Наталья Гундарева: не простая и не сладкая

Наталья Гундарева

28 августа актриса могла бы отмечать свой день рождения, вкусно и весело, как она любила…

Когда мы на aut-aut.ru пишем о людях, оставивших след в нашей культуре, то обязательно стараемся найти «живое» интервью, пусть даже очень старое, но чтобы человек сказал о себе сам. Спасибо Интернету, что он хранит эти кадры, но каждая такая хроника обычно предваряется рекламным клипом. Огромная часть из них примерно такого содержания: «Без всяких усилий вернем вам стройность и красоту!» Когда собираешься рассказать о Гундаревой, в такие моменты хочется запустить в монитор чем-нибудь увесистым. Неизвестно кем выдуманные стандарты подвигли великую актрису разрушить свою неповторимую внешность, блестящую карьеру, и, увы, – жизнь.

Начерченное и предначертанное

В советской школе всегда выделялись физруки – синими спортивными костюмами, выгодно обтягивающими атлетические фигуры. На груди у физруков, как правило, болтался свисток, и разговаривали они, как будто свистели, – громко и бесцеремонно.

С Константином Райкиным в фильме Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо», 1976 г.

«Гундарева, отойди от брусьев, сломаешь!». Когда ты даже еще не подросток, а вокруг весь класс, такие фразы задевают особенно. Наташа побежала худеть в кружок бальных танцев. Впоследствии, когда требовалось по роли, Гундарева танцевала бесподобно и очень соблазнительно. Но в детстве посчитала, что лучше перейти в театральную студию – и на сцене будешь, и возможностей для самовыражения больше, даже для полненьких. Она записалась в Театр юных москвичей во Дворце пионеров.

Тем более что родители ее, талантливые инженеры, любили театр. Маленькая Наташа ходила вместе с мамой во МХАТ и смотрела «Синюю птицу» Метерлинка. Этот спектакль направил в театральное училище десятки молодых людей, в том числе будущих звезд советского искусства.

Но Наташа поначалу не думала об актерской карьере. Дома ею руководила мама. Друзья Натальи Георгиевны вспоминали Елену Михайловну с неизменной «беломориной» в зубах, властную и саркастичную. Возможно, это от того, что она рано развелась с мужем и воспитывала дочь самостоятельно. Руководила группой в конструкторском бюро, наверное, для советского инженера неплохо зарабатывала и дочь наставляла: у тебя всегда должен быть свой кусок хлеба. Наташа перешла в вечернюю школу, устроилась чертежницей и подавала в этом плане большие надежды. Мало кто знает, но Гундарева всегда прекрасно рисовала, остались ее необычные прелестные акварели.

Легендарный курс

Она готовилась стать студенткой МИСИ, но во время вступительных встретила товарища по Театру юных москвичей. Театр этот всегда ставил перед собой серьезные задачи, и пьесы там подбирались сложные. Наташе из-за фактуры выпадали роли мам, мудрых тетушек, но ведь сыграть их в подростковом возрасте не так легко, как свою ровесницу. А Гундарева, видимо, уже тогда справлялась. И товарищ покрутил пальцем у виска: какой строительный, тебе дорога в актрисы. Наташа, тайком от матери, подала документы в Щукинское училище. Говорят, что Елена Михайловна долго не могла смириться с выбором дочки.

Юрий Катин-Ярцев в фильме Леонида Нечаева «Приключения Буратино», 1975 г.

Ее однокурсниками в «Щуке» были Юрий Богатырев и Константин Райкин. На второго она смотрела с легкой жалостью, как на «несчастного сына гениальных родителей» – так сам Константин Аркадьевич говорил. А вот насчет Богатырева воспоминания разные. Их роднило достаточно много: оба пошли в артисты против воли родителей, оба любили рисовать. Говорят, что мать Богатырева мечтала, чтобы сын женился на Наташе. А Наталья Варлей, тоже их однокурсница, рассказывала: Юрий любил быть в центре внимания, садился за рояль, исполнял песни Галича и Высоцкого, собирал вокруг себя толпу. Наташа была очень сосредоточенная, всегда с тетрадочкой, куда записывала все замечания (эту привычку она заберет в Театр им. Маяковского). На студенческие показы и спектакли студентка Гундарева приходила задолго до начала и готовилась. Позже их Мастер Юрий Катин-Ярцев говорил новым студентам: «Идите в театр и посмотрите, как работает Гундарева».

Место под солнцем одно

В фильме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай», 1972 г.

Из четырех авторитетных столичных театров талантливая выпускница в 1972 году выбрала «Маяковку» и прослужила там до самой смерти. Этим театром руководил легендарный Андрей Гончаров. Выдающийся режиссер, он был подобен Карабасу-Барабасу в отношении к актерам. Орал, возвышая голос до фальцета, не стеснялся в выражениях. Даже такие звезды, как Светлана Немоляева и Александр Лазарев, наплакались от него в буквальном смысле. Но – чудо – он никогда н повышал голос на двух человек, Армена Джигарханяна и Наталью Гундареву.

В том же 1972 году в театр пришла уже знаменитая Татьяна Доронина, любимица Товстоногова, «заклятая муза» Олега Ефремова. Татьяна Васильевна никогда не тяготилась своими пышными формами и несла себя как королеву. Естественно, она пришла занять первое место и поначалу его получила.

Татьяна Доронина и Леонид Неведомский в фильме Олега Бондарева «Мачеха», 1973 г.

Гончаров до такой степени ценил артистку, что в 1974 году начал репетировать с 40-летней Дорониной спектакль «Банкрот, или Свои люди – сочтемся» по Островскому. Доронина должна была играть Липочку, девушку на выданье. Актриса была в расцвете красоты, подумаешь – возраст. Видимо, точно так же Доронина была уверена в неизменном восхищении Гончарова. 

В тот год ей сделали предложение, от которого советский человек никогда бы не отказался, – поехать с делегацией в Западный Берлин. Гончаров не потерпел «предательства» и принципиально начал искать актрису на срочный ввод. Ему посоветовали обратить внимание на Наташу Гундареву, которая всегда сидела на всех репетициях с неизменной тетрадочкой.

После первого же выхода Гундаревой Доронина лишилась этой роли. Отношения между артистками все больше накалялись, и однажды, по словам Татьяны Васильевой, между ними случилась «рукопашная». В начале 80-х Доронина покинула «Маяковку». Там уже была другая царица.

Леди Макбет Маяковского уезда

Армен Джигарханян говорил, что Гундарева во время работы «присваивала» себе окружающее пространство. Может быть, поэтому Наталья Георгиевна связывала личную жизнь в основном с коллегами. Первым ее супругом стал театральный режиссер Леонид Хейфец. На тот момент, в 1973 году, он работал в Малом театре, ставил для телевидения «Обрыв» и искал актрису на роль Марфиньки. Имя молодой Гундаревой уже было известно в театральных кругах, но Хейфец не знал ее и очень сомневался, а когда увидел – не только оценил ее талант, но и влюбился.

До женитьбы у Хейфеца не было своего угла, а тут он получил квартиру. Конечно, с удовольствием приглашал туда друзей и коллег, а Гундарева пропадала в театре, и «метать» вечерами на стол еду для гостей было выше ее сил. Когда встал вопрос о рождении ребенка, актриса сделала выбор в пользу профессии, что потом имело необратимые последствия.

Сцена из спектакля Театра им. Маяковского «Леди Макбет Мценского уезда». Виктор Корешков и Наталья Гундарева. Фото с сайта kino-teatr.ru

Через шесть лет Наталья блистала в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда». Она влюбилась в своего партнера Виктора Корешкова, увела его из семьи. Этот союз оказался очень скоротечным.

В то время в «Маяковку» пришел работать высокий красавец Сергей Насибов, который прославился после фильма «Школьный вальс». На съемках фильма Сергей познакомился с очень талантливой актрисой Екатериной Дуровой, дочерью Льва Дурова. Молодые люди поженились, у них появилась дочь Катя. Но ни семья, ни маленький ребенок, ни десятилетняя разница в возрасте не остановили Насибова от романа с Гундаревой. Три года их отношений были, по словам актера, бурными, но интересными. Расстались они спокойно, по обоюдному решению.

Сергей Насибов и Елена Цыплакова в фильме Павла Любимова «Школьный вальс», 1978 г.

Опору она нашла в актере Михаиле Филиппове, который тоже пришел работать в Театр им. Маяковского. Так получилось, что привел его однокурсник Гундаревой, поэтому они оказались в одной компании. Потом этот дружеский союз перерос в семейный и продлился 20 лет. Михаил Иванович преданно ухаживал за женой, когда та тяжело заболела, и до последнего поддерживал в Наташе веру в то, что актриса встанет на ноги и вернется на сцену.

Наталья Гундарева и Михаил Филиппов блестяще сыграли в трагикомедии Эльдара Рязанова «Небеса обетованные», 1991 г.

Вне конкуренции

Гундарева не то чтобы не любила конкурировать, она просто старалась делать всё, чтобы быть №1. Если кто-то халтурил, не важно, актер или осветитель, могла приложить, и очень крепко. Не любила фамильярности, но при этом обижалась, если мужчины при знакомстве называли ее «Наталья Георгиевна». Для тех, кто соглашался жить в «присвоенном» ею пространстве, актриса могла сделать всё. И она очень многим помогала, выбивала квартиры, больницы, работу. Сама же трудилась на износ. При этом, казалось, олицетворяла собой красоту и здоровье. Коллеги долго не принимали всерьез ее жалобы на то, что она «сейчас упадет в обморок».

В фильме Валерия Кремнева «Хозяйка детского дома», 1983 г.

Один за другим выходили ее звездные фильмы – «Сладкая женщина», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Хозяйка детского дома» и многие другие. Каждый раз зрители верили ей безоговорочно. Мать 11 детей, работавшая на ком-то жутком химическом производстве, писала актрисе: вы прожили на экране мою жизнь, день за днем. На творческих встречах ей без сомнений задавали вопросы: а ваши дети не хотят стать актерами? И актрисе, которая со временем глубоко раскаялась в сделанном аборте, скрывая боль, отвечала: детей мне заменил театр.

В фильме Юрия Егорова «Однажды двадцать лет спустя», 1980 г.

Ей писали директора и питомцы детских домов, в полной уверенности, что она – поможет. И действительно, став в новое российское время депутатом Госдумы, Гундарева помогала и детдомам, и домам для пожилых актеров. А в это время ее упрекала собственная мама, ставшая к старости капризной. Коллеги рассказывали, что между репетициями, спектаклями и съемками Гундарева носилась за продуктами, отвозила их матери, а в ответ часто слышала – не то привезла.

Небеса обетованные

В сериале «Петербургские тайны»

В 1998 году Наталья отметила 50-летие. Ни одна женщина не радуется этой дате. Гундареву тревожили не только цифры: достойных ролей, хороших сценариев предлагали все меньше и меньше, в 90-е в кино у нее из заметного были, пожалуй, только «Небеса обетованные» и «Петербургские тайны». Из кино ушел образ женщины-матери, женщины-хозяйки, требовались модельные красотки. И Гундарева решилась на резкое похудение. Естественно, что после этого пришлось подтягивать «лишнюю» кожу.

В неоконченном фильме Леонида Пчелкина «Саломея», 2001 г.

Однако эту перемену никто толком не оценил. Как рассказывала Тамара Семина, она не узнала в сухой незаметной женщине прежнюю царицу Гундареву. И роли, увы, не посыпались. Зато во весь голос заявили о себе проблемы с сосудами и гипертония. 15 июля 2001 года Гундарева сыграла свой последний спектакль на гастролях, а после этого ее увезли с дачи с первым инсультом.

Актриса дисциплинированно лечилась, выполняла все рекомендации врачей. Почти год она повела в больницах, но не напрасно: восстановилась речь и частично она победила паралич. Даже планировала к началу театрального сезона 2002 года вернуться на сцену. Но еще до наступления осени перенесла второй инсульт, а в декабре 2002-го поскользнулась во время прогулки и сильно ударилась. С тех пор передвигалась только на инвалидной коляске.

Она умерла 15 мая 2005 года. А в памяти зрителей навсегда осталась одновременно царственной и родной.

2 thoughts on “Наталья Гундарева: не простая и не сладкая

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.