Не уходи далеко

Николай Караченцов: судьба терзает молодых и рьяных

Опубликовано От aut-aut
Николай Караченцов биография

Две даты в жизни Николая Петровича разнятся на один день и 74 года. 27 октября 1944 года он появился на свет, 26 октября 2018 года его не стало.

Считается, что в день своего рождения или очень близко к нему умирают люди, которые оплатили земные счета. Обожаемый страной актер театра «Ленком» Николай Караченцов оплачивал свой счет долго, тяжко, так, что на это порой невозможно было смотреть. Когда он умер, многие сказали: «Отмучился». Но чем на самом деле были для Караченцова 13 с половиной лет после страшной аварии, мог бы сказать только он сам. А все остальное – наши домыслы.

Обидно только, что целое поколение молодых зрителей запомнит Караченцова как тяжко больного человека, который вроде бы и не очень осознавал, что происходит вокруг. Еще обиднее, что прославленная его адским трудом фамилия в последние годы без конца вплеталась в скандалы. В свое время, может быть, не желая того, Татьяна Егорова своей книгой «Андрей Миронов и я» положила начало веренице «тайных жен». Не миновала сия участь и Караченцова, и особенно гадко то, что сам он ничего не мог ни подтвердить, ни возразить.

Сейчас фамилия актера муссируется на еще одной хайповой волне: перенесен вечер его памяти в связи со смертью многолетнего вожака «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова. Возможно, теперь они сверху смотрят на все это и искренне недоумевают: разве «вечера памяти» так уж важны, ведь прожитого и сделанного ими хватит не на один вечер и даже не на месяц воспоминаний.

Мог бы стать артистом балета

У Караченцова очень интересная родословная. По отцу его предками были донские казаки и дворяне, по матери – польские аристократы. Петр Яковлевич Караченцов, родившийся в 1907 году, был многосторонне талантлив. В итоге он стал известным художником-плакатистом, но в ранней юности ему прочили славу актера.

Петр Караченцов воевал и под Сталинградом, и на Курской дуге, получил тяжелое ранение. О том, как возник роман с балетмейстером Яниной Брунак, ничего не известно. В любом случае брак был очень скоротечным, сам Николай Караченцов говорил, что отец с ними не жил ни дня. Впоследствии у Петра Яковлевича появилась другая семья, в 1956 году родился Петр Караченцов, ставший художником-графиком. Старший, Николай, часто и тепло общался с отцом. Петр Караченцов прожил долгую жизнь, он скончался в 1998 году.

Янина Евгеньевна Брунак (1913-1991 гг.) была известным и востребованным балетмейстером, много работала за границей. Одно время Коля жил в элитном интернате. Мать внимательно следила за тем, как растет и чем занимается ее ребенок. Она записала его в спортивную школу. Когда была возможность, Коля пропадал на работе у Янины Евгеньевны, получил прекрасную хореографическую подготовку и даже мечтал поступить в балетное училище. Но тут мама воспротивилась. Она порекомендовала мальчику записаться в студию при Центральном детском театре (ныне РАМТ). Коля был не только актером-любителем, но и членом детского отряда, который следил за порядком в театре и помогал юным зрителям. В итоге театральная атмосфера победила все остальные увлечения и Николай подал документы в Школу-студию МХАТ.

Эфрос, Захаров и Леонов

Дебют Николая Караченцова в кино в 1968 г. Фильм «…И снова май!».

Для студентов Школы-студии МХАТ есть только один театр на свете, но туда принимают избранных, иногда не Богом, а всесильным худсоветом. Николай Караченцов был одним из лучших, и это его поначалу чуть не сгубило. Как раз в год окончания Николаем Школы-студии из Московского театра им. Ленинского комсомола был уволен выдающийся театральный режиссер Анатолий Эфрос. Вслед за Эфросом ушли ведущие актеры. Театр им. Ленинского комсомола отнюдь не являлся легендарным «Ленкомом», и желающих там работать найти было тяжко. Тогда приняли чисто советское кадровое решение: укрепить театр лучшими выпускниками театральных вузов. В числе призванных оказался Николай Караченцов.

Первые годы в театре, как и положено, напоминали дедовщину – эпизоды, детские спектакли, например, роль кота Базилио. Но, так уж, видно, устроено это здание на Малой Дмитровке, что там всегда были умные директора. И в 1973 году в Театр им. Ленинского комсомола, по инициативе директора Рафика Экимяна, независимо друг от друга, пришли Евгений Леонов и Марк Захаров. У обоих мужчин были конфликты по месту прежней работы. И оба сыграли в судьбе неизвестного им доселе Коли Караченцова выдающуюся роль.

С Евгением Леоновым в фильме «Старший сын».

Марк Захаров в то время только нащупывал свой театральный язык, в любом случае он мечтал, чтобы его актеры умели не только играть, но и прекрасно двигаться, танцевать и петь. Леонову петь было необязательно, ведь он был не просто Евгений, а Гений. Но молодых актеров Марк Анатольевич рассматривал пристрастно. В его первом спектакле – «Автоград XXI» – Николай Караченцов стал участником так называемого хора. Актер понравился, и Захаров доверил ему главную роль в революционной постановке. Это был спектакль «Тиль», сделанный по классическому роману, но прозвучавший необычайно свежо и остро в 1974 году. Вся Москва только и говорила о Караченцове и Чуриковой и распевала услышанные зонги.

В это же время изменилась и кинокарьера Николая Караченцова. Режиссер Виталий Мельников искал для своей картины «Старший сын» молодые, не затертые экраном лица. Главная роль – музыканта-неудачника Сарафанова – заранее была отдана Евгению Леонову. Оператор Юрий Векслер, который смотрел «Тиль» с Леоновым и Караченцовым, сказал режиссеру: мол, есть парень, очень похожий внешне на Евгения Павловича, а фальшивый «старший сын» и должен был быть похож. Так Николай Караченцов сыграл свою первую звездную роль.

Жизнь на взлете и после приземления

С Мариной Нееловой в фильме «Дамы приглашают кавалеров».

Инна Михайловна Чурикова, женщина очень интеллигентная и тактичная, много позже вспоминала, как на поклонах после «Тиля» зрительницы пожирали глазами не только лицо Николая Караченцова, но и, пардон, ту часть костюма, где располагался, в соответствии с исторической достоверностью, гульфик. В одно мгновенье Караченцов стал секс-символом, хотя слова такого в то время не было.

Караченцов не был актером одного амплуа, он великолепен и в роли придурковатого маркиза в «Собаке на сене», и недалекого Билли в «Человеке с бульвара Капуцинов», детвора обожала его после «Приключений Электроника». Но вся женская аудитория безоговорочно считала его неотразимым мужчиной. Ведь неслучайно его голосом говорил по-русски Бельмондо. А уж как Караченцов пел!

В роли маркиза Рикардо («Собака на сене»).

Однако еще на репетициях «Тиля» завязался роман между Караченцовым и актрисой Людмилой Поргиной, которая к тому времени была замужем второй раз. В том, что Людмила Андреевна женщина яркая и целеустремленная, за последние годы можно было убедиться неоднократно. Но главное – Караченцов женился на ней и умер ее супругом.

Пока Николай Петрович был здоров и активен, в их доме всегда собиралось очень много друзей, по-особому отмечались праздники. У пары родился сын Андрей, подаривший родителям внука и двух внучек. Янина и Ольга появились на свет уже после страшной аварии, случившейся 25 февраля 2005 года.

В фильме «Приключения Электроника».

Увы, трагедии со знаменитыми актерами в автокатастрофах отнюдь не редкость. Сразу вспоминаешь Евгения Урбанского, Александра Дедюшко, Егора Клинаева, Марину Голуб, Юрия Степанова… Это были люди разного возраста, но про всех них говорили – ушли на взлете. Их запомнили молодыми и красивыми.

С Николаем Петровичем судьба поступила по-иному. Он выжил, провел 26 дней в коме, сумел встать на ноги, ходил, пытался говорить, восстановил навык письма. Он постоянно был перед камерами, а рядом с ним всегда была жена. Многие ее осуждали – дескать, зачем всем показывать ТАКОГО Караченцова. Многие восхищались – она заставляет мужа жить.

После катастрофы Караченцов сумел сняться в эпизоде фильма «Белые Росы. Возвращение».

Конечно, какие-то заявления от Людмилы Андреевны было трудно понять: например, она негодовала из-за скорого возобновления спектакля «Юнона и Авось» и из-за ввода на роль графа Резанова, которую Караченцов бессменно играл с 1981 года, других актеров. Но Захаров все эти годы тянул на себе театр, а театр немыслим без своих лучших спектаклей. И, увы, за это время из «Ленкома» навсегда ушли Абдулов, Янковский, музыкант Павел Смеян, художник Олег Шейнцис, драматург Григорий Горин… Бог знает, как Марк Анатольевич сумел выдержать все эти удары. И что касается Караченцова, он не был забыт. Достаточно сказать, что все годы после аварии театр платил ему зарплату, которая, по некоторым данным, составляла не мене 50000 рублей.

Николай Караченцов приходил в родной театр и уже будучи глубоко нездоровым человеком. Его там всегда любили, вспоминали, что не было в нем никаких признаков звездности, что он не просто здоровался, например, с уборщицами, но и выспрашивал у них о внуках. А ведь Караченцова, как завзятого теннисиста, когда-то «допустили» играть с самим Ельциным. Но и Ельцин, наверное, радовался, что будет играть с самим Караченцовым!

…Однажды Петровича позвали поздравить провинциальный театр в Ярославской области с большим юбилеем. Сначала актеры играли бенефисный спектакль, а «столичный» гость сидел за кулисами и обдумывал речь. Его уже начали объявлять, как вдруг в голове Караченцова пронеслась вся жизнь этих актеров: постоянные сельские клубы, гримерка за занавеской, гастроли без душевых, редкие звания, ни одной роли в сериале… Петрович вышел на сцену, повернулся к своим коллегам и встал перед ними на колени.

Николай Караченцов: судьба терзает молодых и рьяных: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *