1 июня народная артистка России, звезда фильмов «В бой идут одни «старики» и «Обыкновенное чудо» отмечает день рождения.
Михаил Булгаков сказал устами своего героя, что правду говорить легко и приятно. Легко и приятно рассказывать о Евгении Павловне. Она откровенна, хотя спокойно могла бы спрятаться за легенды, которые окружают ее с детства. Знаменитый отец, знаменитый брат, знаменитые мужья, а теперь и весьма известные дочери. Симонова стояла на сцене с актрисами, талант которых иногда бил ключом… по чужим щекам. Евгения без напряжения уступала другим дорогу к славе, но при этом сама сумела не потеряться и занять собственное место. И на это место уже почти полвека направлены лучи любви.
Ее родословная
Если бы у нашей страны была не такая страшная история, то Женя при рождении получила бы фамилию Станкевич. Ее родной дед, поляк Станислав Станкевич, военный, был расстрелян в 1937 году. Друг осиротевшей семьи, скульптор Василий Симонов, пришел к вдове Марии Карловне и предложил усыновить мальчика Павла. Так Паша Станкевич превратился в Симонова. Он вырос и выучился, а позже прославился как психофизиолог, биофизик, академик, профессор и лауреат многочисленных премий. Его женой стала преподавательница английского языка Ольга Вяземская.
Павел Васильевич и Ольга Сергеевна, несмотря на серьезные профессии, были людьми творческими. Женя с детства запомнила веселые домашние представления, которые устраивали на Новый год. Старший сын Юрий занимался музыкой по классу скрипки, учил языки. Теперь вся страна знает его как ведущего передачи «Умницы и умники». Юрий Сергеевич, который выбрал фамилию в честь деда со стороны матери – Вяземский – является заведующим кафедрой в МГИМО, а также автором не только научных трудов, но и повестей, романа, сценариев. И даже немножечко – актером.
Когда маленькую Женю принесли из роддома, брат искренне невзлюбил это непонятное существо. Потом смирился, но решил: раз уж сестренка «вторглась» в его жизнь, то пусть хотя бы от нее будет польза. Долгое время Женя Симонова принимала участие во всех затеях брата. Например, они организовали ансамбль и выступали сначала в школе, а потом и в МГИМО, где учился Юрий.
Юная Женя тогда и не подозревала, что умение петь определит ее профессиональную судьбу. Однажды Олег Ефремов пригласил Павла Васильевича Симонова во прочесть несколько лекций актерам об эмоциях и физиологии высшей нервной деятельности. Женя успела получить маленький киношный опыт, в фильме «Десять зим за одно лето», но съемки ей не понравились. Зато разговоры отца о природе актерского искусства заинтересовали. Хотя основным вариантом на будущее было выбрано преподавание иностранных языков.
Прекрасная леди
К тому же Женю после школы не взяли ни в один из театральных вузов. Многие преподаватели, знавшие о лекциях ее отца в театре, подчеркивали: «при всем уважении к вашему папе». Для Симоновой это было хуже всего. Она, привыкшая жить в тени отца и брата, спокойно согласилась с тем, что у нее нет актерских способностей. Но подружка уговорила снова пойти на прослушивание в «Щуку».
Был уже вечер, Женя отнекивалась, но все-таки пошла и попала чуть ли не в заключительную десятку абитуриентов. Она понимала, что «басней и прозой» уже никого не заинтересует, и вдруг решилась исполнить на английском языке куплеты Элизы Дулиттл из мюзикла Лоу «Моя прекрасная леди». Женя выбрала выразительный фрагмент, где Элиза мечтает о том, как умрет ее учитель-мучитель, профессор Хиггинс. И приемная комиссия, в частности набиравший курс Юрий Катин-Ярцев, переправили минусы на плюсы.
Как тут не вспомнить фильм «Обыкновенное чудо» и момент, когда нежная очаровательная Принцесса вдруг переодевается в юношу, достает пистолет и, удерживая на расстоянии даже собственного отца, говорит, что теперь сама будет воевать за свою мечту…
Поступив на первый курс Щукинского училища, Симонова вовсе не чувствовала себя поймавшей звезду. Как и остальные студенты, она бегала на пробы (теперь кастинги), и нигде ее не утверждали. Но однажды в «Щуку» наведался Владимир Чернолих. Он в качестве второго режиссера подыскивал молодых актеров в фильм «В бой идут одни «старики». Увидел скромную Женю и пригласил ее в Киев на пробы к Леониду Быкову.
Симонова росла на фильмах с участием Леонида Федоровича и очень волновалась. Быков встретил соискательницу в яблоневом саду на территории студии им. Довженко, приветливо взял за руку и посмотрел своими лучистыми глазами. Все страхи Жени исчезли. Она прошла пробы и получила свою, по сути, первую роль.
Женщин-актрис в этом фильме было мало, очаровательная Женя оказалась под перекрестным ухаживанием горячих южных парней Рустама Сагдуллаева (Ромео) и Вано Янтбелидзе (Вано). Эту нежную дружбу актеры пронесли через десятилетия.
Оголенный нерв
Симонову заметили, и Георгий Данелия позвал девушку на роль жертвенной медсестры Кати в «Афоню». И фильм, и героиня имели большой успех, но Евгении очень хотелось сыграть что-нибудь кроме милых девушек. А потом в ее жизни случились сразу три фильма, где играл молодой Александр Кайдановский. И Симонова влюбилась.
Кайдановский принадлежал к тем, кого называют «человек без кожи», подразумевая оголенные нервы, которые очень хороши на сцене и экране, но чрезвычайно мучительны в обычной жизни. Такими были Владимир Высоцкий, Олег Даль. Они ушли молодыми, Кайдановский тоже не дотянул до 50.
Он не мог ужиться ни в одном столичном театре, зато в кино был очень востребован, его обожал Андрей Тарковский. Вряд ли Александр Леонидович был предназначен для тихой семейной жизни. К моменту свадьбы с Симоновой у Кайдановского уже был за плечами брак, в котором осталась дочь.
Как говорится, они сошлись, волна и камень. Но и в «домашней принцессе» Евгении периодически просыпался охотник, который, в случае чего, способен пальнуть. Родилась Зоя, однако супруги бурно выясняли отношения. Однажды Александр решил уйти, Симонова же встала на окно и сказала, что сейчас прыгнет вниз.
Как раз во время семейной жизни с Кайдановским Евгения снималась в «Обыкновенном чуде». В том же 1978 году Симонова прекрасно сыграла в «Школьном вальсе» избалованную хищницу Дину, которая уводит парня у подруги и жестоко расплачивается за предательство. У нее была интересная роль в телеспектакле «Лика». Зрители всё чаще видели другую Симонову. Новый жизненный опыт привносил в ее игру новые краски.
Между Дорониной и Гундаревой
Симонова могла бы сниматься гораздо чаще, ее теперь охотно звали режиссеры, но на первом месте у нее была дочь. К тому же после Щукинского училища Евгению пригласили в Театр им. Маяковского, который в 70-х годах, под руководством режиссера Андрея Гончарова, переживал свой расцвет. В тот момент там разворачивалась настоящая дуэль двух выдающихся актрис – Татьяны Дорониной и Натальи Гундаревой. Обе роскошные статные красавицы, но Доронина была старше Гундаревой на 15 лет. В 1972 году она ушла из МХАТа к Гончарову, чтобы быть премьершей в «Маяковке». Но практически одновременно там появилась молодая Гундарева и быстро стала претендовать на роли, которые предназначались Дорониной.
Позже Евгения Симонова рассказывала, что физически не выдерживала их противостояния, когда находилась на одной сцене с обеими. Однажды на репетиции произошел жуткий скандал: Гундарева ударила Доронину по лицу и началась чуть ли не драка. В результате старшая прима снова вернулась во МХАТ.
С Гундаревой же у Евгении Симоновой сложились теплые отношения ученицы и наставницы. В их театре работала актриса Людмила Коршакова, которая умерла в 42 года и оставила дочку Дашу, ровесницу Зои Кайдановской. И Наталья Гундарева вместе с Евгенией Симоновой решили опекать девочку, которая жила с бабушкой и дедом. Позже Дарья, ставшая флористом, вспоминала: «тетя Женя», когда привозила подарки с гастролей, не делала различия между своей дочкой и приемной.
Дочки-матери
Есть актрисы, которые ради искусства отказываются от материнства и не могут ужиться с мужьями. Симоновой же, после тяжелого развода с Кайдановским, удалось все же создать счастливую семью. Она вышла замуж за режиссера Андрея Эшпая и родила еще одну дочь, Марию.
Кстати, Зоя долго не могла простить отцу разрушенной семьи и его последующих браков. Она даже отказалась быть Кайдановской, но Евгения Павловна сказала, что таким отцом надо гордиться. Сегодня Зоя играет под фамилией отца в кино и в Театре им. Маяковского. А Мария Эшпай пошла по стопам своего деда, композитора Андрея Эшпая, и стала пианисткой.
Евгения Павловна продолжает сниматься в кино, часто – в фильмах своего мужа Андрея Андреевича Эшпая. Театральные зрители знают ее не только по ролям в «Маяковке». Например, актриса много лет играла в спектаклях «Современника» – «Пять вечеров» и «Враги. История любви».
СМИ сообщали о том, что ей пришлось перенести тяжелую операцию, но Евгения Павловна не любит говорить о своих личных проблемах. Даже став трижды бабушкой, она по-прежнему: внешне – хрупкая и очаровательная принцесса, но, когда надо, – стойкий воин, готовый сражаться за свои мечты.
Замечательная актриса! С трудом верится, что ей 65, недавно смотрела новый сериал с ее участием, любовалась грацией, живой мимикой, грудным голосом и прямой спиной! Такая земная Звезда!
Спасибо моему любимому автору за, как всегда, прекрасную статью!