Инна Макарова. Женщина не для «Ксан Ксанычей»

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.

28 июля исполняется 95 лет со дня рождения знаменитой советской актрисы

Свою роль в фильме «Девчата» Макарова терпеть не могла. То, что ее героиня была засидевшейся в девках дурнушкой, Инну Владимировну не смущало, хотя она привыкла к амплуа героинь. Но по изначальному сценарию Надя должна была попрощаться с «облезлым» Ксан Ксанычем прямо на пороге новой комнаты, которую дали жениху. Однако на съемках всё пошло не по плану. Николай Рыбников поначалу злился на режиссера Юрия Чулюкина за то, что не нашлось роли для его жены Аллы Ларионовой. Потом актер пересмотрел отснятый материал и ему стало стыдно за то, что он играл вполноги. Из-за переделок зимний финал пришлось снимать летом. В общем, разрыв Нади с женихом при монтаже в фильм не вошел. Инна Макарова разозлилась и не пришла на премьеру. Она не могла простить, что ее героиня в итоге оказалась такой клушей и не взяла свою судьбу в собственные руки, как это всегда делала сама актриса.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
С Виктором Байковым в фильме Юрия Чулюкина «Девчата», 1961 г.

Рысьи глаза

Инна росла в Новосибирске, где ее родители трудились на радио. Оба обладали литературным талантом. К сожалению, в восьмилетнем возрасте Инна потеряла отца.

Предки у Инны Макаровой были изумительные. Дед по отцу Степан Макаров не только мастерил гармони, но и имел прекрасный музыкальный слух. Отца матери звали до крещения Ван Людвиг Арман, он был из австрийских поляков. Иноземная кровь дала Инне достаточно необычную внешность. Ее глаза называли «рысьими», они были желто-зелеными.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
В фильме «Дело Румянцева», режиссер Иосиф Хейфиц, 1955 г.

Девочка росла очень артистичной и уже в четвертом классе начала ходить в драмкружок. Когда началась война, Инна вместе с остальными кружковцами выступала в госпиталях. Там она познакомилась с молодым хирургом Мишей Перельманом.

Но на тот момент им пришлось расстаться, потому что путь Инны лежал в Алма-Ату, где в 1943 году находились эвакуированные «Мосфильм», «Ленфильм» и ВГИК. Курс набирали Сергей Герасимов и его супруга Тамара Макарова. У них не было своих детей, и одно время они даже подумывали – не удочерить ли Инну? Ведь ВГИК вернулся в Москву, мама девушки жила в Новосибирске, воспитывала еще одну дочь. Но потом Тамара Федоровна нашла выход: она поручила шефство над однофамилицей возрастному студенту Сергею Бондарчуку.

«Любка-артистка»

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
С Сергеем Бондарчуком в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», 1948 г.

Поначалу между молодыми людьми была студенческая дружба. Сергей всегда провожал девушку после занятий, часто отдавал ей свое пальто. Но даже когда его ухаживания стали более настойчивыми, Инна не торопилась: Бондарчук успел рассказать, что в Ростове у него есть жена и маленький сын. Правда, он считал жену бывшей, так как та еще накануне войны порвала свидетельство о браке. Но до развода в загсе дело-то не дошло…

Вскоре Герасимов стал готовиться к съемкам «Молодой гвардии». В этом фильме о подвиге краснодонских комсомольцев он планировал снять как можно больше студентов ВГИКа. Особенно своего курса. Инне Макаровой отводилась роль одной из подпольщиц, которой удалось спастись. Но Инна мечтала только о роли Любови Шевцовой, «Любки-артистки», заводилы и певуньи, погибшей в 18 лет. На эту роль претендовали все кудрявые блондинки Москвы. И тогда Инна попросила свою подругу из режиссерской группы, Таню Лиознову, поставить ей танцевальный номер. Перед комиссией, в которой был автор «Молодой гвардии» Александр Фадеев, Инна предстала в образе Кармен. Фадеев сказал, что другой «Шевцовой» он не хочет. Ну, а на съемках в Краснодоне Бондарчук заявил, что он не хочет другой жены.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
С Нонной Мордюковой в фильме Николая Москаленко «Русское поле», 1971 г.

Сергей тоже получил в «Молодой гвардии» роль, взрослого подпольщика, но его образ так «откорректировали» цензоры, что эту работу почти не заметили. Зато юные актеры, сыгравшие самых знаменитых молодогвардейцев, купались в лучах славы. И не только славы. Инна вместе со своей подругой Нонной Мордюковой, с которой потом дружила всю жизнь, и несколькими другими получила Сталинскую премию 1-й степени. Она и Бондарчук до этого не имели московской прописки и снимали комнатенку в подвале, где бегали огромные крысы. После выхода фильма Макаровой дали квартиру.

Шекспир наяву

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
С Николаем Рыбниковым в фильме Александра Зархи «Высота», 1957 г.

И тут Бондарчук нечаянно вытащил звездный билет. Герасимов настоятельно рекомендовал его на роль в фильме «Тарас Шевченко». Как водится, картину первым посмотрел Сталин, пришел в восторг и распорядился немедленно дать исполнителю главной роли звание народного артиста СССР в обход всех ступенек.

С середины 50-х кино стали снимать намного активнее. У молодых супругов уже была дочь Наташа, но ей в основном приходилось оставаться с бабушкой, так мама и папа пропадали в экспедициях. Сначала Инна сыграла несколько острохарактерных ролей, а потом ее пригласили в фильмы «Высота» и «Дорогой мой человек».

Партнерами ее были самые любимые в СССР Николай Рыбников и Алексей Баталов. Народная молва венчала ее то с одним, то со вторым, но Инна только смеялась про себя: Рыбников был влюблен в свою Аллу, а Баталов в это время уходил от одной женщины к другой. Но на съемках фильма «Дорогой мой человек» Макарова почувствовала: над ее семейной жизнью тоже сгущаются тучи.

То, что однажды на пороге их квартиры появилась женщина с мальчиком, первая семья Бондарчука, Инна пережила сравнительно легко, они с Сергеем даже были готовы оставить ребенка у себя в Москве, учить его и заботиться. Но оставленной супруге гораздо больше нужен был ставший популярным и высокооплачиваемым муж. Она начала шантажировать Бондарчука сыном. Сергею Федоровичу пришлось сделать чисто советский кульбит: формально развестись с Макаровой, временно жениться на первой жене, усыновить ребенка, а потом опять развестись. Правда, экс-супруга всячески затягивала церемонию развода, чем действовала Макаровой на нервы.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
Ирина Скобцева и Сергей Бондарчук в фильме Сергея Юткевича «Отелло», 1955 г.

А затем вдруг Инна Владимировна стала получать анонимные письма и звонки: у Бондарчука роман с очень красивой молодой актрисой Ириной Скобцевой. Как раз вышел фильм со знаковым названием «Отелло», где могучий мавр Бондарчук душил нежную Дездемону. Как и все женщины, Макарова долго не хотела верить доброжелателям, но потом сама поставила вопрос ребром.

В этот момент Инна Владимировна приняла еще одно жесткое решение: Бондарчук не должен был видеться с Наташей, так как его приходы-уходы якобы нервировали девочку-школьницу. Позже Наталья Бондарчук, ставшая актрисой и режиссером, рассказывала: она очень страдала в разлуке с отцом. Их отношения восстановились только тогда, когда Наталья поступила во ВГИК. Она, как и родители, училась у Герасимова и Макаровой, а Сергей был одним из самых любимых их учеников, поэтому наверняка мэтры кинематографа способствовали общению отца и дочери.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
Наталья Бондарчук и Донатас Банионис в фильме Андрея Тарковского «Солярис», 1972 г.

«Девчата» снимались буквально через пару лет после развода. Представляете, каково Инне было появляться на экране в образе некрасивой и невеселой женщины? Ведь она прославилась как бесшабашная сварщица Катя в «Высоте» и гордая красавица Варя в «Дорогом моем человеке». И тут еще Чулюкин устроил ей такую «подлянку». А в это время один за другим выходили фильмы с роскошной Ириной Скобцевой.

Дорогой мой человек

Впрочем, Инна не страдала от одиночества. За ней ухаживал писатель Юрий Нагибин, даже предлагал руку и сердце совсем молодой режиссер Алексей Герман. По роману его отца снимался «Дорогой мой человек», и роли в сценарии были написаны специально для Макаровой и Баталова…Но, обжегшись, актриса не спешила замуж. Тем более что у нее вдруг открылась астма.

И тут Макарова узнала, что в родном Новосибирске гремит имя Михаила Перельмана, которого она, школьница, когда-то встретила в госпитале. За долгие годы Михаил успел поменять несколько городов. В 1964 году он стал профессором хирургии и его перевели на работу в знаменитое «четвертое управление», где лечили высших партийных начальников. Конечно, он согласился помочь Инне, о которой никогда не забывал. Да и как забудешь, если она была одной из самых популярных актрис СССР.

Вторая встреча разбудила в обоих настолько глубокие чувства, что Михаил Израилевич даже решился уйти от жены, которая тоже была очень известным врачом и с которой у него выросли двое сыновей. Понятно, что на тот момент сыновья были уже не маленькие, но в какой-то степени Макарова тоже стала разлучницей.

Однако брак с Перельманом, продлившийся больше 40 лет, был для нее очень счастливым. Они не регистрировали свои отношения официально, но являлись настоящей семьей. Инна Владимировна стала гораздо реже сниматься, ездила в основном на творческие встречи. Накануне 60-летия ей было присвоено звание народной артистки СССР.

Даже в возрасте под 90 она периодически надевала красивую блузу, делала прическу и ехала на какой-нибудь концерт. Но снималась в основном в фильмах собственной дочери. С удовольствием хозяйничала, готовила мужу-академику завтраки – он уходил на работу очень рано. Когда Михаил Израилевич возвращался, Инна Владимировна требовала от домашних полной тишины.

Интересно, что супруги очень тепло общались с Сергеем Федоровичем Бондарчуком, с его детьми от третьего брака Аленой и Федором. Скобцеву же Макарова ненавидела до такой степени, что запрещала при себе произносить ее имя.

Инна Владимировна рассказывала, что в последние годы жизни Бондарчук выглядел совершенно измученным, и именно она настояла, чтобы «Миша» уговорил его пройти обследование. Перельман сразу понял, что у Сергея Федоровича развивается онкологическое заболевание, но уже наступили новые времена в кино, Бондарчук был тесно завязан с иностранными продюсерами из-за съемок «Тихого Дона» и не мог сделать перерыв. Он ушел из жизни в 1994 году.

Биография и лучшие роли Инны Макаровой, музы великих мужчин.
Инна Макарова в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». Режиссер Наталья Бондарчук, 2006 г.

В 2013 году Макарова похоронила второго мужа и на некоторое время как будто потеряла смысл жизни. О матери очень трогательно заботилась дочь Наталья, у актрисы выросли талантливые внуки, композитор Иван Бурляев и актриса Мария Бурляева. И Инна Владимировна снова взяла себя в руки. Она прекрасно выглядела, а последнюю роль сыграла в возрасте 88 лет.

Актриса ушла в разгар локдауна, весной 2020 года. Конечно, с ней должны были проститься совсем иначе, но, может быть, это и правильно, что в памяти очень многих людей она осталась очаровательной, озорной, неунывающей, музой великих мужчин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.