Вот это оборот! Краткий словарь театральных терминов

словарь театральных терминов. театральные термины. театральные термины и понятия

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.

Вольтер

Вдохновение — творческий подъем, прилив творческих сил.

Вдохновение — особое состояние, которое характеризуется высокой производительностью, концентрацией сил. Нередко оно воспринимается как явление, существующее отдельно от своего носителя, которое приходит извне, как дар “высших сил”. 

Если же рассматривать вдохновение без «эзотерики», то основой возникновения данного состояния является доминирующий очаг возбуждения в коре головного мозга, который подавляет другие активные центры. Очаги возбуждения являются следствием реакции на внешние раздражители. Чаще всего таких очагов несколько.

Застольный период — процесс творческого осознания пьесы через логику совершающихся событий. 

Мария Кнебель — советский режиссёр и педагог, доктор искусствоведения, писала, что так называемый застольный период ввел Московский Художественный театр. Исполнители под руководством режиссера собирались за столом и анализировали внутренние мотивы героев произведения, подтекст, взаимоотношения, характеры и т.д. “Эта форма работы Художественного театра стала неотъемлемой для всех театральных организаций нашей страны, от крупных театров до самых малых коллективов художественной самодеятельности”.

Еще один выдающийся театральный режиссер, педагог, теоретик театра Борис Захава писал: «Застольный» период — очень важный этап работы режиссера с актерами. Это закладка фундамента будущего спектакля, посев семян будущего творческого урожая. От того, как будет протекать этот период, в огромной степени зависит конечный результат».

Интересно, что Константин Станиславский, который был сначала большим поклонником застольного периода, позже начал говорить о его недостатках, считая что слишком подробный разбор произведения развивает пассивность актера. Вместо того, чтобы искать путь, он как бы ждет, что режиссер сам найдет все необходимые трактовки и расскажет, что делать. По мнению Станиславского актер должен быть сознательным творцом, а не просто “инструментом”. Впрочем, это не исключает застольного периода. Его задача — найти понимание идеи произведения, а также каждого образа в предлагаемых обстоятельствах. Но основной поиск смысла должен все-таки идти при воплощении роли на сцене.

Капустник — самодеятельное сатирическое, шуточное представление.

Капустник. Слово, обозначающее веселое шуточное представление, имеет не менее веселую историю. 

Еще на Руси в конце сентября до праздника Воздвиженья проходила уборка урожая капусты. Поскольку капуста была одной из цариц деревенского стола, урожая всегда было много. Крестьянки собирались вместе и делали разные заготовки. Со временем это превратилось в относительно веселое мероприятие, на которое девушки одевались понаряднее, а парни ходили высматривать себе невест. Устраивались специальные  “капустинские” вечера, где много веселились, пели и танцевали. 

Есть версия, что родоночальником театральных капустников стал актер Михаил Щепкин. Он частенько приглашал к себе коллег после спектаклей, они обсуждали последние новости, разыгрывали сценки и много юморили. Говорят, что на столе у Щепкина всегда был капустный пирог. От того и пошло — капустник. 

По другой версии современные капустники появились благодаря актерам театра Вахтангова, а далее эту традицию переняли и “распиарили”. Особенно славились капустники МХТ, на которых по воспоминаниям бывали Чехов, Шаляпин, Горький, а в представлениях участвовали самые ведущие театральный деятели. 

Например у Константина Сергеевича Станиславского есть такие воспоминания, о том, как он изображал директора цирка: 

“Я появлялся во фраке, с цилиндром, надетым для шика набок, в белых лосинах, в белых перчатках и черных сапогах, с огромным носом, с черными усами, густыми черными бровями и с широкой черной эспаньолкой… Потом главный шталмейстер вручал мне, как полагается, бич и хлыст, я щелкал… и на сцену вылетал дрессированный жеребец, которого изображал А.Л. Вишневский… При этом вся труппа Художественного театра с Книппер, Качаловым, Москвиным, Лужским, Грибуниным и другими выезжала на детских картонных лошадках…”

Сценическое внимание – навык, который позволяет актеру полностью сфокусироваться на событиях, происходящих на сцене.

Казалось бы, внимание — это такая “опция”, которая так или иначе включается, когда человеку действительно нужно. Ну, мы же можем вести машину и при этом подпевать песню, играющую по радио, еще и поглядывать в навигатор… Или при подготовке к экзамену сосредоточенно читаем учебник, ни на что не отвлекаясь. Это все — внимание. Что же за “свое” такое внимание у актеров, которое называют сценическим? 

Константин Станиславский говорил, что внимание для актёра – это калитка к творчеству, ко всякому чувству. “Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки. А это удаётся только по-настоящему заинтересованному, внимательному художнику”.

Когда актер на сцене, он должен держать каждый момент в зоне своего внимания: речь партнера (и свою тем более), сюжет пьесы и текст, звуки, движения, жесты, мимику… И все это творчески осмысливать и преобразовывать в рамках своей роли. То есть актер должен быть сосредоточен и на себе, и на том, на чем в этот момент по идее сосредоточен изображаемый им персонаж.

Для того, чтобы такую концентрацию развивать, актеры много тренируются. Существует множество интересных упражнений. И одно из них — на видео.

Подписаться на нас в соцсетях

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *