Актер должен научиться трудное сделать привычным, привычное легким и легкое прекрасным.
Константин Станиславский
Актерский талант — это потрясающий дар, но далеко не всегда он дает гарантию успеха на сцене или в кино. Госпожа Фортуна в этом плане тоже достаточно капризна. Реальное актерское мастерство и успех гораздо чаще складываются из результатов многочасовых тренировок, где ты “прокачиваешь” речь, память, харизму, пластику, выразительность…
Здесь мы будем собирать актерские упражнения, которые пригодятся не только тем, кто мечтает о сцене, но и тем, кто хочется стать чуточку увереннее в себе.
Упражнения для развития внимания
Опиши прогулку
Итак, каждый день ты отправляешься на работу или идешь гулять, или в магазин… В общем, тебе предстоит какой-то большой или небольшой путь. Возможно, путешествие. Твоя задача на определенном этапе сделать остановку и сфотографировать объект, дом, человека или пейзаж. Чем больше разных деталей будет на фото, тем лучше.
По возвращении домой, как только у тебя появится несколько свободных минут, возьми блокнот и опиши, что было сфотографировано как можно подробнее. Если умеешь рисовать — зарисуй. А потом сравни с фото. Обрати внимание, какие детали не были замечены.
Не выбрасывай старые записи и фото. Оставь их для сравнения. Со временем заметишь, что твои описания станут все точнее, ты научишься лучше концентрироваться на том, что окружает.
Позже задачу можно усложнять, снимая на видео небольшие участки твоего пути, и описывая уже целое “путешествие”, а не один кадр.
Упражнения для лучшего понимания определения “Пристройка”
Что такое пристройка в актерском мастерстве рассказали по ссылочке.
Наблюдатель
Посмотри внимательно, как, например, сидят люди в транспорте и что они в этот момент делают. И главное, как в зависимости от их действия меняются позы, поведение. Кто-то читает не очень хорошие новости и весь напрягается. Как он в этот момент держит телефон? Как меняется его мимика? Поза? Так или иначе это все пристройки.
Понаблюдай за тем, как люди общаются. Как они пристраиваются друг к другу. Также обращай внимание на их жестикуляцию и мимику в те или иные моменты.
Очень важная персона
Представь себя очень важной персоной. Королем или королевой, например. “Поживи” немножко в этом ощущении. Попробуй войти в комнату так, как это сделала бы царственная особа, сесть, встать… Проследи, как меняется твое поведение, осанка, мимика в этот момент. Ну, и наоборот, представь себя очень мелким и незначительным человечком. И также внимательно за собой понаблюдай в действии.
Грузчик
Чтобы лучше прочувствовать пристройку в пространстве, обыграй, что ты двигаешь шкаф. Оцени объем, сколько места он занимает, сколько усилий тебе приходится прилагать… А теперь также обыграй, что тебе нужно передвинуть стул. Чувствуешь разницу? Запоминай, как меняются твои ощущения.
Разговор
Это упражнение выполняется с партнером. Отвечай на любые его реплики в пристройке “сверху”. Потом — “снизу” и “на равных”. Задача посложнее — все время чередовать пристройки и учиться быстро перестраиваться.
Упражнения для развития дикции и речи
“Ломаем язык”
Потренируй артикуляцию, произнося различные буквенные сочетания. Например:
Кпти, гбдэ, лра, гбды, тпки, вди-фти, фти-вди, лря, вдэттэ, вдатта, фтоддо, птка-бн-бдга, рло, пткы-бн-бдгы, длда, чмыкт, врливрл, мфо, врлэврл, пткопт, пткпэпт, мнгамн.
Ну, это мы для затравочки слоги подобрали. А вообще в интернете есть множество интересных артикуляционных гимнастик на любой уровень сложности и еще миллион примеров слогов.
Упражнения для раскрепощения
Заведи воображаемого друга
Большинство упражнений на раскрепощение предполагают взаимодействие с людьми. Лучше — с незнакомыми. Но мы не будем прям так сразу с места в карьер и дадим себе возможность немного настроиться.
Создай в воображении какой-то человеческий образ, выдуманный или реальный и регулярно проводи с ним беседы. Прям вслух. Рассказывай все, чем трудно поделиться с окружающими, простраивай диалоги, “советуйся”.
Если с воображением совсем трудно, попробуй тоже самое перед зеркалом.
Со временем ты заметишь, что тебе легче раскрываться и подбирать слова и в беседах с реальными людьми.