
22 июня народной артистке РСФСР, актрисе БДТ им. Товстоногова, исполнительнице ролей в лучших отечественных фильмах исполняется 70 лет
В 70-е годы, благодаря Андрею Миронову и Константину Райкину, мы не догадывались, что на детях гениев природа отдыхает. Поэтому, как только на экранах появилась яркая молодая актриса Светлана Николаевна Крючкова в роли простой девчонки Нелли Ледневой, зрители единодушно решили: конечно же, она дочь знаменитого «парня из нашего города» Николая Крючкова. Такая же открытая и своя в доску. Увы, никаких знаменитых пап и распахнутых дверей в мир искусства у Светланы не было. Зато всегда был талант, потрясающее трудолюбие и железная воля, против которых не устоял даже смертельный диагноз.
Девочка из Кишинева
Ее детство – это многонациональный и шумный кишиневский двор, интонации которого она перенесет в «Ликвидацию», «Искусство жить в Одессе» и «Соньку – Золотую Ручку». Голубоглазая белокожая Светлана не имела никакого кровного отношения к Молдавии, ее предки белорусы и поморы. Но отец служил в НКВД и место жительства не выбирал.

2007 г.
Света была младшей в семье, и ей всегда казалось, что родители больше любят брата и сестру. Отца она вообще безумно боялась. Девочка рано научилась читать и буквально «сбегала» в мир книг от действительности. Когда в ней зародилось робкое желание стать артисткой, отец тут же обещал проклясть. Действительно, сначала все попытки поступить в московские театральные вузы заканчивались на последних турах. Чтобы не возвращаться домой и хоть где-то жить в Москве, Крючкова даже устраивалась слесарем на ЗИЛ, но условия работы были настолько тяжелыми, что она выдержала только два месяца. Возможно, что именно в цехах знаменитого автозавода что-то подсмотрела для своей Нелли Ледневой.
Она поступила на третий год. Отчаявшись, выбрала провинциальный вуз, но дорога шла через Москву, и Света, собрав последние моральные силы, отнесла документы в Школу-студию МХАТ. Неожиданно набиравший курс Василий Марков сказал девушке, чтобы больше она никуда не ходила.
Мы выбираем – нас выбирают

режиссеры Александр Бурдонский, Владимир Семаков, 1978 г.
Во времена студенчества Света быстро выскочила замуж за Михаила Стародуба. Как показала жизнь, Крючкову всегда тянуло к людям сложным и талантливым. Стародуб впоследствии стал заметным писателем, у него есть и музыкальный дар, но в молодые годы он, естественно, мечтал об актерской карьере и, как все, бегал на пробы. Однажды он принес жене повесть Георгия Садовникова «Иду к людям», которая готовилась к экранизации. Тогда еще никто не знал, что из этого выйдет знаменитая «Большая перемена». Михаила пробовали на роль Ганжи, но в фильме требовалось немало молодых актеров, и Светлана, вопреки запрету студентам на съемки, решила рискнуть. Тем более что муж усиленно воспитывал в ней комплекс неполноценности, называя страшной и бездарной.

«Большая перемена», 1972 г.
В результате Стародуб в фильм не попал, а Крючкова сыграла Нелли, и не просто сыграла, так еще и спела в картине несколько песен, в том числе ставшую культовой «Мы выбираем, нас выбирают». Дебют вышел яркий, а главное – принес Светлане уважение маститых коллег, в первую очередь ее экранного папы, Евгения Леонова.
Большая перемена
Когда Виталий Мельников задумывал экранизировать пьесу Вампилова «Старший сын», он не сомневался, что главную роль – кларнетиста-неудачника Сарафанова – будет играть Евгений Павлович Леонов. На остальных персонажей проводили кастинг, в том числе и на роль Натальи Макарской, соседки Сарафановых, в которую безнадежно влюблен школьник Васенька. Наталья в пьесе – секретарь суда, в котором постоянно разводятся. Макарская разочарована в любви, в мужчинах, в браке, а чувства малолетки ее сильно раздражают.

«Здравствуй и прощай», 1972 г.
В то же время нужна была актриса, которая не разрушила бы лирическую атмосферу произведения. Поэтому Мельников колебался между холодноватой Маргаритой Тереховой, в которую нельзя было не влюбиться мужчинам любого возраста, и «народной» по типажу Людмилой Зайцевой, блистательно сыгравшей у него в «Здравствуй и прощай». Прозвучало имя и Крючковой, которая в дебютной роли смогла преодолеть все страхи и органично стать «дочкой» самого Леонова.

Света поехала на пробы без всякой надежды, посмотреть Ленинград. Когда она вошла в административное помещение съемочной группы, первым, кого она увидела, оказался невысокий, не самый красивый мужчина с торчащими ушами. Это был любимый оператор Мельникова, очень талантливый Юрий Векслер. Светлана влюбилась моментально. Кстати, за время съемок состоялось три свадьбы – Боярского и Луппиан, Караченцова и Поргиной, женился и актер Николай Никольский, исполнивший роль Кудимова. Векслер и Крючкова официально поженились много позже, перед рождением сына Дмитрия, но любовь и восхищение, с которыми Юрий снимал Крючкову в «Старшем сыне», нельзя не почувствовать.

Виталия Мельникова «Старший сын», 1976 г.
Далее девушка решилась на то, на что большинство московских актрис в здравом уме не решились бы ни за что: на переезд к любимому в Питер. Ведь у нее уже были полтора десятка заметных киноролей, а главное – она играла на сцене МХАТа, ее ценил сам Ефремов. Для девочки из Кишинева это более чем счастливый билет. А между ленинградскими и московскими театрами противостояние было похлеще, чем у «Спартака» и «Зенита» в наше время. В Питере был БДТ под руководством Георгия Товстоногова, его называли «мужским» театром, а во втором блистательном коллективе, Театре им. Ленсовета, была Алиса Фрейндлих.

Куку) в фильме Михаила Козакова «Безымянная звезда», 1978 г.
И все же 25-летнюю Крючкову принимают в труппу БДТ. Она получает роль в постановке Сергея Юрского «Фантазии Фарятьева» и Аксинью в «Тихом Доне» Товстоногова, удостоенном Госпремии. В кино Крючкова играет роли, без конца отмечаемые критикой, – Агафью Тихоновну в «Женитьбе», мадемуазель Куку в «Безымянной звезде», невесту в «Объяснении в любви». Ну что тут сказать, подставляй ладони и лови звездный дождь…
Искусство жить
1981 год начинается сказочно. Светлана сыграла у самого Никиты Михалкова в «Родне», она обрела признание ленинградских театралов. Можно сделать маленький перерыв и позволить себе родить ребенка. Несмотря на возрастающую известность, Крючкова – типично советская жена, главное внимание – мужу и его работе, тем более что Векслер снимает в год по два-три фильма и у него плохое здоровье. Беременная Светлана (кстати, в интересном положении она сыграла уморительную миссис Бэрримор в «Собаке Баскервилей») затевает ремонт. И в это время Юрия разбивает тяжелый инфаркт.

Ватсон) в фильме Игоря Масленникова «Собака Баскервилей», 1981 г.
Крючкова сделала ремонт, выходила мужа и родила сына. Выдержать такое можно было только с ее несентиментальным характером и привычкой к жесткой дисциплине. Ну и, конечно, благодаря врачам.
Сын Митя дался ей тяжело, а у самой Светланы начались постоянные проблемы со здоровьем. Несколько лет она играет в основном эпизоды в кино, пусть и по-прежнему яркие. Товстоногов дает ей роли в премьерах, но он был человек жесткий, жил театром и требовал того же от других. Мог не отпустить на похороны, если предстоял важный спектакль. Болячки и личные дела актеров его мало трогали.

Карена Шахназарова «Курьер»
К концу 80-х брак Векслера и Крючковой больше был союзом творческих людей, которым всегда есть о чем поспорить. Потом Юрий ушел, но до этого на Крючкову обрушилось настоящее горе: умер Георгий Александрович Товстоногов, человек из серии «незаменимые есть». Театр возглавил, скорее по совокупности заслуг, народный артист Кирилл Лавров, отношения с которым у Крючковой не сложились.
А завтра снова в бой
Как в песне, которую пела когда-то Нелли Леднева, черное чередовалось с белым. Актриса встретила новую любовь. Александр был намного моложе и не имел прямого отношения к искусству. Светлана решила родить второго ребенка. Но тут выяснилось, что надо «посидеть» на гормонах. Светлана сильно поправилась. Когда в 1990 году родился Саша, она получила серьезную черепно-мозговую травму и лечилась так долго, что, увидев, наконец, сын называл ее «папа».

Мельников, 1990 г.
А потом примерно такую «травму» получила вся страна. СССР распался, качественный кинематограф умер, в театрах творились свои бархатные революции… И Крючкова придумала выход: она стала выступать с чтецкими программами.
Ее талант и упорство дождались вознаграждения. Крючкова снова снялась у Михалкова, потом дважды сыграла свою любимую Анну Ахматову, потрясла всех в роли бабушки в фильме «Похороните меня за плинтусом». Никогда Светлана не боялась быть на экране некрасивой и даже мерзкой. Но в жизни всегда оставалась стильной, хотя и не пыталась подстраиваться под стандарты хирургической красоты.

Котова) «Утомленные солнцем», 1994 г.
Несколько лет назад разнеслась весть, что актрисе был поставлен страшный диагноз. Первым это сделал… ее любимый кот, который ложился на одно и то же место на теле Крючковой и чуть ли не драл его когтями. Крючкова прошла углубленный осмотр, врачи обнаружили большую опухоль. Коллеги, среди которых были Никита Михалков, Евгений Миронов и другие, собрали средства на лечение актрисы за рубежом. И пока – тьфу-тьфу – наступила стойкая ремиссия.

плинтусом», 2009 г.
На свое 70-летие Крючкова планировала приехать в столицу со спектаклем БДТ «Мамаша Кураж и ее дети», который вышел в 1997 году. Пандемия спутала планы, однако Светлана Николаевна даже рада – она терпеть не может юбилейных торжеств. Сегодня она находится под защитой двух самых преданных мужчин, своих сыновей, у нее растут внуки. И она по-прежнему любимая страной актриса.