Не уходи далеко

Андрей Миронов: свет непогасшей звезды

Опубликовано От aut-aut
Андрей Миронов жизнь

7 марта 1941 года в Москве шел эстрадный спектакль. В миниатюре «Жестокая фантазия» маникюршу играла полная блондинка. «Дофантазировать» до финала она не смогла: женщину со схватками увезли в роддом на Арбате, где у нее родился мальчик.

14 августа 1987 года на сцене Рижской оперы шел знаменитый спектакль московского Театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Главную роль исполнял красивый 46-летний мужчина. Незадолго до финала он вдруг схватился за голову и направился за кулисы. Там он потерял сознание, как оказалось, навсегда. Через два дня, в рижской больнице «Гайльэзерс» его не стало.

Между этими двумя недоигранными спектаклями кометой пролетела жизнь Андрея Александровича Миронова.

Маменькин сынок

32 года, как знаменитый артист не ходит по этой грешной земле. Писать, что его столько лет «нет с нами», глупо, потому что он всегда с теми, кто его любит. Остались фильмы, видеозаписи спектаклей, а главное – съемки его концертных выступлений, где Миронов всегда очень серьезно общался со зрителями. Кроме того, ко всем юбилейным деньрожденческим и поминальным датам выходят передачи, и каждый раз нам обещают: вот сейчас мы точно узнаем загадку этой необычно яркой и короткой жизни, в которой вместе со славой и успехом всегда была трагедия.

Начинают всегда с мамы. Дескать, характер у Марии Владимировны был такой, «шо фронтом командовать», и сына она строила, и женщин его отваживала, в общем, воспитала в парне комплекс на комплексе.

…По меркам 41-го года Миронова была перестарком среди первородящих. Ей было за 30, она состояла во втором браке. Причем известного ленинградского артиста Александра Менакера Мария «увела» от жены-актрисы и маленького сына, а сама – оставила своего первого супруга. Язык у нее всегда был острый, нрав независимый. Но, может, будь Мария Владимировна другой, мы бы никогда не узнали об артисте Андрее Миронове.

Во время войны актерская чета с маленьким ребенком и няней проехалась по всей стране. Миронова и Менакер работали как проклятые. Маленький Андрюша в разъездах спал то на мамином пальто, то в корзине, то на лавке, с которой однажды нянька его уронила. В Ташкенте мальчик заболел тропической дизентерией, срочно требовался дефицитный сульфидин. Миронова разыскала свою знакомую, жену знаменитого летчика Громова, и умолила ее достать лекарство. Андрюшу спасли. Когда принесли сульфидин, железная Миронова стояла и только плакала. К слову, после войны она разыскала и поблагодарила всех, кто помогал ей в эвакуации.

Когда Андрей Миронов начинал рассказывать что-то смешное, то просто преображался. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука».

Андрей любил не только маму. Он любил отца, няньку, с первых сознательных лет общался со своим братом Кириллом Ласкари. Не просто любил его, но и дружил и работал вместе с ним. Кирилл Александрович всегда признавал, что это произошло благодаря в том числе «тете Маше».

Мария Владимировна, бесконечно мотавшаяся с мужем по гастролям, знала всех одноклассников Андрея (тот пошел сначала в мужскую школу) и кормила их в любом количестве. Мироновы жили достаточно неплохо, однажды Андрею из Германии привезли электрическую железную дорогу. Еще он носил шорты, что было диковинкой для советских мальчишек. Но ничего лишнего из одежды у него не было, а карманные деньги он, как и все, копил, жертвуя школьными завтраками.

Миронова и Менакер, ставшие со временем «Театром двух актеров», бешено популярные в СССР, не считали зазорным ходить на школьные спектакли Андрея. Другое дело, что, когда мальчик решил поступать в театральный, Мария Владимировна очень жестко предупредила: то, как он «кривляется» на школьной сцене, весьма далеко от искусства.

Актер по блату

Миронова по своим корням была мхатовкой, а сын подал документы в Щукинское училище. Тем летом Мария Владимировна встретила свою приятельницу-актрису, работавшую в приемной комиссии «Щуки». «Мы приняли очень способного мальчика, твоего однофамильца», — сказала та.

Андрей не был лучшим на курсе. Внешность его была невыигрышной: склонный к полноте, рыхлый, белесый. Это потом он победил свою «фактуру» спортом и гардеробом, подобранным с великим вкусом.

Когда мы пересматриваем знаменитый танец в «Бриллиантовой руке» или сцены из «Достояния республики», где Миронов еще и фехтует, первая мысль — ой, ведь ему было так больно. Кадр из фильма «Достояние республики».

Правда, когда он начинал рассказывать что-то смешное, то преображался. Но, когда в Вахтанговском театре, куда всегда принимают лучших выпускников «Щуки», просматривали выпуск Миронова, Андрея туда не взяли, хотя главреж Симонов дружил с родителями парня. Он честно сказал, что у него есть талантливые красавцы — Лановой, Шалевич, Яковлев, а Андрею место совершенно в другом театре. Еще одним другом семьи был главреж Театра сатиры Плучек. Андрей успешно показался с каким-то комедийным номером. Но завил он о себе только через два года, сыграв героя Сэлинджера в «Над пропастью во ржи». 

Но и тогда никто особо не верил, что из него выйдет артист, способный сыграть все. Пахарь, преданный театру настолько, что, когда умер Анатолий Папанов, его многолетний партнер и товарищ, именно Андрей собой закрыл амбразуру и играл на тех гастролях в Риге дополнительные концерты. Правда, ему самому оставалось всего несколько дней.

Праздник с петлей на шее

Программа «Тайны кино» сняла сюжет о том, как рождалась знаменитая телеверсия «Фигаро». Там много воспоминаний о Миронове, одно из них – от Игоря Кваши. Он, а также Марк Захаров, Григорий Горин, Александр Ширвиндт и Михаил Державин были не только коллегами, но и очень близкими друзьями Андрея. Так вот, Игорь Владимирович рассказал, как однажды, после спектакля «Трехгрошовая опера», Миронов садился к нему в машину. Актер чуть не стонал и боялся сделать лишнее движение. «Андрюшка, как же ты играл, ты же там степ бьешь, по лестницам носишься?» — «Да как играл… так и играл». А потом был фрагмент из этого спектакля, где Мекки-нож, герой Миронова, стоит с петлей на шее и при этом действительно поет и танцует. Невидимая петля долгие годы сжимала шею артиста Миронова.

Однажды Михаил Державин сказал: «Андрюшка нас всех обманул… Мы же все старые, а он до сих пор молодой, красивый и танцует». Кадр из фильма
«Трое в лодке, не считая собаки».

Все давно знают, что у него был жуткий фурункулез, что ему меняли несколько рубашек за спектакль и на ткани был гной с кровью, что периодически давала о себе знать аневризма, которая его сгубила в 46 лет. Наверное, когда мы пересматриваем знаменитый танец в «Бриллиантовой руке» или сцены из «Достояния республики», где Миронов еще и фехтует, первая мысль — ой, ведь ему было так больно. А потом, через несколько секунд, это улетает, и перед тобой только – молодой, красивый, мужчина, которому все под силу. Он не хотел, чтобы мы знали про его страдания. И он до сих пор делает так, что мы забываем.

 «Говорят, что грешил…»

В один прекрасный момент почти не известная актриса Татьяна Егорова прославилась на все русскоязычное население земного шара, выпустив книгу «Андрей Миронов и я». Очень тонко заметила по этому поводу долгожительница «Сатиры» Вера Васильева: «До того как Таня написала эту книгу, я думала, что она Андрюшу любила…» С годами выяснилось, что такую книгу, ну хотя бы – брошюру, могла бы написать не одна актриса театра и кино.

Нам лично больше интересно то, что Миронов всю свою театральную зарплату, а она у него была высокая, под 300 рублей, отдавал Екатерине Градовой, с которой развелся и от которой имел дочку Машу. Первое время после развода с дочерью ему видеться почти не давали, а потом более-менее все наладилось, и Миронов ходил с ней, как все папы, в кино и в Зоопарк. А дочку своей второй жены Ларисы Голубкиной он воспитывал как родную. И обе девочки выросли талантливыми, со временем во всем разобрались и подружились. И книг о своем отце не пишут.

Любопытно, каким бы был красавец Миронов в зрелом возрасте. Ведь он страшно хотел уйти от своего танцующего амплуа, а зрители не всегда принимали его. Кадр из фильма «12 стульев».

Однажды Михаил Державин сказал: «Андрюшка нас всех обманул… Мы же все старые, а он до сих пор молодой, красивый и танцует». Конечно, любопытно, каким бы был красавец Миронов в зрелом возрасте. Ведь он страшно хотел уйти от своего танцующего амплуа, а зрители не всегда принимали его, и в «Лапшине», и в «Фарятьеве», в «Повторной свадьбе», в «Сказке странствий». Его невеселый Бендер явно проигрывал в искрометности другим Бендерам… 

Но, когда мы смотрим на его близких друзей, Александра Ширвиндта и Марка Захарова, которые по-прежнему красивы, остроумны и творят, думаем о том, что с Мироновым было бы все очень хорошо. Для нас, зрителей. А обо всем другом мы бы узнали намного позже…

Андрей Миронов: свет непогасшей звезды: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *