Не так просто было заставить сына полицейского и учительницы играть роли на грани фола.
Когда-то Хосе Антонио Домингес использовал для псевдонима фамилию матери — Бандера, что в переводе с испанского означает “флаг” или “войско”. В любом случае Бандераса можно считать знаменем, или предводителем, испанских актеров, ежегодно штурмующих Голливуд. Все знают его достижения, но тайна успеха до сих пор не разгадана. Да, он — “мачо”, но их “фабрика грёз” выпекает с завидной регулярностью, поэтому на одном мачизме далеко не уедешь. Что же пришлось сломать в себе мальчишке из провинциальной Малаги, прежде чем вознестись на вершины мирового кинематографа?
Рыцарь кубков
Бандерас родился 10 августа 1960 года в семье офицера Гражданской гвардии и учительницы. Отцу в этот момент было уже 40, Хосе Домингес Прието отдавал все силы борьбе с рыбаками-контрабандистами. Воспитание будущего актера и его младшего брата Франциско было обязанностью матери. Ана Бандера водила сыновей в театр, старалась приобщить их к прекрасному.
В те годы, несмотря на продолжавшееся правление диктатора Франко, Малага становилась одним из туристических центров Европы благодаря курорту Коста-дель-Соль (Солнечный берег). Именно так — Кубок Коста-дель-Соль — называлось соревнование, которое учредил местный футбольный клуб “Малага”. Благодаря этому в город приезжали суперзвезды футбола, а в 1963 году хозяева наконец завоевали созданный ими Кубок, победив мадридский “Реал”. Надо ли говорить, что всё мужское население Малаги, от мала до велика, бредило футболом? Поэтому усилия Аны Бандеры пропадали даром. Ее старший сын Хосе Антонио видел себя только футболистом. Он практически не учился в школе, несколько раз оставался на второй год.
Отчаянный
Но судьбу не объедешь, и в 15 лет Хосе получил тяжелую травму стопы, с футболом пришлось покончить. Не известно, что бы получилось из недоучившегося подростка, но однажды друзья позвали его в местный театр. Вовсе не за тем, чтобы насладиться, например, интерпретацией “Дон Кихота” Сервантеса или комедией Лопе де Вега. Давапи мюзикл “Волосы”, и по всему городу ходили слухи, что на сцене актеры появляются полностью обнаженными.
Однако не голые тела заворожили Хосе, а та самая магия театра, которую когда-то безуспешно пыталась открыть юноше его мать. Отныне все его мечты были связаны со сценой. Надо сказать, что Ана Бандера пришла в еще больший ужас, чем когда ее первенец бредил футболом. Во-первых, за занятия в местной Школе драматического искусства надо было платить. Во-вторых, студийцы постоянно кочевали в те места, где им давали подмостки. А в-третьих, несмотря на то, что диктатор Франко уже умер, многочисленные табу в искусстве сохранялись. И несколько раз Хосе Антонио Домингес и его друзья оказывались в полицейском участке за постановки пьес нежелательного Бертольда Брехта.
Наконец в 19-летнем возрасте молодой актер покидает малую родину и перебирается в Мадрид. Мать выделила ему сумму, эквивалентную 120 долларам, поэтому пришлось пройти славный путь многих нынешних звезд Голливуда: бармен, официант, модель, хотя рост у Бандераса для модели не очень, от силы 176 см.
Никогда не разговаривай с незнакомцами
Молодого человека приняли в труппу Национального испанского театра. Что в нем на тот момент было такого, чего не было у других? Говорят, что еще в подростковые годы Антонио ни с кем не дрался — боялся “убить”. Видимо, он изначально считал себя победителем в любом поединке. Во-вторых, внешность. В Малаге его преподавательницей была некая графиня в возрасте, которая выделяла Домингеса-Бандераса среди своих учеников. Как именно выделяла, до конца не ясно, но уже тогда женщина обратила внимание вот на что: молодой человек моментально “примерял” на себя чувства и повадки совершенно чуждых ему по характеру персонажей. К тому же он был спортивен и очень музыкален.
Однако яркой вспышки новой звезды не случилось. Домингес играл в тех еще спектаклях. Однажды посетив премьеру сына, благочестивая Ана Бандера в который уже раз пришла в ужас, ее мальчик раздевался догола. Дело в том, что после смерти Франко в испанском искусстве возникло течение “La Movida”, которое решительно сметало все запреты. Режиссеры, актеры, художники заговорили о том, о чем прежде было принято молчать. Без La Movida не было бы того, кого мы теперь знаем как культового режиссера Педро Альмодовара.
До судьбоносной встречи с будущим Бандерасом Альмодовар снял только один фильм — “Пепи, Люси, Бом и остальные девушки”. Одна из героинь была наркоманкой, вторая мазохисткой, третья — лесбиянкой. Следующую картину Альмодовар хотел посвятить переливам мужских характеров. Подыскивал он себе актеров, или просто так, но однажды заглянул в театр, а после спектакля прошел в актерское кафе, где за столиком в компании друзей сидел тот, на кого Альмодовар положил режиссерский глаз. Он поговорил с молодыми людьми минут 10. Диалог завязался легко, разница в возрасте с тем же Бандерасом у Альмодовара составляет всего 11 лет. “Короче, парень. У тебя романтическая внешность, тебе надо сниматься в кино”. За сим он откланялся.
Первое впечатление от Педро у Хосе было крайне негативным. Возможно, потому, что Альмодовар никогда не скрывал своей нетрадиционной ориентации, а для весьма религиозных испанцев, да еще в те времена, это являлось клеймом. Но то ли желание Домингеса сняться в кино оказалось сильнее предрассудков, то ли Альмодовар верил своему снайперскому глазу, но уже в 1982 году выходит их первый совместный фильм “Лабиринт страстей”.
Альмодовар сразу сказал, что имя Хосе Антонио Домингес — это хорошо для тореадора, но не для актера. Режиссер пришел в полный восторг от фамилии Аны Бандеры, приделал к ней букву “с”, и так в мировом кино появился Антонио Бандерас.
Несносный мачо
После “Лабиринта страстей” актером заинтересовались мужчины нетрадиционной ориентации, и поначалу Бандераса это приводило в ужас. Он ведь уже был женат на актрисе Ане Лесе, коллеге по театру. У Антонио всегда было много романов, но чем-то эта девушка покорила его, а родители актера вообще приняли ее как родную дочь. После той популярности, которая обрушилась на Бандераса из-за “Лабиринта страстей”, Ана решила не рожать детей, она считала, что должна принести себя в жертву карьере своего мужа.
В это время Педро Альмодовар обтесывал новоиспеченную звезду. Он боролся с комплексами своего подопечного, и даже заставлял его ходить по Мадриду в женском платье. “Ты всегда должен различать, где ты, а где — роль. Актер обязан уметь играть всё, быть любым и ничего не стесняться” — примерно это Альмодовар внушал Антонио Бандерасу. И действительно, сейчас суперзвезда Голливуда благодарит учителя за преподанные уроки. А иногда и шутит: мол, почему убивать людей на экране можно, а целоваться с мужчиной — нельзя?
Известно, что Альмодовар плохо перенес переезд Бандераса в Голливуд и даже прекратил снимать актера на целых 20 лет. Но в чем-то именно он поспособствовал такому повороту в судьбе ученика. В 1990 году Мадонна находилась в Испании и устраивала большую вечеринку. Естественно, она пригласила Альмодовара, который к тому времени уже номинировался на “Оскар”. И вроде бы как Мадонна мечтала увидеть на своем приеме красавчика Бандераса. Но Антонио не хотел туда идти, он не знал, как будет общаться с суперзвездой, совершенно не владея английским. Альмодовар заставил, чуть ли пинками. И Бандерас пришел, под руку с женой, чем привел Мадонну в полное отчаяние.
Здесь совпало сразу несколько моментов. Свои “испанские впечатления” знаменитая певица и артистка включила в фильм “В постели с Мадонной”, и так в США многие впервые услышали имя Бандераса. Антонио, в свою очередь, не очень-то понравилась настойчивость Альмодовара. Кстати, на тот момент они закончили очередную совместную работу под символическим названием “Свяжи меня!”. Ну и вряд ли гордому испанцу улыбнулось быть всего лишь очередным объектом вожделения Мадонны, которой он так и не смог сказать что-либо внятное. В итоге Бандерас “развязался” с Альмодоваром и махнул в Голливуд.
Главная роль
Он прекрасно знал, что подавляющее большинство испанских парней обречено играть на “фабрике звезд” злодеев с кинжалами и что для всех иностранцев непреодолимым барьером является английский язык. В его первом голливудском фильме — “Короли мамбо” — Бандераса озвучивал другой актер. Впоследствии он освоил язык в совершенстве, но крошечный акцент остался. Теперь этот акцент все находят безумно притягательным, и именно благодаря ему Бандерас получил одну из своих самых знаменитых работ — Кота в сапогах.
А вот супруга Ана не смогла ужиться с Голливудом. В отчаянии женщина увлеклась буддизмом и йогой. В шутку или всерьез, но Бандерас рассказывал, что каждый раз по возвращении домой вместо жены находил “цветок лотоса”.
Про брак Бандераса с Мелани Гриффит написаны тома. 18 лет они были вместе, и всё это время их “разводили”, в открытую смеясь над Мелани за ее попытки победить нехорошие пристрастия и увлечение пластикой, которое превратило некогда очаровательную “дикую штучку” в не пойми что. Но долгое время Бандерас всячески защищал супругу, поддерживал ее. Ведь она родила ему дочь Стеллу дель Кармен.
Сегодня Бандерас формально свободен, но известно, что он состоит в отношениях с деловой голландкой по имени Николь Кимел. Она моложе актера на 20 лет. К восхищению всей Америки, о Мелани Бандерас отзывается исключительно тепло, уверяет, что любил, любит и будет любить ее…как друга. И для детей Мелани от предыдущих браков он по-прежнему заботливый отец.
Антонио сумел не только на равных поработать с той же Мадонной, но и возобновить сотрудничество с Альмодоваром, и их очередной совместный фильм “Кожа, в которой я живу”, получил множество номинаций и BAFTA как лучший фильм на иностранном языке.
Трудно сказать, делает ли что-то Бандерас для того, чтобы выглядеть, как его знаменитый Зорро. Сам он неоднократно высказывался о том, что ему смешны вечно молодящиеся старички. Правда, актер бросил курить — ведь он перенес операцию на сердце.
Сегодня Бандерас — это продюсер, режиссер, вокалист (он даже выступал вместе со знаменитой Сарой Брайтман). Его фамилия стоит на бутылках отборного вина, на флаконах с парфюмом и на элегантной одежде. Периодически кто-то пытается сказать, что как актер он, мол уже не тот. Но совсем недавно Антонио Бандерас сыграл главную роль в фильме, который так и называется — “Главная роль”. Согласитесь, это о многом говорит.
спасибо!