— В детстве я завидовал взрослым, мол, пришел с работы и никакой домашки, отдыхай. Я тогда не знал, что взрослые после работы хотят только умереть.
— Умирать нельзя — надо еще домашку детям делать!
Актуально? Тогда читай эту статью.
Будем разбираться, нужно ли помогать ребенку с выполнением уроков, а, может, проще где-то сделать что-то за него? Или бросить чадо на произвол учебной судьбы?
МОЖНО ЛИ ДЕЛАТЬ УРОКИ ЗА РЕБЕНКА?
«Папа решает, а Вася сдаёт» — это не просто смешная строчка из детской песенки, а самая настоящая реальность. Родители, которые делают домашнее задание за детей делятся на два типа:
1. Родители-перфекционисты. Таким родителям просто необходимо, чтобы у их ребёнка было все идеально, пусть даже ценой их собственных усилий.
2. Родители «нет времени объяснять». У таких родителей нет сил или времени объяснять ребёнку, как правильно выполнить домашнее задание, поэтому они делают его за него.
Получается, когда мы делаем домашку за ребенка, мы просто разбираемся со своими проблемами, но ребенку никак не помогаем.
Наше мнение, что делать за детей домашние задания нельзя. Психологи вторят, ведь мы таким образом:
- Лишаем его ответственности, ведь это мама решает задачки и делает самую лучшую поделку на конкурс.
- Не даем ему получать знания (не путай с оценками). Может, ребенок и станет отличником, но вот будет ли он от этого умнее — вопрос.
- Воспитываем страх провала. Если мама все делает лучше, то зачем пробовать делать самому?
- Не можем узнать о его слабых сторонах, и учителю не даем выяснить, где “провалы в знаниях”.
- Мешаем ребенку научиться самоорганизации. Зачем что-то планировать, учиться жертвовать просмотром любимого сериальчика, если мама все порешает?
Нужно учиться искать разницу между поощрением лени и беспомощности и реальной помощью.
КАК ПОМОГАТЬ РЕБЁНКУ?
Мотивация
Самое главное, чему следует научить ребёнка — правильная мотивация. Если он делает уроки только «из-под палки», чтобы его не наругали родители, а учитель не поставил “двойку”, то дальнейшая жизнь у него сложится довольно сложно. Люди, которые не умеют мотивировать себя, могут делать только то, что от них требуют. Сначала родители, потом школа, университет, начальник, муж, жена и так далее. Таким взрослым очень сложно самоорганизоваться: заняться спортом, похудеть, выучить языки, открыть бизнес. Они не научились правильно, продуктивно, а главное самостоятельно работать.
Попробуй проговорить (и не один раз), для чего нужны те или иные уроки. Приведи примеры из жизни, когда тебе пригодились интегралы, за которые ты почему-то так ратуешь (может, не так они и нужны?!), объясни, зачем знать историю, русский язык. Редкий ребенок, например, может прямо сейчас осознать, зачем ему английский. А ты напомни, как вы в прошлом году в Турции пытались заказать борщ…
Тайминг
Предоставь ребенку возможность самостоятельно выбрать, когда ему лучше делать уроки. Обычно мы говорим: «Сначала переоденься и поешь, а потом уже садись за домашку!». А когда он поел, его разморило так, что ни о какой математике и речи быть не может.
Пусть он сам решает, делать уроки сразу после школы, когда рабочее настроение еще не сдало свои позиции, или ближе к вечеру. А может быть он вообще захочет ради домашки просыпаться в 5 утра… В общем, пусть поэкспериментирует и выберет для себя самое оптимальное время.
И снова: говори с чадом. Подскажи, в каком направлении скорректировать расписание, погугли всякие новомодные системы тайм-менеджмента и позволь ему ошибаться и пробовать.
Планирование
Помоги ребенку научиться оценивать, сколько времени у него уйдет на уроки. Если он понял тему ещё в классе, и все, что осталось сделать дома, — пощелкать несколько примеров как орешки, это одно. А если необходимо разобраться в пройденном материале — это другое. Понимание этого, разумеется, приходит не сразу. Но со временем данный навык освободит тебя от необходимости затаскивать ребёнка за рабочий стол, а потом вытирать ему слезы, когда на часах время 2 ночи, а сделана только половина домашнего задания.
Также пусть дите само разберется, в каком порядке ему проще выполнять задания. Сначала сложное, затем простое? Сначала устное, затем письменное? Или наоборот?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ
Если ты заметила, что ребенок не справляется с домашним заданием, получает плохие оценки или замечания от учителей, то ни в коем случае не надо его ругать.
Постарайся выяснить, что ему мешает хорошо учиться и помоги ему решить… нет, не домашнее задание, а проблему.
Может быть, ему непонятно, как учитель объясняет? Или он не так быстро усваивает, а школьная программа не дает возможности “притормозить”. Стоит задуматься о том, чтобы нанять репетитора.
Вместе проанализируйте, как организовать время. Не домашнее задание, а время всего дня (возвращаемся к вопросу тайм менеджмента).
Организуйте нормальное рабочее место. Но оно должно быть не только комфортным, но и таким, где ребенку уютно.
Не смейся над ошибками и тем более не ругай за них. Ну, представь сама: ты писала большой отчет неделю, а шеф, увидев его, заметил опечатку и устроил разнос. Тебе было бы приятно? Попробуй про ошибки говорить нейтральным тоном, но обязательно подчеркивать, что у ребенка получилось хорошо.
Не пытайся “платить” за хорошие оценки и наказывать какими-то домашними делами за плохие. Отобьешь охоту ко всему одним махом.
Ну и помни, что многие “троечники” стали великими людьми. Впрочем, многие и не стали… Поэтому тут лучше воспользоваться старой мудростью: дай человеку рыбу, и ты накормишь его на целый день. Научи его ловить рыбу — и ты накормишь его на всю жизнь.