Она была не только очень талантливой, но и очень мудрой женщиной в нашем кинематографе.
Нина Евгеньевна Меньшикова рано начала играть зрелых женщин и матерей. Обычно актрисы всячески оттягивают этот момент, а Меньшикова шла на такие роли легко и играла замечательно. Вспомнить хотя бы знаменитую “маму Веру” из культовых “Девчат”. По сценарию у ее героини не было детей, но именно Вера Круглова “отвечала” за мудрость в разношерстной компании пятерых девушек. Ее пытала юная Тоська: ”А правда, за что любят?” — за добротные “тубареточки” или за бабочки в животе?
В фильме Вера так и не ответила на этот вопрос, мы не узнали, перестала она топить печку письмами от любимого, но ветреного мужа, или простила его. Зато в реальной жизни Нина Меньшикова сделала свой выбор раз и навсегда. И была счастлива целых 45 лет. А потом судьба взяла и отняла у нее любимых мужчин одного за другим.
“Чапаев” и пустота
Даже в их фамилиях были как будто “прописаны” семейные роли. Он — Ростоцкий, ему нужно всегда вперед и вверх, а она — Меньшикова, следовательно, должна быть на полшага позади. Нина совершенно не возражала. Она вообще когда-то и подумать не могла, что Станислав Ростоцкий обратит на нее внимание.
Ростоцкий ходил по ВГИКу примерно так, как говорилось в “Девчатах”: он шагал, а все встречные девчонки сами собой в штабеля укладывались. Станислав был очень хорош собой, остроумный, великолепно танцевал. При этом он чуть прихрамывал, но в конце 40-х это не было редкостью: подавляющее большинство молодых людей, в том числе вгиковцев, пережили бомбежки, эвакуации, а многие, как и Ростоцкий, воевали.
В Станиславе чувствовалась порода. Тогда об этом не очень распространялись, но его дед по отцу Болеслав принадлежал к польским аристократам и был генералом царской армии. Бабушка по матери — француженка. Ну как тут было устоять Нине Меньшиковой?
Сама она не могла похвастаться выдающейся родословной. Отец — военный, мама — домохозяйка. Понятно, что решающее слово в семье всегда было за отцом. Он буквально грохнул кулаком по столу, когда в 1947 году 19-летняя Нина робко сказала, что пойдет поступать в артистки, ведь на прослушиваниях во ВГИКе ее отметил Борис Бибиков. Несмотря на реакцию отца, Нина сделала по-своему. У нее был такой характер: она не устраивала скандалов, но делала только то, что считала правильным.
Это проявилось и во ВГИКе. Рекомендовал ее Бибиков, а курс набрал другой Борис, Бабочкин, кумир всей страны, исполнитель роли Чапаева. После Нина Евгеньевна вспоминала, что показывал Бабочкин — прекрасно, а вот педагогического дара у него не было. Возможно, такие наставники предпочитают студентов взрывных, типа поднеси спичку — и он сам “загорится”. Но Меньшикова была другой по характеру, и “Чапаев” заявил, что она — бесперспективная.
Главная роль
Нина молча перешла на курс младше, к Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, от которых потом удостаивалась самых лестных характеристик, в том числе за свое умение петь и танцевать. Но проучилась во ВГИКе дольше, чем было положено. А Ростоцкий в это время стал уже дипломированным режиссером и любимым учеником Григория Козинцева. На правах “полумэтра” он приходил в институт и просматривал молодежь.
Нина была уверена, что Ростоцкий во всех смыслах отметил ее подругу Аллу Ларионову и что начинающий режиссер обязательно женится на этой красавице блондинке. Однажды Нина поздним зимним вечером ехала на троллейбусе из ВГИКа, и вдруг — о, чудо! — рядом оказался Ростоцкий. Они разговорились, Нина рассказала, что живет вместе с бабушкой в поселке Богородское (сейчас район Москвы — прим. ред.), а родители в Германии, где служит отец. Станислав, конечно, понимал, что надо проводить девушку до дома, но тащиться в Богородское, а потом обратно, в такую холодину… Нина даже не подумала обидеться.
Через какое-то время — дело было ранней весной 1956 года — Ростоцкий вместе со своим другом Владимиром Красильщиковым собирался поработать над сценарием очередного фильма. У Владимира был старенький “москвич”, у Станислава — избушка в деревне Киржач. Еще нужен был человек на хозяйство. И тут Ростоцкий вспомнил про девушку, которой не требовалось отпрашиваться у родителей ради такого сомнительного предприятия. Нина не просто согласилась. В день отъезда она надела свое самое красивое платье, накупила две сумки продуктов. Ростоцкий, который поставил своему другу жесткое условие “никаких романов”, сам же его и нарушил.
Тогда Нина узнала, что причиной хромоты Ростоцкого был протез. После тяжелого ранения и гангрены ему ампутировали ногу до бедра. Но Станислав Иосифович никогда не ходил с тросточкой. При его образе жизни протеза хватало только на год, а к каждому новому приходилось в буквальном смысле притираться, с болью и кровью. Когда требовалось, Нина Евгеньевна превращалась в заботливую сиделку и виртуозную медсестру.
Вскоре стало понятно, что у нее будет ребенок. Несколько лет своего детства Нина провела в эвакуации. Там было очень мало еды и очень много тяжелой сельской работы, девочка заболела туберкулезом, а эта болезнь считалась безусловным противопоказанием для материнства. Нину осматривала старая опытная докторша. “Иногда нас, врачей, надо посылать к черту — сказала она. — Но я вам этого не говорила”.
25 января 1957 года на свет появился Андрей Ростоцкий, будущий актер, режиссер и каскадер. И с тех пор Нина Евгеньевна говорила: “Моя главная роль — это жена и мать”.
На семейных ветрах
Не перечесть, сколько актрис выходят замуж за режиссеров и играют главные роли в их фильмах и спектаклях. Но не Нина Меньшикова. При том, что она была очень востребованной актрисой, как только подрос Андрей — снималась в трех-четырех ролях за год. Не всегда играла главные, но обязательно — заметные. Достаточно вспомнить телеграфистку из фильма “Баллада о солдате”. Когда герой Евгения Урбанского, потерявший на войне ногу, приходит на почту и собирается отправить жене телеграмму, что он не вернется. Не хочет, чтобы жена видела его таким.
Нина Меньшикова в коротеньком эпизоде сыграла целую биографию. Видно, что ее героиня тоже кого-то ждет или даже уже потеряла. И она кричит: “Это подло! Подло! Подло так думать! Вас ждут, мучаются, а Вы! Вы все врете!”. Ее фамилии даже не нашлось места в титрах, а зрители запомнили. Меньшикова была женой инвалида войны, и хорошо понимала, о чем говорит ее героиня.
“Баллада о солдате” Григория Чухрая вышла в 1959 году. К тому времени Станислав Ростоцкий выпустил два фильма, горячо полюбившиеся зрителю, — “Дело было в Пенькове” и “Майские звезды”, В обоих он снял Вячеслава Тихонова, который стал одним из близких друзей семьи Ростоцких.
Все было прекрасно, за исключением одного: Станислав Иосифович оставался красавцем и дамским угодником, а к его фамилии прилагались все новые регалии. Понятно, что он вскружил голову не одной молодой актрисе. К тому же Ростоцкий и не скрывал: режиссер должен быть влюблен в “свою” героиню, иначе фильм не получится.
Но одно дело флирт, а другое — серьезный и длительный роман. Говорят, что у Ростоцкого таких было немало. Призналась только актриса Лариса Лужина, которая играла в фильме Ростоцкого “На семи ветрах”. Она была тому причиной, или кто-то другой, но однажды, после очередной экспедиции, Станислав Иосифович появился дома каким-то изменившимся. Даже на его лице была борода, которой он никогда прежде не носил. У Нины Евгеньевны сердце ушло в самые пятки, но виду она не подала.
“Нина, знаешь, я должен…” — начал режиссер. “Знаю, Стасик. Ты…должен сбрить бороду!” — ответила жена. Ростоцкий был потрясен. Никуда он не ушел, очередной раз подивившись житейской мудрости своей спутницы. А много позже в дневнике написал: «Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо».
Как и все увлекающиеся мужья, Ростоцкий был жутко ревнивым. Однажды Нина уехала сниматься, и режиссеру донесли: его супругой увлекся то ли режиссер картины, то ли оператор. Называли даже имя великого оператора Сергея Урусевского.
Пользуясь своим влиянием, Станислав Иосифович немедленно нагрянул на место съемки и потребовал, чтобы актрису Меньшикову сняли с картины — по семейным обстоятельствам. Дома он долго допрашивал жену: “У тебя с ним было? Нет, ты мне скажи!”. Мудрая Нина Меньшикова молчала и загадочно смотрела в сторону…
Дожить до понедельника
Однажды в руки Ростоцкого попал сценарий фильма о школе, где главным героем являлся учитель истории. Шестидесятые годы подходили к концу, давно осталась позади “оттепель”. Первым лицом в стране стал Леонид Брежнев, человек, который больше всего любил охоту, рыбалку, хорошую компанию. Многие в открытую начали тосковать по старым временам, по “сильной руке”. И в сценарии было многое на грани фола, он был острым, злободневным, не случайно потом Ростоцкому предъявили претензии по 30 пунктам, 27 из которых он отстоял.
Прочитав сценарий, Нина впервые попросила у мужа роль. Не красотки, а нелепой и несчастной “русички” Светланы Михайловны, застрявшей в старых временах и при этом беззаветно влюбленной в прогрессивного историка в исполнении Вячеслава Тихонова. Вместе с Ростоцким они подбирали для героини абсолютно не шедшую ей прическу — уродский “пучок”, костюм в стиле “наша мымра” и все прочее. Меньшикова сыграла так, что зритель одновременно ужасался ее героине и жалел ее.
И фильм, и режиссер, и Тихонов, и Меньшикова были удостоены за эту работу Государственной премии СССР. Казалось бы, вот теперь Нина Евгеньевна должна была бы появляться в каждой картине мужа. Но совместной работы у них больше не случилось. Нина охотно соглашалась на эпизоды, так, чтобы это не мешало семейной жизни. Она, например, не стала играть у Рязанова в “Гараже” роль, которая досталась Ие Саввиной, — потому что у Ростоцкого в это время была экспедиция и нужно было за ним ухаживать.
Но так или иначе мы помним Нину Меншикову по таким культовым фильмам, как “Сто дней после детства”, “Школьный вальс”, “Визит к Минотавру” и многим другим.
В 1986 году состоялся известный V съезд кинематографистов, на котором молодое поколение, как водится, взбунтовалось и очередной раз призвало “выбросить Пушкина за борт корабля современности”. В роли Александра Сергеевича на этот раз оказались маститые режиссеры — Бондарчук, Кулиджанов и многие другие. В их число попал и Станислав Иосифович Ростоцкий.
Он перенес это довольно легко. Тому, кто создал “Доживем до понедельника”, “…А зори здесь тихие”, “Белый Бим Черное Ухо” не надо было никому ничего доказывать. К тому же уже вырос и окреп Андрей, его слава и успех не уступали славе и успеху родителей. Станислав Иосифович с женой много времени проводили в Ленинградской области, оттуда было удобно ездить на фестиваль “Окно в Европу”, который с 1993 года проходил в Выборге.
Именно на фестиваль ехали Станислав Иосифович и Нина Евгеньевна 10 августа 2001 года. За пару дней до этого Нина Евгеньевна отметила свое 73-летие. Казалось, впереди их ждали годы счастья, наполненные взаимным уважением, любовью и творчеством. Но внезапно Станиславу Иосифовичу стало плохо прямо на трассе. Подъехавшая машина “скорой помощи” не была оснащена дефибриллятором, и спасти режиссера не удалось.
Не прошло и года, как 45-летний красавец Андрей Ростоцкий разбился у водопада “Девичьи слезы” в окрестностях Сочи, выбирая место для будущих съемок. Его без сознания доставили в местную больницу с многочисленными травмами. Это был воскресный вечер, когда на местах часто находятся не самые опытные врачи. До понедельника Андрей Ростоцкий не дожил.
У Андрея осталась 12-летняя дочь Ольга. Ради внучки и при поддержке любимой невестки Марьяны Нина Евгеньевна пыталась жить. Она даже снялась в двух фильмах, хотя до этого последний раз появилась в кино в 1991 году. Но здоровье еще не старой женщины было подорвано навсегда. Она перенесла один инсульт, потом еще… Нина Евгеньевна была частично парализована, не могла говорить, и все равно, с присущим ей упорством, боролась. Очень часто ей звонил Вячеслав Тихонов. Меньшикова не могла ему отвечать, но он говорил с ней часами.
Народная артистка РСФСР Нина Меньшикова умерла 26 декабря 2007 года. Ее кончина не взбудоражила глянцевую прессу. Да и вряд люди нового времени поняли бы эту актрису. Могла бы получить все на свете, а выбрала…