телефонисткой. Правда, однажды ее попросили заменить заболевшую артистку. Нужно было всего лишь пройтись по сцене, без слов, но Сьюзан продемонстрировала, что не бывает маленьких ролей, когда их играют выдающиеся актеры. Однако кто тогда верил, что по сцене студенческого театра молча шагает будущая звезда?
Бродячие кошки
Гораздо важнее для девушки был ее роман с “настоящим” актером Крисом Сарандоном. Тот получал в Католическом университете степень магистра в области театрального искусства. Какое-то время молодые люди скрывали свои отношения от окружающих, словно предчувствуя, что долгая счастливая семейная жизнь у них не получится. Но без регистрации брака им бы не разрешили жить вместе в студенческом кампусе, кроме того, бабушка и дедушка Сьюзан, горячие сицилийцы, могли бы сурово наказать парня за “растление” внучки. Но в конце концов в 1967 году свадьба состоялась.
Молодожены делали ставку на успех Криса и ради него переехали в Нью-Йорк. Детей у них не было, зато Сьюзан собирала по округе всех бродячих кошек. Неизвестно, что случилось бы дальше, если бы в 1970 году мужчину не позвали на кастинг в фильм “Джо”. Жена пошла с ним только для того, чтобы подавать реплики из сценария. И вот тут произошло то, чего оба не ожидали: Крису отказали, а Сьюзан, теперь уже Сарандон, получила первую кинороль. И впоследствии именно Сьюзан по-настоящему прославила эту фамилию.
Поиски завтрашнего дня
Сарандон не проснулась знаменитой после дебюта на экране. Внимания заслуживают, пожалуй, только названия ее первых фильмов, например, “В поисках завтрашнего дня” или “Леди Свобода”, потому что они как бы символизируют саму актрису, ее жизненные принципы. А они известны не меньше, чем ее кинороли. Имя Сьюзан Сарандон неотделимо от участия в протестном движении. Еще в конце 60-х, в разгар Вьетнамской войны, актриса начала участвовать в пацифистских митингах. Затем она рьяно выступала за права людей, у которых диагностирован ВИЧ, активно боролась против детской проституции.
В 1993 году Сарандон и ее тогдашний партнер Тим Роббинс должны были вручать премию “Оскар” за лучший монтаж. Оба вышли на сцену с красными лентами и произнесли речь в защиту гаитянцев, посаженных в тюрьму только за то, что у них был диагностирован ВИЧ. Разразился скандал, Сарандон и Роббинсу запретили участие в церемонии “навсегда”. Однако запрет были вынуждены снять после того как именно за роль в фильме Роббинса “Мертвец идет” актриса была удостоена золотой статуэтки в 1996 году.
При этом совершенно нельзя сказать, что Сарандон — строптивая и эпатажная. Наоборот, в первые годы своей карьеры она соглашалась на роли, от которых отказывались другие актрисы. Не всем хочется играть девушек с пониженной социальной ответственностью или имеющих проблемы с наркотиками. А, например, в 1977 году, уже после успеха в “Шоу ужасов Рокки Хоррора”, Сарандон играла в фильме “Обратная сторона полуночи” нелепую пиарщицу Кэтрин, которую предает муж. Там из Сарандон сделали “бледную моль”. Ее внешность должна была выгодно подчеркивать красоту главной героини Мари-Франс Пизье. Спрашивается, кто теперь вспомнит ослепительную француженку и кто не знает Сьюзан Сарандон.
Ошибочный диагноз
Сарандон не роптала, наоборот, она училась на каждой съемочной площадке — ведь настоящего актерского образования девушка так и не получила. Тем более что ее бездетный брак с Сарандоном распался, и теперь она могла сосредоточиться на работе. Ну, и на личной жизни без всяких католически условностей.
К Сарандон все приходило позже, чем к другим актрисам, зато навсегда. Сейчас ее называют красавицей, восхищаются лицом и фигурой, а тогда ее внешность, ослепительные рыжие волосы и особенно — огромные “говорящие” глаза больше привлекали европейских режиссеров. Например, француза Луи Маля, который в 1981 году снял Сьюзан в фильме “Атлантик-Сити”. За эту работу Сарандон получила свою первую номинацию на “Оскар», ну и…Луи в качестве романтического партнера.
За год до съемок “Атлантик-Сити” Маль женился. Отношения с Сарандон устраивали его хотя бы потому, что актрисе врачи поставили диагноз “бесплодие” и, следовательно, никаких “осложнений” не предвиделось.
Но не зря же Сарандон — рыжая, таких в мире всего два процента и у них все не как у остальных людей. В общем, в 1984 году начинающая звезда узнала о том, что беременна. Она была очень счастлива и деликатно предложила Луи “участвовать” в жизни будущего ребенка, которым оказалась девочка — ныне актриса Эва Мария Ливия Амурри. Однако режиссер не сильно злоупотреблял этим разрешением.
Укрощение «быка»
В 1987 году молодая мать и 41-летняя актриса Сарандон играет одну из своих самых известных ролей — в “Иствикских ведьмах”, и почти сразу ее приглашают в картину “Дархэмский бык”, где главная мужская роль отдана Кевину Костнеру. Ну понятно, что среднестатистическая женщина влюбилась бы в красавчика Костнера, но Сьюзан отдала свое сердце и тело молодому актеру Тиму Роббинсу.
К тому времени актриса окончательно разочаровалась в институте брака, тем более что даже ее собственные родители, придерживавшиеся строгих правил, на старости лет разъехались по разным местам. Двое сыновей Сьюзан и Тима появились на свет в гражданских отношениях. Причем третьего ребенка женщина рожала в 46 лет, и все крутили пальцем у виска.
Сьюзан же оказалась очень хорошей матерью, такой же ответственной, как ее героиня в фильме “Мачеха”. Но там в обстоятельства вмешалась смертельная болезнь, а в реальной жизни Сьюзан Сарандон только расцветала и набирала форму, как женскую, так и актерскую.
Несмотря на то, что с тех пор она выпускала по несколько картин в год, Сарандон никогда не оставляла детей без внимания, да еще и завела традицию: по достижении возраста восьми лет каждый ее малыш должен был посетить место, куда сама мамочка отправлялась впервые.
Позже Сарандон признавалась, что из-за обстоятельств своего детства она и к мужчинам относилась по-матерински. Осознав это, она пыталась бороться с собой, но не всегда получалось. Однако кто сказал, что это плохо? Будь у Сьюзан другой характер, возможно, не состоялся бы самый знаменитый фильм в жизни актрисы и Тима Роббинса — “Мертвец идет”.
Однажды в руки Сьюзан попала книга католической монахини Элен Прежан, где рассказывалось о ее встречах с мужчиной, приговоренным к смертной казни. Повествование произвело такое впечатление на актрису, что она разыскала автора. На тот момент Сарандон была уже очень известна, а ее человеческие качества вызывали всеобщее уважение. И Прежан передала новой подруге права на книгу.
Сьюзан решила: надо делать фильм и снимать его будет ее любимый, Тим Роббинс. Ведь тот уже сыграл главную роль в картине “Побег из Шоушенка” и даже поставил сатирическую комедию “Боб Робертс”. Но Тим не спешил разделить энтузиазм своей подруги и раз за разом откладывал работу. Наконец Сьюзан “по-матерински” пригрозила, что отдаст книгу другому режиссеру. В результате Сарандон досталась самая престижная награда в мире кино, а фильм был удостоен трех номинаций на “Оскар”, в том числе за лучшую режиссуру, трех номинаций на “Золотой глобус”, а также премии Гильдии киноактеров США, врученной, опять же, Сарандон.
Бабушка Сью
Казалось бы, с того момента актриса должна была соглашаться только на главные роли и до последней возможности, перекраивая лицо, играть героинь бальзаковского возраста. Однако это не про Сьюзан. Она играла и мам, и бабушек, и эпизоды. Например, за эпизод в знаменитом сериале “Друзья” ее номинировали на “Эмми”.
В 2009 году ее союз с Роббинсом закончился, и впоследствии романтический выбор Сарандон еще не раз привлекал к себе внимание. Но это нисколько не мешало ей наслаждаться ролью бабушки, не на экране, а в реальной жизни, ведь у ее дочки трое детей.
Она не одобряет пластические операции, называет возраст всего лишь цифрой в паспорте и продолжает активно сниматься. На сегодняшний день в ее фильмографии 123 названия, и два из них появились в нынешнем году. Кстати, в одном из фильмов, “Знакомство родителей”, она снова снялась с Ричардом Гиром.