Райкин убежден: даже плохому человеку, если он придет в театр, потом, в случае чего, черти на небесах «уменьшат огонек под сковородкой».
Однажды молодая журналистка «российского производства» забыла отчество Константина Райкина. Интересно, какова на самом деле была реакция человека, который всю жизнь свято чтит и сохраняет память о своем отце и потратил полжизни на то, чтобы выйти из его тени.
Человек-театр
Увы, молодое поколение все реже слышит об Аркадии Исааковиче Райкине. Жанр, в котором он работал, трудно определить одним словом, «эстрада» или «сатира» – слишком мелко. Райкин-старший гениально высмеивал недостатки, коих было в избытке в советском обществе, и делал это очень остро, порой на грани фола. Как артист, он был человеком с «тысячью лиц», причем мог менять эти лица за несколько секунд, перебегая из одной кулисы в другую. Телезрители с придыханием ждали выступлений любимого артиста в телевизионных «огоньках», и каждая миниатюра расходилась на цитаты.
Аркадий Райкин родился в 1911 году и вопреки воле отца пошел в артисты. Он умел играть драматические роли, но также владел искусством пантомимы, конферанса, был необыкновенно музыкален. В разгар войны возглавил Ленинградский театр эстрады и миниатюр, в который пришел в 1939 году.
Супругой Райкина стала Руфь Марковна Иоффе, которую все звали Рома. В 1938 году у пары родилась дочь Екатерина. ныне популярная актриса кино и Театра им. Вахтангова.
«Пропустите сына Райкина»
Костя появился на свет в довольно сложный период. Страна только-только начала залечивать раны, нанесенные войной, Аркадий Исаакович и его артисты постоянно выезжали на передовую. Но теперь наступили мирные дни, нужно было строить серьезный театр, Райкин готовил большие программы. Он уже был очень популярен. Ну и, наконец, он был весьма привлекателен, держался настоящим аристократом, понятно, что от поклонниц не было отбоя. Руфь Марковна была мудрой, к тому же она стала незаменимой в театре и как актриса, и как правая рука руководителя. Но, как любая женщина в такой ситуации, боялась потерять супруга и долго раздумывала, стоит ли рожать снова. Жаль, впоследствии Костя каким-то образом об этом узнал. Он очень долго переживал, что его как будто «не ждали».
Мальчик рос с няней. Одним из самых «страшных» воспоминаний детства для него стала любимая реплика няньки: «Пропустите, это сын Райкина!». К тому же родители, находясь на гастролях за рубежом, увидев что-то красивое и добротное, брали детскую одежду на вырост. На самом Аркадии Исааковиче костюмы сидели как влитые. И мальчику казалось, что «сын Райкина» вызывает у всех сплошное разочарование.
Долгое время Костя старательно гнал от себя мысль пойти по пути родителей и старшей сестры. Он занимался легкой атлетикой, кстати, мог подраться и неоднократно ломал себе нос. Его очень интересовала биология, парень проводил долгие часы в Ленинградском зоопарке, ухаживал за животными и наблюдал за ними. Аттестат он получал в знаменитой ленинградской физматшколе №45 и решительно сдал документы на биофак ЛГУ.
Тем летом родители уехали на гастроли в Чехословакию, Костя был предоставлен сам себе и вдруг решил: чуть ли не на спор со своим внутренним «я» рванул в Москву и побежал на конкурс в Щукинское училище, о котором он, коренной ленинградец слышал только, что оно – самое лучшее. Конкурс прошел с блеском, его взял на курс замечательный артист и педагог Юрий Катин-Ярцев. А Аркадий Исаакович, вернувшись с гастролей, только усмехнулся: он всегда знал, что артистическая натура его сына в итоге победит.
«В комнате у меня драгоценность»
На курсе Константин очень подружился с Юрием Богатыревым, опекал его, и Богатырев довольно долгое время жил в московской квартире Райкиных. Тогда еще слава обоих молодых людей была впереди, а звездой курса с самого начала стала Наталья Гундарева.
После училища Райкина звали несколько театров, но пошел он в «Современник» к Галине Волчек и очень быстро стал ее любимчиком. Прежде всего за свое отношение к театру. Райкин всегда отличался огромной работоспособностью. Никогда не опаздывал и сейчас всегда приходит заранее. Но понятно, что из одних только работоспособности и пунктуальности хороший артист не вырастает. Райкин действительно очень одарен, хотя сам он долго в это не верил.
Вот что написал о 17-летнем Косте друг Аркадия Исааковича писатель Корней Чуковский в своем дневнике: «…это феноменально стройный, изящный юноша с необыкновенно вдумчивым, выразительным лицом…Удивительная наблюдательность, каждый дюйм его гибкого, прелестного, сильного тела подчинён тому или иному замыслу…я сидел очарованный, чувствовал, что в комнате у меня драгоценность. При нём невозможны никакие пошлости, он поднимает в доме духовную атмосферу…»
На молодого Райкина обратил внимание и Олег Табаков. Во многом благодаря Олегу Павловичу Константин поверил в свой педагогический дар. Это сейчас он уже профессор, который дал путевку в жизнь десяткам талантливых артистов. Райкин преподавал в Школе-студии МХАТ, но затем создал собственную Школу сценических искусств, где растит кадры для театра, который возглавляет с 1988 года.
А он такой
Все прекрасно складывалось у Константина в «Современнике», на его счету было 15 главных ролей. В кино он громко заявил о себе снявшись у Никиты Михалкова в картине «Свой среди чужих, чужой среди своих» (почти бессловесная, но очень выразительная роль татарина Каюма).
Вскоре ему предложили главную роль в фильме «Труффальдино из Бергамо». Впрочем, предложили – это неверно сказано. Он был одним из тех, кого рекомендовали. Долгое время режиссер Владимир Воробьев считал, что Райкина «втюхали» ему с самого верха: и отказаться нельзя, и толку не жди. К молодому артисту он придирался изо всех сил. Самым неловким было то, что главную женскую роль исполняла Наталья Гундарева. Она с внутренним превосходством смотрела на бывшего однокурсника, которого, конечно же, давно зачислила в разряд блатных.
Райкин не раз порывался отказаться и порхнуть в родные объятья «Современника», но девиз Труффальдино «А я смогу, а я упрямый» давно был его собственным. И однажды наступил момент, когда съемочная группа зааплодировала своему главному герою. А Наталья Гундарева еще не раз потом, когда могла, приходила на спектакли к Райкину.
Константину особенно удавались роли, где требовались перевоплощения, смена ритма, где была возможность выплеснуть эмоции, и такие роли стали попадаться все чаще и чаще. Но в один прекрасный момент востребованный киноактер Райкин пришел к руководителю театра «Современник» Галине Волчек и попросил его отпустить. Насовсем. И не на съемки, а в театр к отцу.
У Аркадия Исааковича с молодости было очень больное сердце. Все чаще стали повторяться моменты, когда за кулисами над ним колдовали врачи, а он, едва встав после уколов, выпархивал на сцену и зрители ничего не замечали. И уж никто подавно не догадывался еще о нескольких вещах. Например, о том, что отношения Райкина с ленинградским партийным руководством давно перешли в холодную войну. Актера и его театр спасало только то, что еще во время настоящей войны Райкин подружился с Леонидом Брежневым, давая концерты на Малой земле. Но что значит «подружился»? У Генерального секретаря было много друзей среди артистов, врачей, спортсменов, военных, егерей…Интеллигентному Райкину трудно было постоянно обращаться с просьбами. Но тут уже стало невмоготу: ситуация с ленинградским начальством угрожала не только ему, а в первую очередь театру. К тому же супруга Аркадия Исааковича перенесла тяжелый инсульт. Райкин-старший теперь сам опекал жену. Настал момент, когда знаменитый артист решил: театр должен переехать в Москву. И еще: к нему в коллектив должен прийти Костя.
Константин поставил отцу несколько условий. Он сразу настроил себя на то, что хочет возглавить этот театр, и на то, что театр не будет прежним. Привел с собой молодых актеров и испросил позволения делать с ними свои собственные спектакли. Казалось бы, чего не позволит сыну родной отец? Но Аркадий Исаакович был человек увлекающийся и остывающий. Ведь от него периодически с большой обидой уходили и артисты, и авторы, которые затевали спор на тему «что было раньше – курица или яйцо». И нашлись те, кто нашептывал стареющему мэтру не самые хорошие вещи о его собственном сыне. Константин, как он о себе говорит, «мальчик из интеллигентной семьи», научился очень жестко и даже грубо разговаривать в таких случаях, один на один и не особо выбирая выражений.
Только в «Сатириконе»
Переезд театра в столицу длился пять лет, с 1981-го по 1986-й. С 1987 года он носит название «Сатирикон», а теперь ему присвоено имя Аркадия Райкина. В качестве помещения театру дали здание бывшего кинотеатра «Таджикистан», очень плохо приспособленное для сценических искусств. И все-таки Аркадий Исаакович вместе с сыном успели сыграть на необжитой еще сцене спектакль «Мир дому твоему». В декабре 1987 года Аркадия Исааковича не стало, а через два года ушла из жизни и Руфь Марковна.
«Сатирикон» идет своей собственной театральной дорогой. Здесь очень много такого, что случается впервые в театральной жизни Москвы, а то и России. Именно здесь был поставлен легендарный спектакль Виктюка «Служанки», где одну из ролей сыграл Константин Райкин. Здесь начал на регулярной основе работать один из самых интересных режиссеров, тогда еще питерец, Юрий Бутусов. И у него Райкин великолепен в ролях Ричарда III и короля Лира. Здесь художественный руководитель периодически омолаживает состав, приводя целый студенческий выводок. Здесь снимают с репертуара даже очень хорошие спектакли, в том числе в постановке худрука, потому что Райкин считает: спектакль живет максимум 6-7 лет.
Райкин не терпит предательства по отношению к театру. Он не Труффальдино, служит только одному «господину» и того же требует от других. В то же время Константин Аркадьевич способен разрыдаться на глазах у молодых артистов, если на репетиции у него что-то не получается.
Райкин убежден: даже плохому человеку, если он придет в театр, потом, в случае чего, черти на небесах «уменьшат огонек под сковородкой». Поскольку самого его в театре называют «наш бесноватый», вполне возможно, он знает, что говорит.
Всегда была большой поклонницей Константина Аркадьевича. Спасибо за статью!