Не уходи далеко

Юлия Борисова. Загадка королевы

Опубликовано От aut-aut

17 марта великой актрисе исполняется 95 лет

Она никогда не дает интервью, а если выступает на каких-то вечерах или торжественных мероприятиях, то всегда адресует свои слова благодарности партнерам, режиссерам, людям театра. О себе почти ничего. Сенсация – она сама, ее прямая спина и лебединая шея в возрасте за 90, то, чего не подарит пластическая хирургия. Не зря она так часто играла особ королевской крови. 

90-летней Юлии Борисовой вручают «Золотой знак» Союза театральных деятелей РФ. Снимок сделан 18 мая 2015 г. Автор: Photografer STD RF. Источник: Wikipedia

Почему-то о ней очень любят писать как о «великой затворнице», которая редко появляется в театре, а отыграв, немедленно перемещается в какую-то неземную жизнь. На самом деле жизнь у Юлии Константиновны земная и счастливая: у нее вырос достойный сын, который подарил ей двух внучек, а сейчас у актрисы уже пятеро правнуков. С некоторыми из них она не так давно выходила на сцену в спектакле «Возьмите зонт, мадам Готье». А еще Юлия Константиновна великолепная рассказчица, и, если она того пожелает, то даже самые драматичные эпизоды своей биографии может превратить в маленький спектакль.

Кадр из телеверсии спектакля «Антоний и Клеопатра», 1980 г. Юлия Борисова в роли Клеопатры. Режиссеры – Леонид Пчелкин, Евгений Симонов.

Сбежавшая невеста

Своих родителей актриса всегда вспоминает не только с нежностью, но и с гордостью – то, как они относились друг к другу, по каким законам жили. Главным человеком для Юлии была мама, Серафима Степановна. Именно она, единственная из всех старших, посоветовала дочке рискнуть и сдать экзамены «на актрису». Так Борисова еще в военные годы стала студенткой Щукинского училища. 

В то время она была крепенькой и с розовыми щечками, о которые бились две косы. Девушка была очень способной, но по типажу несколько не подходила, а ее, не дожидаясь выпуска, в 1947 году позвали в Вахтанговский театр. Чтобы похудеть, Борисова стала курить «Беломор», иногда до потери сознания. И с тех пор никогда не набирала вес.

В театре у нее появился очень завидный жених, Евгений Симонов, сын знаменитого главного режиссера Театра им. Вахтангова Рубена Николаевича Симонова. И это был не тот случай, когда природа отдохнула на детях гениев. 

Юлю ждала благополучная жизнь, но однажды она увидела Исая Спектора, который заведовал фронтовым филиалом Вахтанговского театра и к тому времени только-только вернулся в мирную Москву. Через несколько дней женатый, между прочим, Исай и Юлия вместе исчезли с новогоднего вечера. Симонов устроил дикий скандал, даже дал неверной невесте пощечину. Но Борисова, хоть и извинялась перед Евгением, была убеждена: она поступает правильно.

Исай Спектор и Юлия Борисова. Источник: kino-teatr.ru

Они прожили вместе около 25 лет. Исай Исаакович занимал должности замдиректора и директора-распорядителя театра. Говорят, что в этой административной работе он был так же виртуозен, как его жена на сцене.

Спектор очень многому учил свою молодую супругу, в частности тому, что театр всегда должен быть на первом месте. Не удивительно, что даже в день смерти мужа, 13 апреля 1974 года, Борисова приехала на Арбат – сыграть фирменный спектакль Вахтанговского театра, очень смешную сказку «Принцесса Турандот», где у нее была заглавная роль.

Кадр из телеверсии спектакля «Принцесса Турандот», 1971 г.  Режиссер фильма-спектакля Александр Шорин. Турандот – Юлия Борисова. Калаф – Василий Лановой.

Три встречи с кино

В кино Борисова появилась трижды. Посмотрев на себя в первой работе, «Три встречи», актриса была очень разочарована и решила навсегда отказаться от этого вида искусства.

Кадр из фильма «Три встречи», 1948 г. Режиссеры Александр Птушко, Всеволод Пудовкин, Сергей Юткевич

Но однажды, спустя 10 лет, в ее квартире раздался звонок. «Это Иван Александрович Пырьев. Я хочу пригласить вас на пробы к фильму «Идиот» на роль Настасьи Филипповны». На тот момент Борисова уже репетировала эту же роль в спектакле своего любимого режиссера Александры Ремизовой. А про Пырьева она слышала, что тот разговаривает исключительно матом, ходит с палкой, которой в случае недовольства колотит всех, в том числе актрис. 

Борисова отговорилась тем, что сдает премьеру. Через какое-то время всесильный глава «Мосфильма» позвонил снова, но актриса заявила, что уезжает в дом отдыха. Режиссер выждал срок и напомнил о себе опять. На этот раз очень строго, сообщив, что в такой-то день с утра он будет ждать ее в машине у подъезда.

В роли Настасьи Филипповны в фильме Ивана Пырьева «Идиот», 1958 г.

Решающую роль сыграл Исай Исаакович, которого Пырьев, конечно же, предварительно «обработал». Борисова отправилась на пробы, и так состоялась одна из ее выдающихся работ. 

Еще через 10 лет другой режиссер, Георгий Натансон, обратился к Спектору, чтобы тот уговорил супругу согласиться на роль Елены Кольцовой в фильме «Посол Советского Союза». Образ Елены был списан с Александры Коллонтай, женщины дворянских кровей, ушедшей в революцию, ставшей первой в истории женщиной-министром и первой у нас в стране женщиной-послом. Причем в такое время, когда Советский Союз был единственной социалистической страной и его мечтали стереть с лица земли все влиятельные государства. Еще у Коллонтай была довольно бурная личная жизнь, она любила поговорить о дамских правах и свободе в отношениях.

Кадр из фильма «Посол Советского Союза», 1969 г., режиссер Георгий Натансон

Описывая героиню Борисовой, Натансон назвал Коллонтай «теоретиком любви». На этих словах Юлия Константиновна засмеялась и согласилась. Счастливый режиссер, который до этого снял два фильма с Татьяной Дорониной, заранее был готов к капризам, опозданиям и прочим «звездным» делам, ведь Борисова была примой Вахтанговского театра, блестящего, знаменитого, никогда не знавшего кризисов и проблем со зрителями. И с большим удивлением убедился, что актриса не спорит, выполняет все указания и тем не менее творит свое маленькое чудо.

Визит нестарой дамы

Знаменитый искусствовед Виталий Вульф говорил, что Борисова всегда играла только положительные роли. И даже если биография ее героинь была отнюдь не мармеладной, актриса всегда делала их прекрасными. К счастью, и сейчас можно посмотреть «Идиот», или, например, «Иркутскую историю» Арбузова, где поначалу персонажа Борисовой зовут Валька-дешевка. Нелепая замухрышечка в начале и красавица, мадонна в конце, и это совсем не заслуга гримера.

Борисова в фильме-спектакле Театра им. Вахтангова «Иркутская история». 1973 г., режиссеры Борис Ниренбург, Евгений Симонов

В 2011 году нынешний главный режиссер театра им. Вахтангова Римас Туминас сделал спектакль «Пристань», составленный из фрагментов классических пьес, где были задействованы актеры самого старшего поколения. Там играли Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Галина Коновалова…  Для Борисовой была выбрана пьеса Дюрренматта «Визит старой дамы», по этой пьесе замечательный фильм снял Михаил Козаков с Екатериной Васильевой в главной роли. 

Кадр из телеверсии спектакля «Пристань», 2011 г., режиссер Римас Туминас, источник You Tube

Так вот, выходя на цену в роли дряхлой миллионерши, Юлия Борисова на глазах становилась моложе и моложе. Это замечали все, и никто не понимал, как это происходит. А еще намного раньше, на своем творческом вечере 75-летняя Борисова, например, в прямом смысле слова кувыркалась на сцене. Вот в этом ее загадка, а не в том, как она жарит яичницу. Кстати, пока позволяло здоровье, Юлия Константиновна сама убирала квартиру и гуляла с правнуками. А все рецепты ее красоты – это просто режим дня.

Сегодня на сайте Театра им. Вахтангова в репертуаре актрисы Юлии Константиновны Борисовой единственный спектакль – «Евгений Онегин», где она читает «Сон Татьяны». Хотелось бы пожелать этой великой женщине здоровья, а нам, зрителям, возможности снова и снова видеть ее на сцене, где она все время загадывает загадки, как это делала ее знаменитая принцесса Турандот.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *