6 июня исполняется 117 лет со дня рождения «главной бабушки Советского Союза».
Татьяну Пельтцер заметили в экранизированном спектакле «Свадьба с приданым», ей уже было под пятьдесят. Принято жалеть, что мы не видели Татьяну Ивановну молодой, а на наш взгляд, это даже хорошо: вряд ли Пельтцер со своими росточком и внешностью затмила бы див 30-х годов, таких как Любовь Орлова и Марина Ладынина. Зато в послевоенном кинематографе она сразу стала родной. Подобные тетушки, бабушки и соседки жили в каждой семье и каждом дворе.
Другое дело, что в реальности Татьяна Пельтцер вовсе не была милой и уютной. То ли жизнь сделала ее такой резкой и даже грубой, то ли своим острым языком она проложила себе дорогу, на которой не нашлось места семье, детям и внукам.
Папина дочка
Пельтцер родилась от разительно не схожих между собой супругов. Ее отец, Иван Романович (Иоганн Робертович), был из обрусевших немцев, в своих предках имел предпринимателя Наполеона Пельтцера, который чуть ли не пешком пришел из нидерландского Маастрихта в Москву. Кстати, знаменитая теперь фамилия происходит от немецкого pelz – мех, шуба.
Матерью актрисы стала Эсфирь Ройзен, дочь первого киевского казенного раввина. Должность казенного раввина была выборной, и против Боруха Ройзена постоянно интриговали. Видимо, от предков Татьяна Пельтцер унаследовала редкую жизнестойкость.
В раннем детстве она заметила, что между красавицей матерью и остроумным артистичным отцом на самом деле мало общего. Эсфирь, выкрестившаяся до свадьбы в Елену Сергеевну, считала актерскую профессию неприбыльной. Зато в дочери Иван Романович нашел абсолютную союзницу. Танечка с девяти лет играла в спектаклях.
Именно сцена и уроки отца стали ее университетами, никакого специального образования актриса не получила. Когда она подросла, одна из увядающих прим высказала ей что-то типа «молодо-зелено». Таня ей тут же ответила: «Мериться надо не годами, а талантом». Этому девизу она останется верна и тогда, когда будет выходить на сцену в возрасте далеко за 80.
Она видела Гитлера
Иван Романович начинал в немом кино, потом перешел в звуковое. Он пробовал себя и как режиссер. Наверняка мог оказать дочери протекцию, но независимый характер Тани гнал ее по труппам провинциальных театров. А в 1927 году она поразила друзей и знакомых: познакомилась с немцем Гансом Тейблером, который учился в Москве в Школе Коминтерна, вышла за него замуж и уехала в Германию. В этой стране тогда царили демократические порядки, но всё большую популярность набирала партия во главе с неким Адольфом Гитлером.
Пока же фрау Тейблер становится образцовой немецкой женой. Она оставляет артистическую карьеру, ведет хозяйство и подрабатывает в советском представительстве машинисткой. Кстати, пальцами Пельтцер печатала очень средненько, а вот языком могла так пройтись по человеку, что он помнил об этом всю жизнь. Впоследствии это почувствовали на себе многие коллеги Татьяны Ивановны.
Ганс дружил с известным тогда в Германии режиссером-коммунистом Эрвином Пискатором (впоследствии эмигрировал), последователем нашего революционного режиссера Мейерхольда. Пискатор предложил Татьяне роль в своем спектакле.
Всё прекрасно: Таня Тейблер отлично говорит по-немецки, у нее много друзей, те в свою очередь обожают веселую спортивную девушку. Муж-коммунист хлопочет о том, чтобы Таня вступила в ряды компартии Германии. Он вообще увлечен политикой, и однажды супруги идут на выступление всё более популярного Гитлера. Ганс от него в восторге, а Тане будущий фюрер сразу становится противен, и внешне, и по тому, что он несет. Да и вообще ей не по душе бюргерские порядки и она сама в роли образцовой хозяйки дома. Детей у супругов быть не может (говорили, что Пельтцер сделала неудачный аборт). От скуки она влюбляется, муж об этом узнаёт, и повод для того, чтобы расторгнуть брак и вернуться в Союз и в свое «крайнее» творческое пристанище, Театр Моссовета, найден.
Ганс Тейблер впоследствии был вынужден эмигрировать, у него появилась вторая жена, дети. Но с Татьяной Пельтцер они на всю жизнь сохранили хорошие отношения и впоследствии несколько раз встречались, и во время ее зарубежных гастролей, и в Москве.
Родина приняла свою блудную дочь так себе. Из Театра Моссовета Татьяну уволили «за профнепригодность», и она была вынуждена вспомнить о навыках машинописи. Устроиться в заводскую контору ей помог младший брат Александр, ставший потом конструктором и испытателем автомобилей. В 1936 году Таня решает попытать счастья на сцене в Ярославле. Начинается очередное скитание по разным театрам, и только в 1947 году она попадает в место, которое станет ее родным домом на 30 лет. Однако, забегая вперед, скажем, что и из Театра сатиры она уйдет со скандалом.
Немецкая аккуратность
Еще до “Сатиры” Пельтцер обратила на себя внимание, играя в Театре миниатюр маленькие острохарактерные роли. Праздник души в кино и в театре для нее начался почти одновременно. В начале 50-х пришедший в Театр сатиры режиссер Валентин Плучек дает ей роль за ролью, а в кино фильмы с ее участием начинают выходить по несколько раз в год.
Она умудрилась даже поучаствовать в двух киноверсиях одного сюжета. В 1955 году в фильме «Солдат Иван Бровкин» она исполнила роль чересчур заботливой мамаши главного героя, а потом сыграла эпизод в картине, тоже про непутевого солдата, «Максим Перепелица».
Эпопея про Ивана Бровкина принесла огромную популярность и Леониду Харитонову, и Татьяне Пельтцер. Но если карьера Татьяны Ивановны с тех пор неуклонно шла вверх, то судьба Харитонова оказалась плачевной. Когда его хоронили, Пельтцер была на гастролях. Но тем не менее на могилу актера положили венок с надписью «От твоей киномамы»…
Харитонова погубили актерские соблазны, а вот Татьяна Ивановна отличалась железной самодисциплиной. Когда к ней пришла знакомиться домработница Анна Кукина, первое, что увидела женщина, – голые ноги на полу. Оказалось, ежедневно Татьяна Пельтцер тратит 15 минут на занятия йогой. Великолепная физическая форма позволила актрисе выполнить самостоятельно почти все трюки в фильме «Приключения желтого чемоданчика», а ведь там ей в роли бабушки приходилось лазать по стенке троллейбуса и по заборам, танцевать на крыше большого дома, раскачиваться на качелях над цирковым манежем.
Перед тем как получить квартиру в Москве, Пельтцер жила в актерском общежитии и была его комендантом. Она жестко «гоняла» всех любителей богемного образа жизни. Настрадалась от нее коллега по театру и по фильму «Свадьба с приданым» Вера Васильева. Вера Кузьминична тогда только вышла замуж. Супруг актрисы Владимир Ушаков всю жизнь обожал свою Верочку и никогда не обременял ее домашним хозяйством. Еще в общежитии он нанял пожилую повариху, чтобы та готовила на общей кухне. После ее готовки оставалась грязь даже на стенах. И Пельтцер выходила в коридор и кричала на всю общагу: «Верааа!!! Иди убирай за своей!!!»
Кухня самой Пельтцер позже не только содержалась в идеальной чистоте, но была оснащена множеством самых современных приспособлений. Говорят, она, до смерти бывшая кофеманкой, никогда не покупала готовый кофе, только зерна. При этом жарила ровно столько, сколько требовалось для порции, у нее ничего не пропадало. Когда ехала на гастроли, везла с собой кастрюльки и салфеточки, а в чемодане все укладывала так, что у некоторых аналогичный объем одежды занял бы целый шкаф. Татьяна Ивановна никогда не молодилась, но прекрасно одевалась и пользовалась дорогим парфюмом.
Хороший друг, хороший враг
При этом Пельтцер курила и материлась «как сапожник». Особенно во время преферанса, который всегда был страстью актрисы. Играла она азартно и плохо. Однажды, уже в «Ленкоме», выиграла у Абдулова девять копеек, с тех пор называла его «вечным должником».
По ней всегда было видно, кого она любит. Пельтцер обожала Андрея Миронова, ведь с его матерью, Марией Владимировной, она подружилась еще в Театре миниатюр, знала Андрюшу с рождения и всегда пестовала его как сына. Очень дружила с Ольгой Аросевой. Однажды на гастролях на строительстве Байкало-Амурской магистрали, где не было горячей воды, Ольга Александровна сильно заболела. И Пельтцер всю ночь кипятила воду, наливала ее в бутылки и обкладывала ими больную подругу.
А вот с режиссерами она никогда не церемонилась. В 1967 году в «Сатиру» пришел молодой Марк Захаров. Плучек доверил ему поставить «Доходное место» Островского. Потом спектакль гремел по Москве, он отличался весьма необычной трактовкой пьесы и в конце концов был запрещен. Однако, когда Захаров первый раз встретился с актерами и изложил им свое видение, Пельтцер громко сказала: «Вот как только человек ничего делать не умеет, сразу лезет в режиссуру!». Она не знала, что всего через 10 лет появится на служебном входе «Ленкома» (тогда ещё Театра им. Ленинского комсомола) и скажет Захарову жалобно: «Бери меня к себе».
Казалось бы… Свое 70-летие Пельтцер встретила в ранге народной артистки СССР, примы Театра сатиры, на юбилее она танцевала вальс с Плучеком. А через какое-то время Валентин Николаевич начинает репетировать «Горе от ума», показывает актерам мизансцену. Пельтцер резко высказывается: «Это ерунда!». Слово за слово, причем там фигурировали «сумасшедший старик» и «сумасшедшая старуха», и Пельтцер пишет заявление об уходе.
Говорят, что на характер Татьяны Ивановны очень повлияла смерть брата в 1975 году. В зрелом возрасте он попал в автокатастрофу, последние годы был прикован к инвалидной коляске, и сестра очень заботилась о нем. А как только Александра Ивановича похоронили, у нее начались тяжелые разборки с его семьей.
Поминальная молитва
Она пришла к Марку Захарову в возрасте 73 лет, когда подавляющее большинство актрис уже только числятся в труппе. Но судьба подарила Татьяне Ивановне еще не одну звездную театральную роль, а ее тетушку Федосью Ивановну в захаровском фильме «Формула любви» до сих пор обожают и цитируют.
Последней ее ролью на театральной сцене стала старая Берта в «Поминальной молитве». Автор пьесы Григорий Горин создал эту роль специально для Татьяны Ивановны. Она играла очень пожилую женщину, которая не всегда понимает, что происходит вокруг. Увы, то же самое происходило с Пельтцер в реальности. Тяжелая болезнь неотвратимо влияла на характер актрисы. Она поссорилась со своей преданной домработницей, в доверие к ней втерлась какая-то подозрительная администраторша «из Большого театра». И однажды летом, когда «Ленком» был на гастролях, в газетах сообщили: знаменитая актриса Татьяна Пельтцер находится в психушке и там дерется с соседками по палате.
Конечно, были предприняты все усилия, Татьяну Ивановну перевели в хорошую клинику, она даже смогла на некоторое время вернуться на сцену. Но настал момент, когда даже преданная опека со стороны ее «сына» в «Поминальной молитве», Александра Абдулова, уже не помогла.
В последний вечер в больнице Пельтцер навестила давно всё простившая Анна Кукина. Актриса уже не могла вспомнить имя своей помощницы, только гладила ее по руке и говорила: «Моя…» Даже выкурила сигаретку. 16 июля 1992 года Татьяна Ивановна Пельтцер умерла.