
В нынешнем ноябре, 18 числа, исполнилось 93 года со дня рождения одного из самых любимых наших режиссеров. 30 ноября 2015 года Эльдар Александрович ушел из жизни
Ни один фильм не дался Эльдару Рязанову с легкостью. Сначала это была борьба с собственным неумением, потом – с чиновниками. Ведь в его смешных комедиях много такого, над чем смеяться не полагалось. Последние годы режиссер боролся с непобедимыми соперниками – возрастом и болезнями, вот тут уж зритель насторожился: а чего это Рязанов не веселит нас так, как раньше? Он очень переживал за тех, кто не вписался в новое время, с нежностью называл их «дуралеями» и «старыми клячами». Наконец силы его иссякли, он ушел на «небеса обетованные», и осталась пустота. Выяснилось, что, наверное, мало кто любил нас, зрителей, так, как Эльдар Александрович Рязанов.
Весенние голоса

Когда-то на перекрестках войны потерялось письмо, написанное в Одесское мореходное училище, 17-летним пареньком Эликом Рязановым. Юноша пережил уже и развод родителей, и нападение фашистов, и эвакуацию с ее голодом и холодом, и переезд семьи, в которой теперь был отчим и еще двое детей, в военную Москву. Его всегда спасали книги, особенно Джек Лондон, у которого были такие стойкие герои. Вот бы тоже стать писателем, думалось Элику, но что такого он может рассказать людям? Для этого надо увидеть мир! Поэтому самый лучший выход – мореходка. Но ответа из Одессы Рязанов не дождался, а тут приятель пригласил прогуляться во ВГИК. И, о чудо, он поступил к самому Григорию Козинцеву.
Правда, Козинцев пытался пару раз отчислить студента Рязанова, а студент Рязанов долго не мог понять: и зачем ему это кино? Конец 40-х, фильмов выпускалось очень мало, и все они такие, что скулы сводило. Рязанов решил как-то совместить страсть к путешествиям и кинематографическое образование и занялся документалистикой. Но и здесь от него требовали приукрашенной действительности. Одна радость – рядом все время была однокурсница Зоя, позже ставшая его женой и подарившая Эльдару Рязанову единственного его ребенка – дочь Ольгу.
По счастью, времена в кинематографе менялись. После смерти Сталина невольно хотелось расправить плечи и даже запеть. Рязанов снимает фильм-концерт с символическим названием «Весенние голоса». Теперь-то мы все знаем, как режиссер тонко чувствовал музыку, а тогда это, видимо, бросилось в глаза руководителю «Мосфильма» Ивану Пырьеву. Иван Александрович обязал 28-летнего Рязанова снимать музыкальную комедию «Карнавальная ночь».
Человек ниоткуда

Этот милейший смешной фильм, который мы через месяц снова будем смотреть на всех ведущих каналах (как и многие фильмы Рязанова), стал для начинающего режиссера творческим адом. Постановочная группа всячески испытывала дебютанта на прочность, даже позволяли себе снимать какие-то эпизоды в отсутствие Рязанова. На роль бюрократа Огурцова Рязанов взял актера Петра Константинова (самая известная роль в фильме «Дорогой мой человек», отец Вари и Родиона). Эльдару казалось, что так образ бюрократа будет выглядеть более зловещим и философским. Юная Людмила Гурченко провалила пробы.
Все шло наперекосяк, но фильм был очень важен для Пырьева, и он вносил коррективы твердой рукой. Константинова сменил блистательно сыгравший Игорь Ильинский, с Гурченко провели еще одни, успешные, пробы, а коллег по площадке Рязанов научился ставить на место. Кстати, при всем добродушном облике Эльдар Александрович был довольно жестким режиссером и иногда мог так наорать, что мало никому не казалось.

Следующий фильм, «Девушка без адреса», по сюжету чем-то повторял знаменитую довоенную комедию «Девушка с характером» с Валентиной Серовой в главной роли. На этот раз Рязанов пригласил непрофессиональную актрису Светлану Карпинскую, за что огреб от киноначальства. Снова появляются на экране Юрий Белов и Сергей Филиппов. Эльдар Александрович обладал даром влюбляться в талант, и многие актеры неоднократно снимались в его фильмах.

В 1961 году Рязанов выпускает, казалось бы, безобидную комедию «Человек ниоткуда». Но название картины и ее сюжет про снежного человека вызвали гнев главного идеолога страны Михаила Суслова, и «Человек ниоткуда» забрался на кинематографическую полку на четверть века. А ведь в этой картине наконец состоялся приход в кино Анатолия Папанова, которому Рязанов доверил тогда сразу несколько ролей!
Зигзаг удачи

Эльдар Александрович вообще умел открывать и переоткрывать актеров. В «Дайте жалобную книгу» дебютировала в кино Лариса Голубкина. В «Зигзаге удачи» первые заметные роли сыграли Валентина Талызина и Георгий Бурков, которые стали постоянными участниками команды Рязанова. Юрий Яковлев в 1958 году у самого Пырьева великолепно воплотил князя Мышкина, казалось бы, что можно играть после такого, а Рязанов сделал из него поручика Ржевского, а потом и злосчастного Ипполита. Иннокентий Смоктуновский, который только что сыграл Гамлета в фильме рязановского учителя Козинцева, спародировал сам себя в «Берегись автомобиля». Но как спародировал! Не случайно Эльдар Александрович буквально вымолил у Смоктуновского согласие сыграть Деточкина. Иначе был не получилась одна из самых глубоких в мире комедий.

Рязанов давал шанс на преображение не только своим актерам, но и нам, зрителям. После его фильмов мы верили, что принцы приезжают не на белом коне, а прилетают, пусть и в бессознательном состоянии, в «бельишке не по сезону», самолетом Москва – Ленинград. Что Золушка скрыта в каждой «мымре», а грубая вокзальная официантка, если ее только немножечко отогреть, способна спасти бывшего пианиста не только от дополнительного срока, но и от беспросветной жизни в нелюбимой семье. Что слегка озверевшие из-за отсутствия собственных гаражей люди в конце концов все равно окажутся добрыми и понимающими.

В начале 70-х в личной жизни самого Рязанова произошли большие перемены. Он влюбился, решился на уход от жены и соединил свою судьбу с Ниной Скуйбиной, редактором «Мосфильма». При этом Нина Григорьевна никогда не вмешивалась в работу мужа, но все актеры обожали, когда она присутствовала на площадке. Действовала она на Рязанова буквально магически.

За 24 года союза с Ниной Скуйбиной Рязанов снял свои самые лучшие, самые известные фильмы. Мы узнали Рязанова-поэта. А как виртуозно он вел «Кинопанораму»! Но внезапно Нине поставили самый страшный диагноз. Рязанов пытался спасти супругу, возил ее в Германию, однако рак победил. В 1994 году Нина Григорьевна ушла навсегда, а в жизни режиссера началась тяжелейшая депрессия.
Привет, дуралеи

Спасла его давняя знакомая, журналистка Эмма Абайдуллина. Она стала третьей супругой Рязанова и наполнила его последние годы теплом и заботой. Но в творчестве произошел резкий перелом. В его фильмах по-прежнему играли самые блистательные актеры, однако в сюжетах уже было больше горечи и сарказма, а зритель оказался не готов к такому Рязанову. К тому же в 1998 году ушел из жизни его давний друг и соавтор Эмиль Брагинский.

Наступило новое время, когда главными в кино стали продюсеры. Почему-то представителям этой профессии показалось, что такому шедевру, как «Ирония судьбы», требуется продолжение. Взяли и убили сказку про Женю и Надю, в которую зритель верил 30 лет.
Последний художественный фильм Рязанова назывался совсем мрачно, «Андерсен. Жизнь без любви». Эльдар Александрович показал, что жизнь сказочника часто очень далека от сказки. В фильме свою последнюю кинороль и первую у Рязанова сыграл Вячеслав Тихонов.

…Эльдар Александрович ушел из жизни в последний день ноября 2015 года, в самое мрачное и депрессивное время года. Но прошел месяц, подступило 31 декабря, и Женя Лукашин снова засунул банный веник в свой легендарный портфель. И так происходит уже 45 лет! Иначе, как говорили герои этого фильма, мы бы никогда не были счастливы.