Детки в NETке, или Надо ли отучать ребенка от гаджетов

Влияние гаджетов на детей. Как отучить ребенка от гаджетов. Вред гаджетов для детей.

Сегодня у нас разговор на трудную тему — о влиянии гаджетов на детей.

Почему трудную? Потому что мы пишем эту статью с помощью гаджета и прочтете вы ее этим же способом, а мы призываем с ними бороться. Ну, и пока мы размышляли на эту тему, наши дети уткнулись в телефоны. Получается какой-то замкнутый круг. Чтобы не оказаться в роли Дон Кихотов, сражающихся с ветряными мельницами, мы обратились за советами к профессионалу — психологу, учителю-дефектологу Екатерине Колисовой.

Екатерина, возьмем сразу быка за рога. Гаджеты — это опасно?

Я против такой постановки вопроса. Когда-то наши предки с трудом добывали огонь и поочередно его охраняли, хотя это могло привести к обширному пожару. Теперь во многих домах, в том числе там, где растут дети, работают газовые плиты. Потом изобрели колесо, сейчас мы пользуемся автомобилями, самолетами и метро. Вряд ли маленькому ребенку нравится торчать в аэропорту и потом лететь несколько часов, или ехать сутки на поезде. Но мы же при необходимости пользуемся всеми достижениями прогресса. Нужно не запрещать, а вырабатывать правила поведения и компромиссы для всех потенциально опасных ситуаций. 

Точно так же и с гаджетами. Они навсегда пришли в нашу жизнь, со всеми своими достоинствами и недостатками. Телефоны, планшеты, ноутбуки незаменимы как способ поиска информации, обучения, общения и развлечения. Но со всем этим легко переборщить, причем не только детям, но и взрослым. В любом случае родители должны понимать: когда они впервые дают ребенку телефон, они приобретают потенциальную проблему.

Если совсем маленький ребенок тянется к телефону, что говорить?

Нельзя отвечать “это бяка”, потому что “бяку” он постоянно видит у родителей, и это, конечно, очень двусмысленно. Отвечайте “это мамино (папино)”, рассказывайте, зачем это нужно, но без излишних подробностей, так же, как вы рассказываете малышу о предметах вокруг. Например: с помощью этой штуки я могу позвонить бабушке или сделать так, чтобы нам с тобой не пришлось идти в магазин. 

Есть ли какой-то определенный возраст, в котором ребенку точно можно дать, например посмотреть мультик на телефоне?

В идеале — в том возрасте, когда вы начинаете читать и обсуждать с малышом книжки. Сейчас очень часто можно увидеть, как мама катит ребенка до года в коляске, перед малышом висит один гаджет с мультиками, а второй мама держит в руке, ее большой палец порхает по кнопкам. С большой вероятностью можно предсказать и маме, и ребенку проблемы в будущем, на них я остановлюсь позже. Но бывают ситуации, когда разумно дать ребенку телефон с мультиком. Например, вы застряли в пробке, сидите в очереди в поликлинике, вам надо провести некоторые манипуляции с готовящимся супом и т.д.

Я бы посоветовала для таких случаев иметь на телефоне набор старых советских мультиков, продолжительностью не более 15 минут. Там не такие яркие краски, понятный сюжет Причем лучше таких мультиков, которые сняты по сказкам для малышей, вроде “Колобка” или “Курочки Рябы”.

Предварительно протестируйте мультик: нужно, чтобы кадр сменялся не чаще, чем через пять секунд. 

Давая ребенку телефон, скажите, что он посмотрит мультфильм 15 минут, а потом вы пойдете гулять, будете обедать, читать и т.д. Перед самым сном гаджет исключается. Минут за пять мягко напомните малышу, что время кончается. Обязательно обсудите то, что он посмотрел, точно так же, как вы обсуждаете книжку. И, безусловно, просмотр ребенком мультиков не отменяет живое чтение.

Обязательно наступит момент, когда ребенок возьмет ваш телефон самостоятельно или вы купите ему свой собственный. Во-первых, родители должны понимать, что дети гораздо умнее, чем мы думаем, они быстрее вас разберутся, откуда скачать, куда нажать и т.д. Поэтому используйте все возможности прогресса: функции родительского контроля, ограничения доступа на определенные сайты и прочее. 

Когда малыш начнет смотреть контент на телефоне по своему выбору, обязательно расспрашивайте его: как зовут главных героев, что они делали, чем закончилось. Если ребенок не может ответить на эти вопросы, контент ему точно не подходит. Соответственно, примерно так же надо решать, когда ребенок может самостоятельно пользоваться телефоном: когда он понимает то, что видит, и может ответить на самые примитивные вопросы. 

Получается, если ограничивать время и контролировать содержимое, никакой опасности нет?

Есть. Огромные силы задействованы на то, чтобы люди как можно больше времени проводили в телефоне, в планшете, переходили по ссылкам, потребляли рекламу. И ребенок, и взрослый, “переев” гаджетов, получает одинаковые проблемы: нарушение зрения, невроз, во многих случаях — искривление позвоночника. У детей может появиться нервный тик, запинки в речи, например, когда он повторяет одно и то же слово по несколько раз — это предвестник заикания. Не случайно при обращении к логопеду и психологу первое условие, которое ставит врач, — “отключить” ребенка от всех гаджетов.

А есть ли такие волшебные способы?

Есть, только ими нужно пользоваться как раз для того, чтобы не довести дело до вмешательства докторов. Они одновременно простые и сложные. Сложные потому, что мы, взрослые, впадаем в зависимость от гаджетов намного чаще, — ведь нас же никто не контролирует. Поэтому от нас, родителей, требуется высокая сознательность и личный пример. Громкие слова, но если вы не безразличны к будущему своего ребенка, придется… отложить гаджет и активно проводить время с собственным чадом.

Начинать нужно с режима.

С детсадовскими детьми это намного проще. Но если вы воспитываете ребенка дома, режим тоже обязателен. Завтрак, обед, ужин, когда телефон лежит не на столе и привлекает к себе внимание только в случае важного звонка. Прогулка, совместное чтение, развивающие игры, в которые нужно играть руками.

То есть дома у вас должно быть настоящее лото, кубики, мячи.

Опасность игр на телефоне в том, что они вырабатывают “плоскостное” представление о мире, отбивают многие полезные навыки. Например, даже опытные водители, начав пользоваться навигаторами, очень быстро утрачивают чувство “знаю город как свои пять пальцев”. Постоянное бряцание по клавишам приводит к тому, что мы с трудом пишем ручкой. То есть получая одни преимущества, мы теряем другие. Вот почему, даже имея самый навороченный айфон, ребенок должен уметь играть в кубики, пересказать сказку, определять, на какое расстояние нужно бросить мяч, и т.д.

Далее. Одно из важнейших назначений гаджетов — быстрый поиск информации. В результате, оказавшись вне зоны доступа — в поезде или во время коммунальной аварии, многие из нас чувствуют себя дикарями на необитаемом острове.

Поэтому важно научить ребенка пользоваться такими вещами, как словари, энциклопедии.

Не говоря уже о том, что его обязательно нужно записать в библиотеку. Очень полезно решать вместе с ребенком кроссворды, лучше, конечно, не в телефоне.

В то же время выделяйте ребенку (не более часа) время, когда он может посидеть в гаджете. Но это время должно быть четко встроено в общий режим.

Понятно, что в ежедневном распорядке не может быть посещения театра или выставки. Но в том или ином виде, даже если это спектакли местного Дома культуры, такие мероприятия должны присутствовать в семейном досуге. Старайтесь смотреть кино вместе с ребенком, обсуждайте увиденное. Способ победить влияние гаджета только один — доказать преимущество живого общения. 

Что делать, если родителям самим требует провести продолжительное время в компании гаджета?

Опять-таки, правильные отношения с ребенком, чего бы они ни касались, строятся на уважительном общении и разъяснении. Часто бывает так, что мама или папа, находясь в отпуске по уходу за малышом, работают на удаленке. Значит, с того момента, когда ребенок способен понимать смысл слов, объясняйте ему, что вы — работаете, зарабатываете деньги, на это покупаются еда и игрушки. Но в таких случаях должен наступить момент, когда вы “приходите с работы” и гаджет выключается.

Опаснее всего, когда ребенок совершенно бессознательно наматывает на ус некоторые особенности вашего поведения: вы сидите с телефоном и не подходите посмотреть, что он нарисовал, не откладываете гаджет, когда кто-то из домочадцев пришел с работы, из школы, ну и всё в таком духе.

То есть тактильный контакт, живой разговор, взаимопомощь должны быть однозначно важнее телефона

Странно, конечно, что гаджеты, которые значительно облегчают общение, на самом деле вредят ему.

Вред гаджетов как способа общения в том, что переписка лишает возможности улавливать интонацию, а голосовые сообщения “отменяют” мимику. Никакая самая совершенная камера не заменит живой разговор, прикосновения, поток энергетики. Очень часто родители напрасно думают, что их ребенку-подростку интереснее “трещать” в сосетях, нежели попить чаю вместе с «предками». Другое дело что если в это время вы уткнетесь в гаджет, спросите “как дела в школе, что получил? а, опять трояк”, и на этом все закончится.

Часто для необщительного ребенка соцсети действительно становятся выходом…

Нет, это не выход. На мой взгляд, родители должны насторожиться, если, например, ребенок учится в школе и при этом не приглашает на день рождения никого из одноклассников, и его тоже никто никуда не зовет. Это серьезный повод сначала подробно поговорить с ребенком, а потом и обратиться к специалисту. Ну и, конечно, я бы советовала в любом случае постоянно ненавязчиво “мониторить”, с кем контактирует ребенок в соцсетях, спрашивать, что такого увлекательного они обсуждают с человеком из другого города, обязательно интересоваться возрастом его собеседников.

А что вы думаете о блогерстве? Стоит ли поощрять это занятие?

Весь вопрос в том, какой контент собирается транслировать юный блогер. Если, допустим, он занимается спортом и делится тем, как выполняет сложное упражнение или тренирует пенальти, — однозначно поощрять. Вышитая салфетка, прочитанная книга как тема для поста — прекрасно. Если позволяют возможности, помогайте ребенку, выстраивайте кадр, участвуйте в постановке света, наконец в виде поощрения купите ему более современный гаджет. Понятно, что тот, кто занимается спортом или творчеством, не сидит постоянно в сетях и зависимость ему не угрожает. В свою очередь, если вы рядом, если вы интересуетесь, то ребенок однозначно доверяет вам, вашему вкусу и прислушается к совету, если, на ваш взгляд, его блогерство превратится в пустую трату времени. Ну, а если оно монетизируется, — вас и вашего ребенка можно поздравить. Потому что в конечном итоге гаджеты должны работать на наш комфорт и благополучие.

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *