7 марта 1941 года в Москве шел эстрадный спектакль. В миниатюре «Жестокая фантазия» маникюршу играла полная блондинка. «Дофантазировать» до финала она не смогла: женщину со схватками увезли в роддом на Арбате, где у нее родился мальчик.
14 августа 1987 года на сцене Рижской оперы шел знаменитый спектакль московского Театра сатиры «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Главную роль исполнял красивый 46-летний мужчина. Незадолго до финала он вдруг схватился за голову и направился за кулисы. Там он потерял сознание, как оказалось, навсегда. Через два дня, в рижской больнице «Гайльэзерс» его не стало.
Между этими двумя недоигранными спектаклями кометой пролетела жизнь Андрея Александровича Миронова.
Маменькин сынок
Больше 30 лет, как знаменитый артист не ходит по этой грешной земле. Писать, что его столько лет «нет с нами», глупо, потому что он всегда с теми, кто его любит. Остались фильмы, видеозаписи спектаклей, а главное – съемки его концертных выступлений, где Миронов всегда очень серьезно общался со зрителями. Кроме того, ко всем юбилейным деньрожденческим и поминальным датам выходят передачи, и каждый раз нам обещают: вот сейчас мы точно узнаем загадку этой необычно яркой и короткой жизни, в которой вместе со славой и успехом всегда была трагедия.
Начинают всегда с мамы. Дескать, характер у Марии Владимировны был такой, «шо фронтом командовать», и сына она строила, и женщин его отваживала, в общем, воспитала в парне комплекс на комплексе.
…По меркам 41-го года Миронова была перестарком среди первородящих. Ей было за 30, она состояла во втором браке. Причем известного ленинградского артиста Александра Менакера Мария «увела» от жены-актрисы и маленького сына, а сама – оставила своего первого супруга. Язык у нее всегда был острый, нрав независимый. Но, может, будь Мария Владимировна другой, мы бы никогда не узнали об артисте Андрее Миронове.
Во время войны актерская чета с маленьким ребенком и няней проехалась по всей стране. Миронова и Менакер работали как проклятые. Маленький Андрюша в разъездах спал то на мамином пальто, то в корзине, то на лавке, с которой однажды нянька его уронила. В Ташкенте мальчик заболел тропической дизентерией, срочно требовался дефицитный сульфидин. Миронова разыскала свою знакомую, жену знаменитого летчика Громова, и умолила ее достать лекарство. Андрюшу спасли. Когда принесли сульфидин, железная Миронова стояла и только плакала. К слову, после войны она разыскала и поблагодарила всех, кто помогал ей в эвакуации.
Андрей любил не только маму. Он любил отца, няньку, с первых сознательных лет общался со своим братом Кириллом Ласкари. Не просто любил его, но и дружил и работал вместе с ним. Кирилл Александрович всегда признавал, что это произошло благодаря в том числе «тете Маше».
Мария Владимировна, бесконечно мотавшаяся с мужем по гастролям, знала всех одноклассников Андрея (тот пошел сначала в мужскую школу) и кормила их в любом количестве. Мироновы жили достаточно неплохо, однажды Андрею из Германии привезли электрическую железную дорогу. Еще он носил шорты, что было диковинкой для советских мальчишек. Но ничего лишнего из одежды у него не было, а карманные деньги он, как и все, копил, жертвуя школьными завтраками.
Миронова и Менакер, ставшие со временем «Театром двух актеров», бешено популярные в СССР, не считали зазорным ходить на школьные спектакли Андрея. Другое дело, что, когда мальчик решил поступать в театральный, Мария Владимировна очень жестко предупредила: то, как он «кривляется» на школьной сцене, весьма далеко от искусства.
Актер по блату
Миронова по своим корням была мхатовкой, а сын подал документы в Щукинское училище. Тем летом Мария Владимировна встретила свою приятельницу-актрису, работавшую в приемной комиссии «Щуки». «Мы приняли очень способного мальчика, твоего однофамильца», — сказала та.
Андрей не был лучшим на курсе. Внешность его была невыигрышной: склонный к полноте, рыхлый, белесый. Это потом он победил свою «фактуру» спортом и гардеробом, подобранным с великим вкусом.
Правда, когда он начинал рассказывать что-то смешное, то преображался. Но, когда в Вахтанговском театре, куда всегда принимают лучших выпускников «Щуки», просматривали выпуск Миронова, Андрея туда не взяли, хотя главреж Симонов дружил с родителями парня. Он честно сказал, что у него есть талантливые красавцы — Лановой, Шалевич, Яковлев, а Андрею место совершенно в другом театре. Еще одним другом семьи был главреж Театра сатиры Плучек. Андрей успешно показался с каким-то комедийным номером. Но завил он о себе только через два года, сыграв героя Сэлинджера в «Над пропастью во ржи».
Но и тогда никто особо не верил, что из него выйдет артист, способный сыграть все. Пахарь, преданный театру настолько, что, когда умер Анатолий Папанов, его многолетний партнер и товарищ, именно Андрей собой закрыл амбразуру и играл на тех гастролях в Риге дополнительные концерты. Правда, ему самому оставалось всего несколько дней.
Праздник с петлей на шее
Программа «Тайны кино» сняла сюжет о том, как рождалась знаменитая телеверсия «Фигаро». Там много воспоминаний о Миронове, одно из них – от Игоря Кваши. Он, а также Марк Захаров, Григорий Горин, Александр Ширвиндт и Михаил Державин были не только коллегами, но и очень близкими друзьями Андрея. Так вот, Игорь Владимирович рассказал, как однажды, после спектакля «Трехгрошовая опера», Миронов садился к нему в машину. Актер чуть не стонал и боялся сделать лишнее движение. «Андрюшка, как же ты играл, ты же там степ бьешь, по лестницам носишься?» — «Да как играл… так и играл». А потом был фрагмент из этого спектакля, где Мекки-нож, герой Миронова, стоит с петлей на шее и при этом действительно поет и танцует. Невидимая петля долгие годы сжимала шею артиста Миронова.
Все давно знают, что у него был жуткий фурункулез, что ему меняли несколько рубашек за спектакль и на ткани был гной с кровью, что периодически давала о себе знать аневризма, которая его сгубила в 46 лет. Наверное, когда мы пересматриваем знаменитый танец в «Бриллиантовой руке» или сцены из «Достояния республики», где Миронов еще и фехтует, первая мысль — ой, ведь ему было так больно. А потом, через несколько секунд, это улетает, и перед тобой только – молодой, красивый, мужчина, которому все под силу. Он не хотел, чтобы мы знали про его страдания. И он до сих пор делает так, что мы забываем.
«Говорят, что грешил…»
В один прекрасный момент почти не известная актриса Татьяна Егорова прославилась на все русскоязычное население земного шара, выпустив книгу «Андрей Миронов и я». Очень тонко заметила по этому поводу долгожительница «Сатиры» Вера Васильева: «До того как Таня написала эту книгу, я думала, что она Андрюшу любила…» С годами выяснилось, что такую книгу, ну хотя бы – брошюру, могла бы написать не одна актриса театра и кино.
Нам лично больше интересно то, что Миронов всю свою театральную зарплату, а она у него была высокая, под 300 рублей, отдавал Екатерине Градовой, с которой развелся и от которой имел дочку Машу. Первое время после развода с дочерью ему видеться почти не давали, а потом более-менее все наладилось, и Миронов ходил с ней, как все папы, в кино и в Зоопарк. А дочку своей второй жены Ларисы Голубкиной он воспитывал как родную. И обе девочки выросли талантливыми, со временем во всем разобрались и подружились. И книг о своем отце не пишут.
Однажды Михаил Державин сказал: «Андрюшка нас всех обманул… Мы же все старые, а он до сих пор молодой, красивый и танцует». Конечно, любопытно, каким бы был красавец Миронов в зрелом возрасте. Ведь он страшно хотел уйти от своего танцующего амплуа, а зрители не всегда принимали его, и в «Лапшине», и в «Фарятьеве», в «Повторной свадьбе», в «Сказке странствий». Его невеселый Бендер явно проигрывал в искрометности другим Бендерам…
Но, когда мы смотрим на его близких друзей, например, Александра Ширвиндта, который по-прежнему красив, остроумен и творит, думаем о том, что с Мироновым было бы все очень хорошо. Для нас, зрителей. А обо всем другом мы бы узнали намного позже…
Наслажденье скользить по краю. Как играл Андрей Миронов
Вспоминаем знаковые роли выдающегося актера театра и кино Андрея Александровича Миронова.
А если это любовь?
1961 г. Режиссер Юлий Райзман
Дебют в кино студента Щукинского училища Андрея Миронова. Фильм о том, что юноша-школьник написал своей однокласснице письмо с объяснением в любви, и из-за этого встала на уши вся школа. Трудно поверить, что тогда фильм был встречен в штыки критикой, родителями и учителями именно из-за сюжета. Было сломано столько копий, что эпизодическая роль Миронова прошла незамеченной. На самом деле он мог появиться на экране гораздо раньше, но на съемках фильма «Садко» 11-летний Андрюша из-за своей маниакальной чистоплотности отказался надеть на голое тело грязное рубище.
Три плюс два
1963 г. Режиссер Генрих Оганисян
За два года до этого Миронова с трудом утвердили в фильм «Мой младший брат» на роль физкультурника Юрки. Взяли тогда за талант, но фактуру критиковали нещадно. А теперь предстояло две трети фильма ходить в плавках. Когда комедия вышла, Миронов очень расстроился, он явно проигрывал в атлетизме красавцу Евгению Жарикову. Да и в Театре сатиры, куда он попал отчасти благодаря дружбе главного режиссера Валентина Плучека с его родителями, ему не давали выигрышных ролей, считали «полненьким и белесеньким сыном яркого актерского дуэта». А ведь на съемках «Три плюс два» Андрей надолго влюбился в одну из самых красивых советских актрис – Наталью Фатееву. Наталья была старше и всерьез начинающего актера не воспринимала, чем усугубляла его комплексы. С тех пор Миронов повел решительную борьбу с лишним весом.
Бриллиантовая рука
1968 г. Режиссер Леонид Гайдай
Представьте, на месте Миронова в фильме планировали то Георгия Вицина, то Михаила Пуговкина. На тот момент Андрей Миронов не был особо популярен, но на роль Лелика рассматривался Анатолий Папанов, а Гайдаю очень понравился их дуэт в фильме Рязанова «Берегись автомобиля». Леонид Иович без зазрения совести воспользовался находкой Эльдара Александровича, потому что перед этим Рязанов снял придуманную Гайдаем троицу Моргунов-Никулин-Вицин в своем фильме «Дайте жалобную книгу».
Во время съемок «Бриллиантовой руки» Миронова уже сильно беспокоило заболевание, которое проявлялось значительными поражениями кожи. Одна из любимейших зрителями сцен, когда актер танцует на палубе настоящего корабля, в синтетических костюме и водолазке, на самом деле далась Миронову мучительно.
Достояние республики
1971 г. Режиссер Владимир Бычков
Благородный Маркиз – одна из лучших ролей Миронова в кино, после нее многие говорили, что это готовый советский д’Артаньян, но, увы, с гасконцем не сложилось. Утверждение на роль Маркиза проходило довольно забавно. Сначала проверяли, как Миронов владеет шпагой. Посмотрев, один из основателей отечественной каскадерской школы, Фирс Земцов, сравнил Миронова с Жераром Филиппом. Также требовалось умение виртуозно скакать верхом. Миронов с совершенно серьезным лицом заявил, что на лошади он сидит с трех лет, но на пробах ему досталась какая-то неуправляемая коняка, которая чуть не сбросила актера. На следующий день Миронов привез фотографию где он, трехлетний, сидит на деревянной лошадке. Вся группа очень смеялась, а роль была сыграна виртуозно. Песня из фильма в исполнении Миронова «Кто на новенького?» мгновенно стала хитом.
Невероятные приключения итальянцев в России
1973 г. Режиссер Эльдар Рязанов
Андрей Александрович дружил с Рязановым, работал в нескольких его картинах, но, положа руку на сердце, «Итальянцы» не открыли для зрителей нового Миронова. Если не считать того, что многие опасные трюки актер выполнил сам. При своей боязни высоты Миронов специально попросил Рязанова, чтобы ему позволили сняться висящим на разведенном питерском мосту. Также в этом фильме Миронов сам спускается на ковре из окна гостиницы, перелезает с крыши автомобиля в салон, «беседует» с настоящим львом…Рязанов потом вспоминал, что отвага советского артиста волшебным образом подействовала на итальянских лицедеев, которые сначала требовали гонорар чуть ли не за каждый шаг в кадре.
Повторная свадьба
1975 г. Режиссер Георгий Натансон
Здесь Миронов сыграл абсолютного негодяя и, к сожалению, далеко не все зрители приняли его в этой бытовой мелодраме. А ведь он сразу согласился сниматься, потому что в большом кино такого практически не играл. Очень показателен случай, который произошел на съемках в Одессе. На рынке Андрей хотел купить творога у бабуси, но на вопрос, сколько стоит, женщина упорно молчала. Потом вдруг спросила артиста: «Ты случайно не бриллиантовая рука?». Миронов засмеялся, тетка отдала ему творог бесплатно и сказала, что теперь всей деревне расскажет, что «бриллиантовая рука купила у меня творог». Люди упорно предпочитали видеть Миронова в комедийных ролях.
Страницы журнала Печорина
1975 г. Режиссер Анатолий Эфрос
Советское телевидение создало свой собственный театр, и телеспектакль по «Герою нашего времени», где Миронов сыграл Грушницкого, а Олег Даль – Печорина, безусловно шедевр в этом жанре.
12 стульев
1976 г. Режиссер Марк Захаров
Руководитель театра «Ленком» очень рисковал, снимая экранизацию романа Ильфа и Петрова всего через пять лет после блестящего фильма Леонида Гайдая. Андрей Миронов в роли Бендера и Анатолий Папанов – Воробьянинов попали под шквал сравнений с великолепным дуэтом Арчил Гомиашвили – Сергей Филиппов. Увы, очень часто сравнения были не в их пользу. Бендер в исполнении Миронова был слишком философом, слишком уставшим от жизни. Но песни в исполнении Андрея Александровича, безусловно, выше всяких похвал.
Фантазии Фарятьева
1979 г. Режиссер Илья Авербах
Это, может быть, самый необычный герой в исполнении Миронова. С виду – бледная моль, абсолютный лузер, мечтатель-идеалист, который в конце концов проигрывает некоему Бетхудову, чемпиону по жизни. Аплодировать за этот образ Миронову начали много позже выхода фильма. Зрители, а особенно зрительницы, с трудом вслушивались в сложные монологи Фарятьева и не могли смириться с тем, что в этой картине Миронов не только не красив, но даже и не обаятелен.
Мой друг Иван Лапшин
1984 г. Режиссер Алексей Герман
Алексей Герман всегда снимал свои фильмы подолгу, добиваясь абсолютной точности в передаче примет времени. «Лапшин» посвящен работе оперативников в 30-е годы, фильм черно-белый, а в заглавной роли Герман снял тогда не известного актера Андрея Болтнева. Миронову же досталась роль писателя и журналиста Ханина, такого потухшего плейбоя, которого вышибла из седла внезапная смерть жены. Герман долго «испытывал» Миронова, который очень хотел сниматься, и однажды потребовал, чтобы актер избавился ради фильма от своей роскошной шевелюры. Решиться на это было практически невозможно, потому что на Миронове держался весь репертуар Театра сатиры. Но через какое-то время Миронов позвонил Герману и сказал, что согласен. Герман поверил, что Миронов, которого режиссер, как и подавляющее большинство, считал баловнем судьбы, действительно будет серьезно работать, и избавил его от стрижки. Ханин стал одним из самых запоминающихся героев Андрея Миронова.
Человек с бульвара Капуцинов
1987 г. Режиссер Алла Сурикова
Это последний фильм, который Андрей Миронов сам озвучил. После смерти актера на сцене Рижской оперы во время спектакля «Женитьба Фигаро» эта нехитрая комедия с элементами вестерна стала смотреться как пророчество. В конце фильма подвижник синематографа Ферст в исполнении Миронова терпит фиаско: его вытесняет мистер Секонд, который «кормит» зрителей-ковбоев примитивными триллерами и пошлыми мелодрамами.
Миронов умер в 1987 году, через несколько лет развалилось советское кино, экран заполнился фильмами ужасов и примитивными комедиями.
Сегодня наше кино вроде как на подъеме, но лучшими становятся либо ремейки старых картин, либо сюжеты, посвященные героям прошлых лет. Может быть, когда-то мы увидим художественный фильм о короткой и прекрасной жизни Андрея Миронова…
До слез( Спасибо!
спасибо вам за такое признание