27 июля — день рождения одного из самых трагических персонажей советского балета.
«И даже в области балета мы впереди планеты всей». Эти строки из шуточной песенки Юрия Визбора были чистой правдой. Одним из тех, на ком эта правда держалась, являлся Марис Лиепа. Необычное имя, необычная внешность и весьма необычная, даже для знаменитого советского артиста, жизнь. Собольи шапки, шубы в пол, драгоценности, роскошная квартира с белым роялем и антиквариатом в центре Москвы, подарки от зарубежных поклонников в виде иномарок.
Таким всегда положено иметь много друзей и много врагов. Имел их и Марис. Но ни первые, ни даже вторые представить себе не могли, что Лиепа окончит свой путь в скромной чужой квартирке, откуда его, 52-летнего, навсегда вынесут врачи «Скорой помощи». Он станет простым советским пенсионером, пытавшимся поправить нужду, продавая побрякушки. В Большой театр дорога ему будет закрыта. Он вернется туда только в гробу, и то – не на сцену, а в фойе. И похоронят его, народного артиста СССР и лауреата Ленинской премии, не на престижном Новодевичьем, а на более скромном Ваганьковском кладбище.
Время таскать камни
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в столице независимой Латвии – Риге. Он никогда не комментировал политические реалии времен своего детства и не рассказывал, как к ним относились в семье. Говорил, что отец работал мастером сцены в оперном театре. У Эдуарда Лиепы в молодости был шикарный голос, но потом пропал. Однако мужчина всегда любил петь и дружил с людьми искусства. Он и сына записал в детский хор при Латвийской опере.
В 1944 году, когда Ригу освободили от фашистов, в городе сразу открыли хореографическую детскую студию, где завучем был Болеслав Милевич. Однажды, сидя с Эдуардом, возможно, за кружкой пива, педагог глянул на нескладного Мариса. «Пение – хорошо, но давай-ка ты приходи к нам в балетный класс, хоть фигуру тебе сделаем».
Фигуру сразу же начали делать так, что Марис взвыл от боли. Дома он заявил, что больше на эти танцы не пойдет. Но мама, которая видела в сыне не певца и не танцора, а исключительно врача, ласково упрашивала: вот будешь доктором, никто к тебе, худому и сутулому, не пойдет лечиться.
Марис действительно заметил, что по коридорам студии красивой походкой передвигались стройные ровесники. Он был парень самолюбивый. Вернувшись на занятия, Марис стал самостоятельно добавлять себе нагрузку. Специально таскал портфель с камнями, потом решил бегать наперегонки с трамваем. Вместе с сестрой начал ходить на занятия в открытый бассейн. Не многие знали, что юный Лиепа был в своем возрасте чемпионом Латвии по плаванию на средних дистанциях. Кроме того, он играл в водное поло.
Оказавшегося перспективным Мариса приняли в Московское хореографическое училище, но без стипендии и общежития. Ради его будущего родители продали дачу на побережье Балтики. Он снял в Москве угол у удивительной женщины, Евгении Дельфос, когда-то звезды варшавской оперы и жены миллионера. Она выучила парня всему, что знала назубок, – манерам, умению одеваться и красиво стричься, и что очень важно, английскому языку.
Муж самой Плисецкой
В жизни Лиепа не был классическим красавцем. Но у него имелись выразительные глаза, плюс чисто прибалтийский, считай европейский, шарм. Благодаря длительным занятиям плаванием он обрел великолепную литую фигуру, его танец был одновременно изящным и брутальным. Ну, и то, что вложила в него разорившаяся миллионерша. Не удивительно, что Мариса очень рано начали засекать взгляды женщин, в том числе и влиятельных.
Лиепу не распределили в Большой театр, какое-то время он выступал в родной Риге. Но в 1956 году их труппа приехала в Большой на декаду искусства Латвии – такие регулярно устраивались для всех советских республик. Молодого танцовщика увидела Майя Плисецкая. Она настояла на том, что именно Марис Лиепа будет танцевать с ней в балете «Лебединое озеро» в Будапеште, где в свою очередь должны были состояться Дни культуры СССР. Марис был настолько никому не известен, что его побоялись выпускать за границу. Майя быстро нашла выход: предложила пожениться.
Это был очень короткий брак, о котором оба помалкивали. Однако Плисецкая и Лиепа на всю жизнь остались партнерами в балете.
Окончательно Мариса Лиепу пригласили в Большой театр в 1960 году. Ему было всего 24 года, исполнилась его заветная мечта. Очень быстро его ввели в основной репертуар. Капризная московская балетная публика восхищалась новичком.
Мина замедленного действия
Однажды Марис познакомился с очаровательной блондинкой Маргаритой Жигуновой, актрисой Московского театра им. Пушкина. Позже, когда они вместе выезжали за рубеж, Маргариту называли «советской Мэрилин Монро». Но девушка оказалась далеко не воздушным созданием. Однажды она заявилась в партийный комитет Большого театра и пожаловалась: Лиепа на ней никак не женится, а она ждет ребенка.
У Мариса уже было двое детей, когда он заметил: на его выступлениях в первом ряду неизменно сидит дочка Генерального секретаря ЦК КПСС Галина Брежнева. В ранней молодости Галина Леонидовна была очень симпатичной, но статус «принцессы СССР» сыграл с ней злую шутку. С одной стороны, всесильный отец разрушил два ее брака, но с другой – он любил свою «Гальку» и позволял ей очень многое. Говорят, что она даже могла взять себе понравившиеся драгоценности, считавшиеся национальным достоянием. При этом Галя обожала веселые компании и красивых, почему-то женатых, мужчин.
Как истинный прибалт, Лиепа был прагматичным человеком. Он умел быть щедрым и безгранично обаятельным, а многим казался высокомерным и холодным. Жизнь в Большом из кого угодно сделает дипломата и сапера, который ошибается только однажды. Мина для Мариса оказалась замедленного действия.
Он всегда знал, что лучшие места в партере Большого занимают жены и дочки высокопоставленных советских бонз. Говорят, у него был список с днями рождений этих дам и они регулярно получали к торжественным датам букеты от Мариса Лиепы. Но Галина Брежнева находила шикарные цветы каждый раз, приходя на спектакль Мариса. Несчастливая в любви, с уже расплывающимися лицом и фигурой, Галина поверила: вот оно, счастье. Тем более что в тот момент Лиепа уже танцевал свою легендарную роль Красса в балете «Спартак». Музыка Арама Хачатуряна, хореография Юрия Григоровича и выдающееся мастерство Владимира Васильева в заглавной роли и Мариса Лиепы в роли Красса создали явление в мировом искусстве. Как тут было не влюбиться.
Роман с Брежневой длился пять лет. Маргарита все прекрасно знала, но партком ей бы тут точно не помог. Парочка пропадала на квартирах Галиных подруг. Дочка Генсека осыпала своего молодого возлюбленного подарками, которые он, может быть, даже и не просил. Но она считала, что кашу маслом не испортишь, и ждала в ответ только одного – предложения руки и сердца. А Марис каждый раз ловко уходил от объяснений. То премьера, то дети не поймут. Галина даже выхлопотала его семье шикарную квартиру в нынешнем Брюсовом переулке, там когда-то жила знаменитая балерина Екатерина Гельцер. Может быть, женщина надеялась зажить в апартаментах вместе с Марисом?
И вот он везет ее в Ригу знакомиться с родителями. Думается, для Лиепы это был просто повод показать на малой родине: какие люди ищут теперь его общества. Галя же считала, что наступил решающий момент. Но по возвращении ничего не изменилось. Брежнева стала более настойчивой, и тогда Марис поступил «по-мужски». Однажды, возвращаясь с гастролей, он позвонил Галине и попросил ее приехать в аэропорт. Советская принцесса примчалась на всех парах и увидела ужасную сцену: на шею ее потенциальному мужу бросились его законная жена и любимые дети, сын Андрис и дочка Илзе. Такого откровенного «отлупа» Брежнева не перенесла.
Вход в балет аннулирован
Она не стала мстить, просто перестала ходить на его спектакли. Кончились и подарки. А самое главное – незаметно исчезла стена, которую так привык ощущать Марис. Но как-то он это не сразу почувствовал, по-прежнему считал себя неуязвимым. Даже позволил себе опубликовать в газете «Правда» критическую статью в адрес Григоровича. А напечатать такое в «Правде» в те времена означало сильно испортить чью-то карьеру.
Однако Григорович не просто устоял, но и сохранил власть, которая позволила ему постепенно отодвинуть Мариса Лиепу от своих постановок. А зачем ему танцовщик, который критикует его хореографию? Лиепа все реже получает предложения и от других постановщиков. Он переваливает за тот возраст, в котором солисты балета уходят на пенсию.
Во второй половине 70-х он еще чувствует себя востребованным. Его приглашают сниматься в кино, он танцует на зарубежных сценах. Радуется успехам в балете подрастающих Андриса и Илзе. Однако в его семейной жизни наступает полный коллапс. Нежная дружба с балериной Ниной Семизоровой оборачивается очередным разбирательством на парткоме. Семизорова уверяет, что они скоро поженятся. Маргарита Жигунова уже настолько устала от измен мужа, что согласна на развод. И Марис оставляет семье шикарную квартиру, антиквариат, рояль и прочее. Добывает для Семизоровой квартиру и, не выписываясь из Брюсова переулка, регистрирует с ней брак.
При этом ни бывшая, ни новая супруга не знали, что у Лиепы в 1979 году родилась дочь от художницы по костюмам Евгении Шульц, некоторое время работавшей в Большом театре.
Конечно, на первый взгляд удивительно, что Лиепа, так виртуозно избежавший Галины Брежневой, запутался в отношениях с не самыми влиятельными женщинами. Но ведь бумеранг прилетает неожиданно. В конце концов Нина Семизорова узнала о тайной дочери и ушла от Лиепы. В это время дела в Большом театре у артиста были откровенно плохи, его сочли профнепригодным. Наставница Нины, Галина Уланова, жестко посоветовала ученице больше не танцевать с бывшим мужем.
Кроме того, Лиепа мечтал, чтобы его дети выступали на сцене Большого, однако руководство прямо заявило: они готовы пойти навстречу Андрису, но Илзе – это уже перебор, «слишком много Лиеп». И тогда Марис сдается: он увольняется из премьеров, чтобы Илзе приняли в труппу.
Его охотно уволили и сразу же аннулировали пропуск в театр. Лиепа еще надеялся на авторитет своего имени, пытался организовать какие-то проекты, но все они рухнули. Он жил последние годы у Евгении Шульц, растил дочку Машу, но при этом много пил и заедал алкоголь лекарствами. В своем дневнике он писал, что надеется умереть как можно быстрее.
Но мало ли что мы пишем в дневниках. Когда 26 марта 1989 года к нему приехала «скорая», он еще шутил с Машенькой, обещал привезти ей из больницы куклу в форме медсестры. Но врачи оказались бессильны
Помню Мариса Лиепа с детства,он блистал на сцене.И,даже,не знала,почему и как исчез.Спасибо вам.С Галиной Брежневой он поступил некрасиво все таки.Хотя,он считал себя великим,от этого и пострадал.
По поводу прибалтов.В Союзе все женщины млели от них
Еще и от грузин😄
Спасибо вам за отзыв!