Георгий Натансон. Великолепный век

Татьяна Доронина говорила, что Натансон своим тихим голосом всегда умел добиваться нужного результата.

Георгий Григорьевич женат был один раз, признался в единственном харассменте, и то платоническом. Он снимал хорошие фильмы, но в 90-е годы они стали немодными. Желтой прессе Натансон был без надобности, разве что его рассказы о том, как он уговаривал играть советских актеров в постельных сценах. Как легко это было с Татьяной Дорониной и как сложно – с Александром Лазаревым, а потом с Андреем Мироновым. По законам Интернета нам тоже следовало бы вынести в заголовок громкие фамилии, но хотелось, чтобы читатели либо вспомнили, либо запомнили именно это имя – Георгий Натансон. 

Две войны 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Кадр из фильма Георгия Натансона «Они были актерами», 1981 г. 

Папу будущего режиссера звали Григорием Иосифовичем. Он был хорошим экономистом, со временем его перевели из Казани, где родился Жора, в столицу. В Москве у Натансонов была шикарная квартира в центре, и нередко часы, которые полагалось проводить в школе, Жорик отсиживал в кинотеатре «Ударник». Получив аттестат, он отправился во ВГИК. Но начался советско-финский военный конфликт, и даже студентов призывали в армию.  

Жора Натансон не вышел ростом, поэтому военком легко согласился отправить парня в «романтические» танкисты. А попал он в артиллерию, причем орудия тягали лошади, и главной обязанностью новобранцев было кормить и чистить животных. Стояла суровая зима, Жора сразу заболел воспалением легких. Дело было в украинском городе Александрии, где пенициллина не водилось. Призывник мог умереть, но приехала мать и умолила командиров комиссовать сына от греха подальше. С тех пор Георгий Натансон оказался не годным к строевой, хотя это не мешало ему курить до преклонных лет. 

Когда он вернулся во ВГИК, началась Великая Отечественная. Отец, которому было 50, пошел в ополчение добровольцем. Ополченцами стали люди, далекие от военного дела, на них не хватало ни обмундирования, ни оружия. Очень быстро семья получила сообщение: пропал без вести под Ельней. Много позже Георгий узнал, что часть, где служил отец, угодила в окружение, сам Григорий Иосифович попал в плен. Нашлись гниды, которые выдали пленных еврейской национальности. Натансон-старший был расстрелян. 

Но в 41-м об этом не было известно. ВГИК, как и киностудии «Мосфильм» и «Ленфильм», эвакуировали в Алма-Ату. По счастью, туда отправили и студентов Московского авиационного института, среди них – сестру Георгия Карину вместе с матерью. Став главой семьи, Жора отправился к директору созданной объединенной киностудии просить работу. 

Разные способы дипломатии 

Татьяна Доронина позже говорила, что Натансон своим тихим голосом всегда умел добиваться нужного результата. Взять историю о его женитьбе. В алма-атинском театре он увидел впереди себя девушку с роскошными волосами, причем она была не одна. В антракте Жора немедленно познакомился и с ходу предложил сниматься в кино – дескать, для него это раз плюнуть. Девушка Маша из любопытства дала парню адрес – телефонов-то не было. В кино она появилась только в роли дублерши, но женой Натансону стала – на целых 62 года! 

…Когда директор объединенной киностудии узнал, что отец пропал без вести, что Жоре нужно кормить мать и сестру, то принял его в ассистенты режиссера. Молодой Натансон работал с величайшими режиссерами своего времени – Ефимом Дзиганом и Иваном Пырьевым. Пырьева сейчас в основном склоняют за «домогательства», но за это не дают шесть Сталинских премий. Натансон был одним из немногих, кто в наши дни говорил о давно умершем Пырьеве с почтением, и как о мастере, и как о человеке. 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
На съемках фильма Ивана Пырьева «В шесть часов вечера после войны» (1944 г.) молодой Георгий Натансон отвечал за пиротехнику. Кадр из фильма 

Исполнительного ассистента охотно звали к себе именитые режиссеры, по которым можно изучать историю советского кино, – Довженко, Пудовкин, Птушко. Александр Лукич Птушко больше известен по фильмам-сказкам, в 1952 году он снимал одну из них – «Садко». Долго не могли найти актрису на роль красавицы Любавы. И тут Натансон вспомнил, как на съемки фильма «Мичурин» привели очаровательную молоденькую Аллу Ларионову. Именно Георгий посоветовал девушке поступать во ВГИК. 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Алла Ларионова в фильме Александра Птушко «Садко», 1953 г. 

Алла как раз училась, когда Натансон позвонил, сказал всё бросить и бежать к Птушко на пробы. Режиссер увидел красавицу, у которой было все натуральное – огромные глаза, роскошные волосы, формы, и назвал Натансона «обыкновенным гением».  

Именно на съемочной площадке «Садко» и случилась маленькая измена Георгия. Была зима, и, чтобы согреться, они с Аллой стали бегать, а потом оба завалились в снег и начали страстно целоваться. Это ничем не кончилось, да и ни в одном собственном фильме Натансон Ларионову не снял. 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Николай Гринько и совсем юный Николай Бурляев в фильме Андрея Тарковского «Иваново детство», 1962 г. 

Однажды Натансона уговорили – не просто так, а за новую квартиру – прийти на помощь неизвестному молодому Андрею Тарковскому, который согласился переснять запоротый другим режиссером фильм про юного героя войны. Тарковский очень хотел, чтобы в «Ивановом детстве» у него сыграл не очень тогда популярный киевский актер Николай Гринько, и отправил в столицу Украины дипломата Натансона. Гринько совершенно не хотел ехать к дебютанту, однако Натансон опять добился своего. Гринько не только стал любимым актером Тарковского, но и сыграл более 150 киноролей.  

Театр в кадре и за кадром 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Татьяна Доронина и Наталья Тенякова в фильме «Старшая сестра», 1966 г. 

Георгий Григорьевич снимал вместе с Анатолием Эфросом фильм «Шумный день», который сделал звезду из Олега Табакова, по пьесе Виктора Розова «В поисках радости». Может быть, тогда Натансон решил, что ему нравится экранизировать именно пьесы. Во всяком случае, первым его заметным фильмом стала картина «Все остается людям» по драме Самуила Алешина с великим Николаем Черкасовым в главной роли. 

В начале 60-х уважающие себя театралы всего СССР стремились попасть в ленинградский Большой драматический театр на постановки Георгия Товстоногова. Там в основном блистали мужчины, но приход молодой выпускницы Школы-студии МХАТ Татьяны Дорониной несколько сместил акценты. Одной из лучших театральных ролей для нее стала Надя в пьесе Володина «Моя старшая сестра».  

Посмотрев, Натансон загорелся идеей перенести пьесу на экран. Естественно, главную роль он предложил Дорониной, она тут же согласилась. Ходя по питерским театрам, он «приглядел» очень талантливую юную Наталью Тенякову на роль младшей героини. Но Наташа категорически отказалась, сказала, что она уже в пяти фильмах проходила пробы и нигде не сыграла. Натансон ее еле уговорил. Ему удалось заполучить в свой будущий фильм Михаила Жарова и Евгения Евстигнеева, он не сомневался, что добро от киноначальства обеспечено. 

Но Доронину раскритиковали за «придыхание», Тенякову – за плохую дикцию. Между прочим, сам Володин категорически не хотел видеть в главной роли Татьяну Васильевну. Натансон добился приема у руководителя Госкино Романова. И фильм был запущен в производство. 

В середины картины Татьяна попросила посмотреть отснятый материал. Гордый режиссер уселся в просмотровом зале за актрисой, ожидая ее восторгов. Когда включили свет, Доронина произнесла: «Это ужасно!». Потом предложила компромисс: мол, у нее есть знакомая с великолепным вкусом, если уж она не одобрит, то Доронина из картины уйдет. Натансон в ужасе был согласен на всё. Знакомая оказалась матерью будущего известного драматурга Эдварда Радзинского, который в то время активно ухаживал за Татьяной. Женщина пришла в восторг, и съемки, слава богу, благополучно завершились.  

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Кадр из фильма «Еще раз про любовь», 1968 г. 

За это время Радзинский принес Товстоногову свою пьесу «104 страницы про любовь», где главная роль опять была отдана Дорониной. Эдвард настойчиво рекомендовал Натансону посмотреть спектакль и подумать о сценарии. Но Георгий уже наслушался после «Старшей сестры», что он просто «перенес» на экран режиссуру тезки Товстоногова, и потребовал текст пьесы. В результате родился великолепный фильм «Еще раз про любовь», где с такой неохотой чувственную сцену сыграл Александр Лазарев. 

Фильмы «Старшая сестра» и «Еще раз про любовь» сделали Татьяну Доронину примой советского экрана на долгие годы. 

Строптивые знаменитости 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Юлия Борисова в фильме «Посол Советского Союза», 1969 г. 

Натансон мечтал снять Доронину и в следующем фильме про легендарную революционерку, а позже – посла СССР в Швеции, Александру Коллонтай. Но во время отпуска он случайно познакомился с Николаем Булганиным, видным политическим деятелем 50-х. Булганин когда-то хорошо знал Коллонтай и убедил режиссера, что Доронина не подходит на эту роль. Натансон не придумал ничего лучше, как пригласить приму вахтанговского театра Юлию Борисову, которая невзлюбила кино, снявшись там два раза. И только искусная дипломатия Георгия Григорьевича сподвигла актрису на то, чтобы сыграть третью (и последнюю) роль в кино. 

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Андрей Миронов в фильме «Повторная свадьба», 1975 г.  

Он умел знаменитых артистов показать в совершенно ином качестве. В 1975 году снимал фильм «Повторная свадьба». Успешный, красивый, остроумный Илья на время увлекается хорошенькой девушкой и уходит от жены. Но девушка воспринимает все всерьез, а герою этого не нужно. Жена, обидевшись, уехала к матери в провинцию, Илья следует за ней и легко добивается прощения. Наивная юная любовница едет туда же, получает циничное объяснение в духе «ну было…и прошло». Не выдержав, она бросается из окна гостиницы. 

Роль Ильи Натансон рискнул предложить суперпопулярному Андрею Миронову. Именно рискнул, потому что Андрей Александрович в те годы был любим как очаровательный бонвиван, который поет и танцует. Миронов просто вцепился в эту драматическую роль, хотя ему приходилось выезжать на натурные съемки в Одессу.  

Одна из сцен фильма была посвящена «настоящему» примирению супругов. Натансон заранее поговорил с актером, но Миронов отшутился: «У нас не умеют снимать постельные сцены!». Не известно, как насчет брюк и ботинок, в которых в аналогичной ситуации снимался Лазарев, но обнажиться Миронов отказался, играл в футболке.  

Режиссер Георгий Натансон: биография, фильмы, личная жизнь.
Валентин Гафт и Наталья Гундарева в фильме «Аэлита, не приставай к мужчинам!», 1988 г. 

В 1988 году Натансон снял кино, которое очень любят и современные зрители, – «Аэлита, не приставай к мужчинам!», по пьесе Радзинского «Приятная женщина с цветком и окнами на север». Пьеса была поставлена в Театре эстрады, и там, конечно, играла Доронина. Но в момент, когда Натансон приступил к съемкам «Аэлиты…», Доронина уже руководила МХАТом им. Горького, была очень занята. И Натансон пригласил Наталью Гундареву.  

Для зрителя тут не было ничего особенного, но вряд ли Татьяне Васильевне понравился выбор режиссера: когда-то Доронина и Гундарева вместе играли в Театре им. Маяковского и отчаянно враждовали. Надо сказать, режиссер поплатился за «измену»: его дочь Марина вспоминала, что Гундарева часто капризничала и опаздывала. 

Не уходящая боль 

Георгий Натансон скончался 17 декабря 2017 года. Почему-то многие СМИ, десятилетиями не вспоминавшие Натансона, который работал до последних дней, заголосили: Доронина и Тенякова, «открытые» режиссером, не пришли на похороны. Но, во-первых, они уже не молодые и не самые здоровые женщины. А во-вторых, позже стало известно, что, например, Доронина написала дочери Натансона: «Уход замечательного, редкого по такту человека, большого художника и любимого режиссера для меня не просто потеря, а личная, не уходящая боль. Примите к сердцу искренность моих слов и знайте, что в любое время при растерянности от одиночества я рядом с вами, готовая помочь и душевно, и материально.» 

К сожалению, Марина Георгиевна, которая всю жизнь работала вторым режиссером, и ни разу – вместе с отцом, пережила Натансона меньше чем на три года. 

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *