Валерий Чкалов. Крылья без ангела

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов.

Его характер, поступки, жизнь и особенно смерть то окружают новыми мифами, то соскребают с них “бронзу”.

В 1934 году в СССР с огромным успехом прошла премьера фильма “Веселые ребята”, повсюду распевали песни из него, особенно — марш со словами “Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой”. Поэт Лебедев-Кумач хотел сказать красиво, а вышло двусмысленно: ну не может человек стать истинным героем по приказу сверху. Несмотря на шум прессы и почести, таких героев забывают, если нет в их характере чего-то, что переводит их в разряд народных и даже былинных. 

Жизнь нам это неоднократно демонстрировала. Кто сейчас помнит знаменитых участников стахановского движения, кроме разве самого Стаханова, все-таки он прожил 71 год. Но стал хроническим алкоголиком и жизнь окончил в психиатрической больнице. Красавица Дуся Виноградова умерла в 48 лет от тяжелой болезни легких, что не удивительно, учитывая условия труда в ткацком цехе. Трактористка Прасковья Ангелина прожила еще меньше. В 46 лет ей окончательно отказала печень, изъеденная циррозом от постоянных испарений дизельного топлива. Но об это почти никто не знает.

Совсем другое дело — Валерий Чкалов. Он пробыл в статусе живой легенды чуть более двух лет. Но интерес к его короткой, не вписывающейся ни в какие каноны биографии, не угасает до сих пор.

Земляк Нестерова

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Знаменитый русский военный летчик уроженец Нижнего Новгорода Петр Нестеров.
Знаменитый русский военный летчик уроженец Нижнего Новгорода Петр Нестеров. Источник: Wikipedia.

Чкалов родился 2 февраля 1904 года в селе Василево Нижегородской губернии в многодетной и отнюдь не нищей семье. Достаток в доме был благодаря отцу, искусному мастеру-котельщику Павлу Григорьевичу. У Чкаловых был добротный дом, а всем детям глава семьи намеревался дать образование. Со временем отец приобрел речной буксир — ведь жили-то на Волге.

Летчик Чкалов был крещен Валерианом, а звали его все Волькой. Рост взрослого Чкалова составлял 168 см, но он с детства отличался большой физической силой, выносливостью и ловкостью. Вместе с другими мальчишками отчаянно нырял не только под плоты, но и под пароходы.

Отец справедливо рассудил, что из крепкого пацана выйдет хороший помощник на приобретенном судне, и после начальной школы отправил его в Череповецкое техническое училище. Но через два года уже шла Гражданская война, училище закрыли, и Волька вернулся в родной дом. С работой на судне тоже ничего не вышло, потому что новая власть отобрала у Чкалова-старшего его буксир.

О том, как Чкалов “заболел” авиацией, слагаются все новые легенды. Кто-то говорит, что он подростком увидел летящий над Волгой самолет. Еще одна версия — что маленький Чкалов лично наблюдал за полетами своего знаменитого земляка Петра Нестерова (автор “петли Нестерова”). Ближе к истине скорее всего то, что жених старшей сестры отправился на заработки под Нижний Новогород, в Канавинский авиапарк и позвал с собой Валеру — зарабатывать деньги на сборке самолетов. Тот молодой человек писал своей зазнобе шутливые письма: не дашь согласие — уйду в летчики (подразумевалось — погибну во цвете лет). А если, мол, согласишься, уступлю это место Валерке.

Поскольку в дальнейшем Чкалов неоднократно демонстрировал бунтарский характер, логично предположить — его не устроило обслуживать самолеты, гораздо больше хотелось их покорять. Говорят, он был хорошим слесарем, к тому же для поступления ему не хватало возраста, и его никуда не отпускали.

После окончания Гражданской войны новорожденный Советский Союз все равно оставался в кольце врагов и было ясно: в следующий раз военный успех во многом будет зависеть от битвы в воздухе. Обучение летчиков приобрело массовый характер, и в авиапарк поступила разнарядка — прислать толковых парней в Егорьевскую теоретическую школу авиации. Начальство скрепя сердце отпустило 17-летнего слесаря. 

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Чкалов в 1938 г.
Чкалов в 1938 г. Источник: Wikipedia.

Последующие три года ушли на постижение самых разных премудростей, Чкалов в общей сложности окончил четыре учебных заведения. В последнем — Высшей военной авиационной школе воздушной стрельбы и бомбометания — он получил следующую характеристику: “Как летчик и человек очень спокойный. Нарушений дисциплины не наблюдалось”. Можно только представить, с каким удивлением потом перечитывали эти строчки в Ленинградской 1-й эскадрилье истребителей, куда Чкалов прибыл 14 августа 1924 года.

Свободный, как птица

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Почтовая марка 1954 г.
Почтовая марка 1954 г. Источник: Wikipedia.

Чкалов погиб, будучи поистине народным героем, а после смерти стал им еще больше. Поэтому жизнь его постоянно сопровождают мифы, и очень многие утверждения стоит начинать со слов “согласно источникам…”. Так вот, согласно источникам и даже уцелевшим фотографиям, в Егорьевске 18-летний Чкалов женился на девушке Лиде Крыловой, младше его на один год. Брак окончился очень быстро, вроде бы из-за поступления Чкалова в очередную летчицкую школу, а еще из-за того, что родителям вчерашней выпускницы сильно не нравился зять. Подобных браков полно, и́ ничего “такого” в них нет, но почему-то Лидия исчезла из официального жизнеописания Чкалова. Известно, что эта женщина умерла в одиночестве в возрасте примерно 73 лет.

В общем, на берега Невы прибыл свободный, как птица, обладающий орлиным носом и ястребиным взглядом молодой летчик. Практически сразу он выделяется даже среди старожилов. Если говорить коротко — своими “воздушными хулиганствами”. Ему скучно летать в строю и выполнять задание от сих до сих. Умопомрачительные фигуры (Чкалов считается автором 15 фигур высшего пилотажа) в воздухе он выделывал как на исчерпавших ресурс, так и на новых, поступающих в эскадрилью, машинах. Старые самолеты едва дышали в его руках, от новых постоянно что-то отлетало. В любом случае это было недопустимо и вызывало недовольство не только старших офицеров, но и обычных летчиков, действовавших строго по уставу. Ведь как ни крути, а правила поведения в воздухе писаны множественными смертями.

К тому же Чкалов терпеть не мог комсомольские собрания, зато любил выпить, причем не по-детски. 

Говорят, что из четырех лет, проведенных в этой эскадрилье, Чкалов сидел на гауптвахте в общей сложности около года. Его отдавали под суд, сажали в тюрьму, выгоняли из армии и комсомола. Но каждый раз находились люди, уверенные: такого высококлассного летчика нельзя терять.

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Игорь Чкалов, Валерий Чкалов, жена Ольга. Встреча на Белорусском вокзале в Москве 27 июля 1937 г.
На переднем плане слева направо: Игорь Чкалов, Валерий Чкалов, жена Ольга. Встреча на Белорусском вокзале в Москве 27 июля 1937 г. 

Над эскадрильей шефствовал Ленинградский пединститут. Знакомство Чкалова со второй супругой, Ольгой Ореховой, произошло то ли во время танцев, то ли на занятиях в драмкружке. В любом случае и тут родители в штыки восприняли поклонника дочери. Во-первых, он был на три года моложе. Во-вторых, Ореховы жили недалеко от аэродрома и были в курсе, что эти парни часто попадают в катастрофы, в том числе со смертельным исходом — ведь советская авиация только-только набирала высоту. На какое-то время молодые люди даже расстались. Но потом все же сыграли скромную свадьбу, и 1 января 1928 года у них родился сын Игорь. Всего у Чкаловых было трое детей. В 1935 году родилась дочь Валерия, а через семь месяцев после гибели отца — Ольга.

“Чуждый человек”

Надо сказать, что еще до рождения Игоря в жизни Валерия Павловича произошло очень значимое событие: он участвовал в воздушном параде ВВС, посвященном 10-летию Октябрьской революции. Дело было в Москве, присутствовало высшее руководство. После парада Чкалов написал жене: “То, за что меня отправляли на гауптвахту, здесь поощрили премией”. Чкалова особенно отметил Климент Ворошилов, сам обладавший безрассудной отвагой.

Тут, казалось бы, самое время взяться за ум. Но то ли возвратившемуся в часть Чкалову сильно завидовали, то ли его снова подвела самонадеянность плюс несчастливые обстоятельства, но в 1928 году он стал практически подряд виновником двух аварий. В результате у одного самолета отвалился хвост, а другой вообще разбился. При этом сам Чкалов отделался небольшими травмами.

Летчика в который раз “окончательно” увольняют и отдают под суд. От годового пребывания в тюрьме его избавило заступничество Ворошилова и замначальника ВВС Алксниса. Однако в армии ему восстановиться не удалось, и будущий Герой Советского Союза работает в аналоге нынешнего ДОСААФ, даже возит на самолете туристов, чтобы показать им Ленинград с высоты.

Дальше жизнь Чкалова опять потекла по схеме “взлет — посадка”. Его вернули в армию, и он даже принимал участие в испытании “авиаматки” — это бомбардировщик, который несет на себе несколько истребителей. Именно действия Чкалова во время одного из испытаний предотвратили катастрофу и спасли жизнь нескольким летчикам. Но характер у Чкалова остался таким же, и в результате (и то благодаря Алкснису) его отправляют на учебные курсы в Липецк. Там он получил характеристику, где фигурировали слова “разболтанный, чуждый нам человек” и тому подобное.

После этого Чкалов смог найти работу только на московском авиазаводе им. Менжинского, где располагалось конструкторское бюро Николая Поликарпова. В автобиографическом фильме это знакомство изобразили с юмором: вот конструктор, чьи самолеты разбиваются, — вот летчик, которого отовсюду выгнали. На самом деле в это время Поликарпов находился под условным сроком. От того, как поведут себя его новые истребители И-15 и И-16, зависела буквально жизнь Поликарпова. 

И надо сказать, эта встреча оказалась для обоих удачей. Или просто Чкалов наконец “повзрослел”. Ведь мастерство испытателя заключается не просто в лихой отваге и умении объездить самолет, как лошадь, а в том, чтобы в полете скрупулезно отметить все, происходящее с машиной, и внятно донести это до инженеров.

И-16 был главной надеждой советской военной авиации, за ним пристально следил Сталин, и во время одного из испытательных полетов произошло его знакомство с Чкаловым. Валерий Павлович обладал необыкновенной харизмой, держался уверенно, чем буквально покорил Сталина.

Сталинский сокол

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Чкалов и известный авиаконструктор Андрей Туполев обсуждают детали перелета на Дальний Восток. 1936 г.
Чкалов и известный авиаконструктор Андрей Туполев обсуждают детали перелета на Дальний Восток. 1936 г. Источник: Wikipedia.

Это было как раз то самое время, когда в стране разворачивалось стахановское движение, когда уже были присвоены первые звания Героя Советского Союза летчикам, спасшим из ледового дрейфа экипаж и пассажиров “Челюскина”. Но мало рекордов и героев не бывает. И товарищ Чкалова летчик-испытатель Георгий Байдуков подбивает Валерия на то, чтобы свершить беспересадочный перелет в США. 

Чкалов к тому времени уже был кавалером ордена Ленина, но, говорят, он очень сокрушался из-за того, что не принял участие в челюскинской эпопее. Уговаривать его было не нужно. Однако Сталин решил: лучше, если рекорд будет устанавливаться на территории СССР. В результате экипаж Чкалова-Байдукова-Белякова за 56 часов преодолел расстояние в 9375 км до Дальнего Востока.

Последние часы полета проходили в отсутствие видимости. Буквально за 15 минут из мглы вынырнула узкая полоска побережья на острове Удд в Охотском море. Чкалов чудом посадил машину. Тут же на борту была нанесена надпись “Сталинский маршрут”. К острову подобрались суда с людьми и необходимыми строительными материалами, из которых была сооружена взлетная полоса.

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Встреча Чкалова, Байдукова и Белякова на Щёлковском аэродроме 10 августа 1936 года. Сталин здоровается с Чкаловым. Рядом стоят Ворошилов, Каганович и Беляков.
Встреча Чкалова, Байдукова и Белякова на Щёлковском аэродроме 10 августа 1936 года. Сталин здоровается с Чкаловым. Рядом стоят Ворошилов, Каганович и Беляков. Источник: Wikipedia.

По возвращении экипаж на аэродроме в Щелкове лично встречал вождь. Все летчики были удостоены звания Героев Советского Союза, а их путь в столицу и по московским улицам сопровождался толпами народа. Люди приветствовали героев, которые ехали в открытых машинах, и бросали им цветы. С этого момента слава Чкалова приобрела невиданные масштабы.

Казалось бы, куда больше, но в июне 1937 года этот же экипаж на самолете АНТ-25 с благословения Сталина совершает рекордный перелет в США. Про этот полет написано много историй, про то, как летчики охлаждали двигатель даже с помощью собственной мочи, как Чкалов проспал Северный полюс — в этот момент у штурвала находился Байдуков…Летчики специально выбирали для приземления городок поскромнее, чтобы их не раздели до трусов, как это уже случалось с воздушными рекордсменами.

Но в городе Ванкувере их встретили толпы народу, губернатор даже не разрешил им побриться и переодеться и тут же потащил их к себе на обед. Уже потом летчикам были подобраны элегантные костюмы в местном магазине. Но Чкалов очаровывал не одеждой, а своим мужеством и умением общаться с огромной толпой без капли зазнайства или смущения. Его манеры агитировали за достижения СССР лучше всякой пропаганды.

Чкалов Валерий Павлович. Валерий Чкалов биография. Летчик Валерий Чкалов. Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 года.
Байдуков, Чкалов, полпред СССР Трояновский и Беляков после приёма у президента США Рузвельта в Белом доме. 28 июня 1937 года. Источник: Wikipedia.

Не знаем, умел ли Сталин с кем-нибудь дружить, но Чкалов пользовался его огромным расположением. Говорят, летчик его называл “Ты, Иосиф Виссарионыч”, пил с ним на брудершафт, и ничего ему за это не было. Точно так же просто Чкалов, ставший депутатом Верховного совета СССР, общался с избирателями. Конечно же, его обожали. Он не стал причесанным плакатным героем, а слухи о его негладком характере, которые, конечно же, распространялись и обрастали новыми деталями, вызывали еще больше симпатии.

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года на испытаниях истребителя И-180. Версий и историй об этой потрясшей страну и мир смерти очень много. Понятно, что самолет не достиг оптимальной формы, испытания несколько раз переносились. Но в конце концов 15 декабря было принято решение, что Чкалов сделает пробный круг над аэродромом. Все должно было завершиться за 10-15 минут.

Однако Чкалов зачем-то пошел на второй круг и удалился от аэродрома. При заходе на посадку мотор заглох, в результате Чкалов попытался увести машину от жилых зданий и аварийно приземлился на территории автобазы в районе Магистральной улицы. Самолет сел на кучу дров, а героя-летчика выбросило из машины, и он ударился головой об арматуру. Рабочие автобазы на грузовике доставили его в Боткинскую больницу, где в этот же день он умер от многочисленных травм.

Повзрослев, дети Чкалова настаивали на том, что их отца специально отправили на смерть на недоделанном самолете, потому что кое-кому не нравилась его тесная дружба со Сталиным. Но обо всех недостатках машины Чкалов был предупрежден, и, наоборот, есть свидетельства, что он хотел выполнить испытания на несколько дней раньше. Кому и зачем могло понадобиться якобы убить любимца Сталина — на это отвечают только конспирологическими версиями, не имеющими убедительного подтверждения.

Чкалов был кумиром Юрия Гагарина. Юрий Алексеевич, выполнив свой уникальный полет в космос, на восемь лет был отстранен от выполнения каких-либо полетов. Вскоре после того как запрет был снят, первый космонавт погиб. Как и Чкалову, ему было 34 года. И точно так же до сих пор многие не могут смириться с тем, что это были технические обстоятельства непреодолимой силы. Видимо, такова участь народных любимцев — не только их жизнь, но и смерть становится легендой.

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *