Несколько советов тем, кто мечтает положить шефу на стол заявление об увольнении.
Увольнение кажется самым простым способом изменить что-то в своей карьере. На самом деле это все равно что считать развод оптимальным вариантом наладить личную жизнь. Да, конечно, бывают обстоятельства непреодолимой силы. Но очень часто эта непреодолимость заключается в нежелании менять собственные внутренние установки. И не стоит удивляться тому, что в новых отношениях вы наступаете на те же грабли. Ну, а на новой работе точно так же зарплата оказывается маленькой, нагрузки — чрезмерными, шеф — самодуром, а перспективы — никакими.
К тому же далеко не всегда есть возможность уволиться и заняться поисками новой работы. Ипотека, кредит, крошечный ребенок — да мало ли что. Поэтому, прежде чем сделать этот решительный шаг, стоит воспользоваться рекомендациями специально обученных людей. Возможно, все окажется не таким уж мрачным.
Как объективно оценить плюсы и минусы своей работы
Делать это нужно только письменно — вы не потонете в эмоциях и ваши доводы в собственных глазах будут выглядеть убедительнее.
- Сначала честно напишите, по каким причинам вы оказались на данной работе. Допустим: вас позвал друг; это было ближе всего к дому; вы остро нуждались хотя бы в небольших деньгах. То есть причины, по которым эта работа казалась вам привлекательной.
- Далее напротив каждой вышеуказанной причины поставьте отметку — актуален ли по-прежнему этот аргумент. Если нет, то почему. Например, за эти годы вы сменили место жительства, ваш приятель уволился, вы получили дополнительное образование, у вас появилась семья. Или вообще все осталось без изменений.
- Укажите любые положительные стороны вашей работы — стабильная компания, хороший офис, соцпакет, удобно добираться и т.д.
- Далее нужно задать себе вопрос: почему мне не нравится нынешняя работа, и честно на него ответить. Это самая сложная часть анализа. Например, вы устаете, у вас не хватает времени на личную жизнь или семью. Почему так происходит? Возможно, вы сами берете на себя дополнительные обязанности или общественную работу, потому что
- а) периодически опаздываете и таким образом пытаетесь “компенсировать”;
- б) хотите быть “хорошим”;
- в) стремитесь доказать свою незаменимость;
- г) наоборот, мало разбираетесь в том, что вам поручено, и боитесь, что это заметят;
- д) не умеете сказать “нет”;
- е) прокрастинация — ваше всё и т.д. Если хотя бы часть из этого — реальность, то и на новой работе вас ожидают те же проблемы.
- Если же, по вашему мнению, причины в другом, тогда визуализируйте, то есть подробно опишите, на какой должности, с какой зарплатой, функционалом и графиком вы реально могли бы работать. Подумайте, есть ли в вашей компании должность, соответствующая вашей компетенции и требованиям. Перечислите причины, по которым вы теперь имеете право на нее рассчитывать.
Как правильно разговаривать о новой должности или функционале
Теперь важно донести ваши аргументы до вышестоящих товарищей. Сначала стоит поговорить с непосредственным начальником, допустим, руководителем отдела, проекта, направления. По крайней мере, если он откажет, у вас будет полное моральное право обратиться к руководителю фирмы или предприятия.
- Важно понимать, что начальник вам не мама, а также (за редким исключением) — не друг, но и не враг. Он не обязан знать, что творится у вас в голове, иметь представление о ваших семейных обстоятельствах и т.д. Поэтому расценивайте разговор с шефом как потенциальное собеседование.
- Подготовьте все сертификаты и свидетельства, полученные вами за последние годы. Напомните о проведенных вами презентациях, сделанных докладах и т.д. Возможно, у вас сохранились наброски каких-то идей или даже служебные записки с рацпредложениями, которые не нашли поддержки. Однако если вы пять лет на совещаниях играли в тетрис, а теперь обрушиваете на голову шефа одну идею за другой, это вряд ли вызовет у него доверие.
- Не употребляйте выражений типа “мне стало скучно”. Во-первых, работа не развлечение, а во-вторых, шеф не в состоянии изменить функционал отдела или фирмы, чтобы вас развеселить. Если вы не собираетесь шагнуть из курьеров в преподаватели, вряд ли на новой работе у вас появится принципиально иной, более заманчивый, круг обязанностей.
- Четко опишите начальнику должность, которую вы бы хотели получить. “Что-нибудь более ответственное” тут не проходит.
- Если руководитель скажет вам ”Я подумаю”, уточняйте, когда бы вы могли встретиться в следующий раз. Слова “В противном случае я буду искать новую работу” произносите тогда, когда вы уверены в том, что будете ее искать.
Как разговаривать о повышении зарплаты
Часто бывает так, что нам нравится работа, график, коллектив, но категорически не устраивает зарплата. Если вы собираетесь просить прибавки, то для начала проанализируйте на соответствующих сайтах список аналогичных вашей вакансий. При этом вооружитесь изрядной долей скептицизма.
- Прежде всего задайте себе вопрос — почему же на “золотые” должности ищут новых сотрудников, да еще со стороны, не давая возможностей роста собственному персоналу. Изучите отзывы на компании с высокими зарплатами. Возможно, там требуется часто ездить в командировки, знать три иностранных языка или просто там нездоровый моральный климат.
- Довольно часто в вакансиях указывается “зарплата от…., далее по результатам собеседования”. Это замаскированная ловушка, потому что только сама компания знает, какое собеседование она считает идеальным. Должны настораживать и “вилки” зарплат с большим диапазоном. Ну а уж если вам обещают миллионы, то это явный развод. А то и криминал.
- Перед тем как беседовать с собственным руководством, попробуйте отослать резюме на вакансию, которая вам кажется привлекательной и реальной. Возможно, вас вообще проигнорируют, возможно — пригласят на собеседование, которое поможет объективнее оценить ситуацию на вашей работе. Очень вероятно, что ваш шеф покажется сущим ангелом.
- Конструктивным доводом для руководителя является, например, изменение вашего функционала за последнее время, нагрузки, возросшие в связи с сокращением штата, привлечение к работе в выходные дни, отзывы из отпуска и т.д.
“Выгорание” как причина для увольнения
На самом деле словом “выгорание” называют самые разные состояния, от кратковременной усталости до полного опустошения, которое приводит к болезни под названием “депрессия”. В любом случае, если работа отражается на вашем здоровье, с нее надо увольняться. Вызваны ли ваши недуги вредными условиями труда или просто сложившейся морально-психологической обстановкой, нужно уходить, потому что в конечном итоге вы рискуете получить инвалидность или хронические заболевания, которые резко ограничат вашу трудоспособность. И тогда уже все разговоры о карьере и зарплате станут бессмысленными.
Устраиваться в таком состоянии на новую работу сразу категорически не рекомендуется. Вы рассчитываете, что новое дело стимулирует вашу энергию. В то время как смена работы, даже на очень престижную, предусмотренный испытательный срок — огромный стресс. Наоборот, чем выше будет должность, тем больше требований, тем, как правило, сложнее сойтись с новыми людьми. Следовательно, вы рискуете допустить ошибки и быть быстро уволенным — не по собственному желанию.
Если же речь идет о том, что какое-то время вы работали по слишком напряженному графику, сильно устали и временно потеряли интерес к своим обязанностям, то можно предпринять следующие шаги:
- Взять внеочередной отпуск или за свой счет. Если вы реально жертвовали личным временем и отдыхом, нормальный руководитель непременно пойдет вам навстречу.
- Освоить совершенно нетипичное для вас хобби. Черчилль в свободное время клал кирпичи, Менделеев изготавливал чемоданы, Эйнштейн играл на скрипке, Гоголь умел кроить женские платья. Это нисколько не мешало им быть гениями и только стимулировало творческую мысль.
- Пройти дополнительное обучение. Во-первых, помогает обнаружить, что вы чего-то не знаете, во-вторых — значительно украшает резюме, если вы все же решите уволиться.
- Заняться волонтерством и благотворительностью. Хотя бы для того, чтобы лишний раз понять: жизнь сложна и непредсказуема, а у вас все не так уж и плохо.
Как правильно уволиться
Если вы сделали всё, что могли, но не добились прогресса, увольняйтесь так, как будто непременно собираетесь вернуться назад. На самом деле такое случается, и нередко. Постарайтесь, чтобы о вас вспоминали тепло и с благодарностью.
- Обязательно поставьте в известность о своем намерении не только руководителя, но и тех, с кем вы непосредственно связаны по работе, даже если эти люди находятся в других городах и странах. Поблагодарите всех за партнерство.
- Четко укажите дату своего последнего рабочего дня. Оставьте личные контакты, сообщите, в какое время вы будете готовы ответить на вопросы бывших коллег, касающиеся работы.
- Не распространяйтесь о подробностях последнего разговора с шефом, даже если он был тяжелым. Таким образом вы пресечете лишние сплетни, в том числе и о себе.
- Если есть кому, то передайте дела.
- Освободите стол или офис от личных вещей, даже если они вам больше не нужны, а рабочий ноутбук — от личных документов и фотографий.
- Если вы увольняетесь из-за того, что вам не нравилась работа или коллектив, а на ваше место приходит соискатель со стороны, не нужно говорить ему: “Добро пожаловать в ад!”. Еще не известно, какие у него вкусы и характер.
- Когда вы устроитесь на новое место, отзывайтесь о вашем бывшем руководителе и коллегах благожелательно или нейтрально.