Иногда даже очень талантливых людей подводит интуиция.
«Соглашайся, это будет бомба!». Наверняка не одна сотня режиссеров произносит это заклинание при запуске нового фильма, пытаясь залучить в свою картину суперстар. Однако актеры – люди мнительные. Большинство из них давно убедилось: в кино от исполнителей зависит далеко не всё. Мало ли что там намонтируют и как будет выглядеть роль в конечном варианте. Бывает, и роль изначально не нравится, она может быть плохо выписана, или персонаж таков, что способен бросить на личность самого актера нехорошую тень. Или история в сценарии не внушает доверия. В общем, актер отказывается от звездной роли в стопроцентной уверенности, что поступил правильно.
Однако свято место пусто не бывает. Сам режиссер или кастинг-директор находит, может быть, не такого раскрученного, следовательно заинтересованного в заработке кандидата. Или другая суперзвезда решит: почему не рискнуть, от меня не убудет. И не только не убывает, а прибывает. И «Оскаров», и премий, а главное – огромной народной любви. Потому что очень часто фильм, в котором «ничто не предвещало», становится культовым, а всем отказавшимся остается кусать локти и думать: «Ребята, на его месте должен быть я!».
Юрий Никулин и фильм «Иван Васильевич меняет профессию»
Раз уж мы вспомнили реплику героя Юрия Никулина из фильма Леонида Гайдая, то и начнем с этих двоих знаменитостей, имевших теплые дружеские и творческие отношения. Несмотря на то, что Леонид Иович придумал для Юрия Владимировича маску «Балбеса», он не сомневался, что актерский талант Никулина весьма разнообразен, достаточно вспомнить драмы «Когда деревья были большими» (1961 г.) и «Ко мне, Мухтар!» (1964 г.). Задумав в начале 70-х экранизацию пьесы Булгакова «Иван Васильевич», режиссер без сомнения предложил сниматься своему другу. Ведь в будущем фильме была настоящая актерская «замануха»: одновременно сыграть царя Ивана Грозного и дурачка-управдома Буншу.
Но Никулин был уверен, что, раз Булгакова в СССР почти не издают, то и фильм по его пьесе немедленно отправят «на полку». Тем более что ему предстояло большое зарубежное турне с цирком.
Роль блестяще сыграл Юрий Яковлев. Как только фильм был смонтирован, Гайдай пригласил Никулина на просмотр «для своих». Говорят, что знаменитый актер и клоун очень сокрушался по поводу своего отказа.
Всеволод Санаев и фильм «Семнадцать мгновений весны»
Режиссер Татьяна Лиознова тщательно выбирала исполнителей на роли высокопоставленных фашистских чинов, хотела, чтобы они не выглядели на экране одноклеточными болванами. Роль шефа гестапо Мюллера она предложила Всеволоду Санаеву, народному артисту СССР, который как раз в эти годы в нескольких картинах сыграл роль полковника Зорина, мудрого и обаятельного. Но Санаев во время войны потерял маленького сына. К тому же он неоднократно избирался секретарем парткома «Мосфильма». В общем, актер посчитал, что роль главного гестаповца ему противопоказана. В результате образ Мюллера воплотил малоизвестный тогда Леонид Броневой.
Кстати, Всеволод Санаев был без проб утвержден на роль дедушки в фильм «Чучело», который собирался ставить его зять Ролан Быков, женатый на Елене Санаевой. Но брак в семье не одобряли, и жена Санаева, страдавшая душевным расстройством, устроила скандал. Всеволод Васильевич из-за этого тяжело заболел, и роль была отдана Юрию Никулину.
Маргарита Терехова, Вячеслав Тихонов и фильм «Москва слезам не верит»
«Москва…» была всего лишь вторым фильмом, где не самый популярный актер Владимир Меньшов командовал на съемочной площадке. Конечно, многие знаменитости отнеслись к его приглашению скептически. Мимо «Оскара» пролетела возможная исполнительница роли Катерины Маргарита Терехова, она решила, что важнее сыграть Миледи в знаменитом фильме Юнгвальд-Хилькевича о мушкетерах.
Но на некоторые роли Меньшову до зарезу требовались популярные актеры с определенным имиджем. Например, на роль любовника Катерины Володи, которого зрители должны были «считывать» как солидного и успешного человека. И он с замиранием сердца позвонил знаменитому Штирлицу – Вячеславу Тихонову. Тот в ответ не сказал ничего определенного и пригласил Меньшова к себе на разговор.
Во время встречи Тихонов перечислил Меньшову чуть не все свои роли, в том числе Андрея Болконского, и сказал, что зрители до сих пор ему не простили киношное расставание с Наташей Ростовой. Это, конечно, Тихонов загнул, все же «Войну и мир» написал не он, а Толстой, и зрители были в курсе сюжета романа. Но актер считал, что предложенный ему Володя – это тот еще «хлюст». В общем, кумир миллионов долго мурыжил начинающего режиссера и отказал. Меньшов даже не понял, почему нельзя было разобраться сразу по телефону. А вот Олег Табаков согласился мгновенно.
Но как вежливый человек Меньшов пригласил Тихонова на просмотр новенькой картины. После чего Тихонов сказал: «А ведь у вас была для меня настоящая роль!». Скорее всего, он намекал на интеллигентного слесаря Гошу.
В тот момент еще не знали, что картина получит «Оскар» как лучший зарубежный фильм, но, наверное, Тихонов утешился мыслью, что еще раньше эту статуэтку получила эпопея «Война и мир».
Том Круз и фильм «Титаник»
Если говорить об «Оскарах», невозможно обойти «Титаник», получивший 11 статуэток из 14 возможных. Но никто не мог предсказать этого заранее, а вот то, что картина Джеймса Кэмерона будет стоить бешеных денег, понимали все. Ставка была сделана на суперпопулярных актеров, которые точно обеспечат коммерческий успех. Поэтому одним из тех, кто рассматривался на роль Джека Доусона, был лауреат всего на свете красавец Том Круз, хотя в год выхода «Титаника» ему исполнилось 35 лет. Но Тому не суждено было помолодеть и утонуть. Он запросил такой гонорар, который мог отправить на дно весь бюджет картины, и не пожелал уступить. Перебрав для приличия еще несколько кандидатур, Кэмерон нашел идеального Джека – Леонардо Ди Каприо. Хотя Лео долго сомневался, стоит ли ему браться за роль, где у героя нет никаких странностей.
Том Хэнкс и фильм «Джерри Магуайер»
Как раз перед «Титаником» Круз очередной раз подтвердил статус суперзвезды в фильме про спортивного агента, получив за роль Джерри «Золотой глобус» и номинацию на «Оскар». Остается только гадать, что досталось бы Тому Хэнксу, который рассматривался на заглавную роль. Но внутренний голос шепнул Тому, имевшему уже золотые статуэтки за «Филадельфию» и «Форреста Гампа», коварное «Беги, Хэнкс, беги!», и он погрузился в работу над картиной «То, что ты делаешь». Единственное, что претендовало в этом фильме на награды, была одноименная песня.
Том Хэнкс, Билл Мюррей и фильмы «Филадельфия», «День сурка» и «Форрест Гамп»
Можно сказать, что фильм о застрявшем в Панксатони надменном телеведущем и история о солдате, спортсмене и просто хорошем человеке Гампе в чем-то похожи. В обеих картинах есть место фантастике, философии, лирике и юмору. Но уж конечно, трудно назвать похожими исполнителей главных ролей. Тем не менее оба неоднократно претендовали на одни и те же образы.
В 1993 году Мюррей отказывается от участия в «Филадельфии», вместо него играет Хэнкс и получает высшую американскую кинонаграду. Говорят, Мюррей потом скупо признавался, что сожалеет о своем неучастии. Но когда ему предложили ознакомиться с романом Уинстона Грума «Форрест Гамп», Мюррей, специализировавшийся в комедийном амплуа, сразу сказал «нет». Книга сильно отличается от того, что потом было снято Робертом Земекисом. Вряд ли Мюррей знает об этом, он уверяет всех, что ни разу не смотрел картину, где его «сменил» Том Хэнкс.
В это время Мюррей рассчитывал наконец сняться в картине у своего друга Гарольда Рамиса «День сурка». Почему «наконец»? Дело в том, что сценарий многократно перерабатывался. Первоначально предполагалось, что зазнавшийся Фил Коннорс будет очень молодым, а фильм станет легкой комедией. Потом туда начали вплетаться чуть ли не кафкианские мотивы, герой повзрослел почти вдвое, и вот тогда возникла кандидатура Тома Хэнкса. Однако Хэнкс предпочел милых «Неспящих в Сиэтле», где снимался с Мег Райан.
Рамис все же вернулся к своему давнему другу Биллу Мюррею. Это была их пятая совместная картина, после чего сотрудничество прекратилось. Несмотря на успех «Дня сурка», у Мюррея последовал продолжительный спад в карьере. А Хэнкс очень радовался, что не сыграл «этого противного сукиного сына».
Мег Райан, Мишель Пфайффер и фильм «Красотка»
Впервые Райан и Хэнкс встретились на съемочной площадке в 1990 году в картине «Джо против вулкана». Возможно из-за нее Мег отказалась от участия в фильме «Красотка». Хотя от роли проститутки Вивьен отказались примерно 20 актрис. Трудно представить, что они испытывали, глядя потом на взлет Джулии Робертс.
Одной из отказниц была очаровательная Мишель Пфайффер. Как и многие, она посчитала неэтичным для себя участвовать в картине, которая сделала девушку легкого поведения «чертовой Золушкой».
Пфайффер вообще славится своим умением отказываться от культовых ролей. Так она пропустила вперед Шерон Стоун в «Основном инстинкте» и Джоди Фостер в «Молчании ягнят». Не зря ее прозвали Dr. No.