Говорят, что звезда рождается в результате взрыва, и Гурченко тоже появилась из некой «гремучей смеси».
У феноменальной Людмилы Марковны было много талантов. Она грандиозная драматическая актриса, очень хороша в комедии, до солидных лет великолепно двигалась. Пела она невероятно, наверное, никто так не исполнял песни военных лет. Из-под пера Гурченко вышли три захватывающие автобиографические книги, которые она написала сама. У нее был огромный дар интересного собеседника и рассказчицы. А в 1986 году Гурченко еще и приняла участие в маленькой революции на советском телевидении.
Телевизионное знакомство
В 1986 году молодой и талантливый эстонский журналист Урмас Отт задумал совершенно необычный формат интервью под названием «Телевизионное знакомство». Он хотел приглашать для разговора самых известных артистов, писателей, ученых, спортсменов, политиков и задавать им вопросы, которые до этого никто публично не обсуждал: о личной жизни, зарплате, сплетнях и интригах. Для первого выпуска Урмасу нужна была звезда, которая, по его мнению, обладала достаточной внутренней свободой. Было три кандидатуры: Алиса Фрейндлих, Майя Плисецкая и Людмила Гурченко. Однако Алиса Бруновна и Майя Михайловна сослались на занятость, а Гурченко бросилась на эту авантюру, как на амбразуру. Она всегда так поступала.
Прямо на камеру Людмила Марковна пудрилась, роняла и снова вдевала серьгу, пила чай – до этого перед зрителями никто так себя не вел. Кстати, в этой передаче, чуть ли не единственный раз, актриса очень сердечно рассказала про свою дочь Машу. Правда, в некоторых моментах недовольство все же проскользнуло: «не в меня, слуха нет никакого». Но в целом все выглядело трогательно: у такой звезды – дочь обычная медсестра.
Надо сказать, то интервью Людмила Марковна сыграла блестяще, как и все остальные в своей жизни. Именно сыграла, потому что, несмотря на всю свою внутреннюю свободу и темперамент, умолчала, например, о своих мужьях. Она скромно заметила, что женихи у нее появились только после «Карнавальной ночи», совершенно «забыв», что уже в 18 лет стала женой перспективного режиссера.
Не за тем пришла, чтобы молчать
Говорят, что звезда рождается в результате взрыва, и Гурченко тоже появилась из некой «гремучей смеси». Мать ее была благородных кровей, отец из батраков. Прибавьте к этому место рождения – Харьков, много лет бывший столицей Украины и имевший колорит и гонор, не уступающие одесскому. Марк Гаврилович, прошедший путь от батрака до музыканта в Доме культуры, сразу решил: его дочурка будет артисткой, которую должен узнать весь мир.
Она с первых своих лет пела и танцевала. Возможно, эти навыки спасли жизнь ее самой и ее матери Елены Александровны. Марк Гаврилович воевал, а семья находилась в оккупированном Харькове, где Люся пела немцам репертуар кинодивы Марики Рекк. За это она получала в котелок остатки еды.
С войны Гурченко-старший привез дочке какое-то невероятное платьице. А потом, когда Люся подросла, сам придумал фасон наряда для экзаменов во ВГИК. Это было платье из ядовито-зеленой китайской ткани, всё украшенное красными бантами. Такие же красовались на красных туфлях.
Перед приемной комиссией Люся предстала с аккордеоном. Басню она прочитала плохо, и, когда увидела потухшие глаза Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, понеслась по аудитории в танце. Мэтры дрогнули.
Герасимов и Макарова всегда давали своим студентам роли. Юную Люсю Макарова взяла на съемки фильма «Дорога правды». Первая фраза, которую произнесла Людмила Гурченко в кино, была: «Я не за тем пришла, чтобы молчать!». Так оно и оказалось.
Человек родился, но со скандалом
Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна набирали не только актеров, но и режиссеров. На тот момент среди их студентов оказался бывший фронтовик Василий Ордынский. Он быстро влюбился в тоненькую и кокетливую Люсю. Об их браке рассказала однокурсница Гурченко Зинаида Кириенко, потому что Людмила Марковна и Василий Сергеевич об этом как будто забыли на всю жизнь.
В разгар семейной жизни Ордынский приступил к съемкам своего третьего фильма «Человек родился». Это был очень необычный для своего времени фильм, где рассказывалось о юной матери-одиночке. Обычно таких называли соответствующим словом и осуждали. Естественно, Люся рассчитывала на главную роль, и вроде бы даже поначалу она там снималась в паре с Олегом Ефремовым. То ли Гурченко не прошла пробы, то ли руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев запретил Ордынскому снимать свою жену… В общем, роль ушла к Ольге Бган, а вот озвучила ее Людмила Гурченко. На этом первый брак актрисы закончился.
Роль у Ордынского осталась для Бган единственной заметной работой. Рассказывали, что тот же Иван Пырьев положил на нее глаз, Бган отказала и попала в «черные списки». Она добровольно ушла из жизни в 41 год.
А вот у Гурченко с Пырьевым вышла совсем другая история. В это же время молодой режиссер Эльдар Рязанов по распоряжению Ивана Александровича начал снимать музыкальный фильм «Карнавальная ночь». Пробовали поющую и танцующую Гурченко, но неудачно. Актриса рассказывала, что, во-первых, ее плохо снял оператор, а во-вторых, она сама вела себя перед камерой не профессионально. Но в душе чувствовала, что роль – ее.
И вот она увидела в коридоре студии Пырьева и пошла ему навстречу, как говорила Гурченко, стреляя глазами и крутя всеми своими пышными юбками. Иван Александрович остановился, поговорил с ней, взял за руку и привел в павильон «Карнавальной ночи». Он распорядился как следует одеть, причесать, а самое главное – успокоить молодую актрису. И так появилась первая звездная роль Людмилы Гурченко.
Потом случилось то, что Гурченко называла трагедией, забвеньем и т.д. На самом деле ее довольно часто снимали и в 1969 году даже дали звание заслуженной артистки РСФСР. Но Гурченко считала время от «Карнавальной ночи» до 1973 года вычеркнутым из жизни.
Эльдар Рязанов пробовал ее в «Гусарской балладе», однако пробы снова прошли неудачно. Позже режиссер узнал, что в то время, в 1961 году, у Гурченко была очень тяжелая жизненная ситуация. Она расходилась со своим вторым мужем, красавцем Борисом Андроникашвили, сыном грузинской княжны и расстрелянного писателя Пильняка. Борис на всю жизнь так и остался подающим надежды, а у супругов уже росла дочь Маша. Из-за необходимости зарабатывать Гурченко снималась там, где утвердят, постоянно ездила на творческие встречи.
Потом она еще дважды выходила замуж за очень известных мужчин. Сначала – за сына писателя Александра Фадеева и знаменитой актрисы Ангелины Степановой. Но у Фадеева-младшего были только родители и фамилия. Однажды, выясняя отношения с Люсей, Фадеев пальнул в жену из ружья.
Еще одним супругом Гурченко побывал тогда уже очень популярный Иосиф Кобзон. Иосиф Давыдович до конца жизни отзывался с восхищением о личности и таланте Людмилы Гурченко. А вот она, говорят, никогда не здоровалась с ним при встречах. Гурченко, если ссорилась, то навсегда.
Пожамкает и отпустит
1973 год был особенным для актрисы во многих отношениях. Она потеряла отца, самого любимого ею человека, который всегда в нее верил и говорил: «Хорошего человека жизнь пожамкает-пожамкает и отпустит». В этом же году Гурченко случайно познакомилась с молодым музыкантом Константином Купервейсом. Брак продлился 18 лет, закончился он так же громко, как и предыдущие. Но все равно этот период стал поистине звездным для актрисы.
В 1973 году она снялась в фильме «Старые стены». Актриса, которую знали по «Карнавальной ночи», «Девушке с гитарой», предстала в образе директора ткацкой фабрики, истинно советской женщины, погруженной в производственные заботы. Образ вышел глубоким и многокрасочным, критики возликовали: к нам вернулась новая Гурченко! Возможно, ей надо было пережить все эти неудачи, все отказы и разочарования, чтобы достать из себя что-то совершенно новое.
Потом звездные роли Гурченко шли одна за другой: «Двадцать дней без войны», «Пять вечеров», «Сибириада», «Вокзал для двоих»… Одновременно актриса появлялась и в музыкальных комедиях, и все восхищались самыми разными гранями таланта Людмилы Марковны.
Но с тех пор в актрисе появился страх, что однажды ее снова забудут. И она объявила войну возрасту, который назвала своим «огромным пороком». К концу жизни ее лицо носило следы многочисленных пластических операций, от былой внешней индивидуальности не осталось и следа. Но, отдать должное, ее фигура, пластика, а самое главное – блестящий ум и острый язык, давали сто очков вперед на фоне многих молодых актрис.
Пестрые сумерки
У Гурченко был еще один дар. Она умела восхищаться талантами. Никиту Михалкова с горящими глазами называла «зверем, который тебя съест и выплюнет все пуговицы». Боготворила Юрия Никулина, с которым играла в одном из лучших своих фильмов «Двадцать дней без войны». Между прочим, после того самого интервью Урмасу Отту она уговорила журналиста сделать передачу с выдающимся танцовщиком Марисом Лиепой. «Марису сейчас очень плохо» – убеждала она. Вторую передачу Отт действительно записал с Лиепой, но Марис Эдуардович не прожил после этого и трех лет, настолько действительно ему было плохо.
За два года до кончины Людмила Маркова при поддержке своего последнего супруга, продюсера Сергея Сенина, сделала необычный фильм о талантливом слепом музыканте. В основу сюжета была положена реального человека, Олега Аккуратова. В фильме Гурченко была и сорежиссером, и композитором, и исполнительницей одной из главных ролей. Очень многие в этой картине открыли для себя музыку Людмилы Марковны, очередной раз убедившись, сколько таланта и энергии у этой тоненькой женщины.
Может, финал ее жизни и был довольно пестрыми сумерками, но, когда она ушла в 2011 году, заметно потемнело в нашем искусстве…
Сидим со старухой и думу думаем: что нам простым смертным и небогатым людям ставить на стол из еды и каким спиртным угостить себя или случайных гостей, родственников.
Пока одна идея: картошку с курицей нажарим, салатик зимний сварганим.
А как у вас с этим?
Поздравляю всех с наступающим Новым 2023 годом!