К Международному дню театра. Преждевременный занавес

Андрей Миронов, Юрий Богатырев, Игорь Нефедов – почему они недоиграли и недожили.

Каждый из них был щедро одарен природой. Каждый мог бы в марте отмечать двойной праздник – собственный день рождения и профессиональный – Международный день театра, который приходится на 27 число.

Но они ушли от нас молодыми, даже не на пике, а далеко не сделав того, к чему их предназначал талант. Сегодня Aut…Aut вспоминает Андрея Миронова, Юрия Богатырева и Игоря Нефедова.

Игорь Нефедов. А я ухожу, ухожу красиво… 

Кадр из фильма «Криминальный талант», 1978 г., режиссер Сергей Ашкенази

28 марта нынешнего года Игорь мог бы отпраздновать всего лишь 60-й день рождения. Он появился на свет, как сказали бы англичане, с серебряной ложкой во рту. Его отец Вячеслав в детстве был закадычным другом саратовского мальчишки Олежки Табакова. Друзья выросли и поехали поступать в Москву, но Нефедов-старший не стал связываться с обманчивой актерской профессией, а звезда Табакова сияла все ярче и ярче.

Оба рано обзавелись семьями. Первая супруга Табакова, Людмила Крылова, отправилась рожать первенца Антона из Москвы в Саратов. В это время в семье Нефедовых уже был крохотный мальчик, а у его матери Нины пропало молоко. Крылова стала для Игорька «молочной мамой», а вся семья Табаковых – настоящей родней.

Когда Игорь был подростком, его мать позвонила Олегу Павловичу. Мэтр в это время мечтал о своем театре-студии и занимался с талантливыми детьми в Доме пионеров на Чистых прудах. Некоторые утверждают, что обратилась к другу семьи Нина Евгеньевна не просто так: якобы Игорь попал в дурную компанию, надо было чем-то отвлечь, а способности у парня были. Табаков согласился без энтузиазма, но приятно удивился данным, которые обнаружились у юного Нефедова.

Последующие 20 лет короткой жизни Игоря были тесно связаны с Олегом Павловичем. Нефедов окончил табаковский курс в ГИТИСе. Мастер и его ученики боролись за создание собственного театра. Уже был выделен бывший угольный склад на улице Чаплыгина, уже его привели в порядок, там занимались и играли, но московские власти запретили создание официального театра.

Станислав Любшин и Игорь Нефедов в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров», 1978

В это время Игорь снимался у лучших режиссеров, благодаря Табакову. Его воспитанники играли крохотные роли в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», и в это же время за очень короткий срок Михалков снял «Пять вечеров», где на первом плане – студенты Олега Павловича, Игорь Нефедов и Лариса Кузнецова. Потом последовали съемки у Миндадзе и Абдрашитова и у Сергея Соловьева.

Из-за передряг с открытием «Табакерки» Олег Павлович был вынужден «раздать» своих выпускников в другие театры, и Нефедов пять лет работал в Центральном детском. Но как только «подвал» на Чаплыгина официально распахнул свои двери, Нефедов сразу вернулся в «семью». Он играл в лучших спектаклях театра – «Две стрелы», «Кресло», «Ревизор», «Обыкновенная история».

Игорь Нефедов и Михаил Хомяков в телеверсии спектакля «Кресло». 1987 г.
Режиссеры – Олег Табаков, Владимир Храмов

Табаков, конечно, относился к нему с немалой долей снисходительности, часто прощал милые хулиганства. Говорят, что Игорь мог и на репетицию опоздать. Еще в ЦДТ он писал смешные объяснительные типа «Ну, извините, так получилось!». Но были выходки отнюдь не умилительные.

Например, Нефедов мог на глазах компании друзей взобраться на перила моста и кричать «Смотрите, я сейчас прыгну!».

Первый брак Игоря с балериной Большого театра распался, девушка нашла другого мужчину и уехала с ним за рубеж. Игорь женился на актрисе театра «Современник» Елене Казариновой, у которой росла дочь. Нефедов стал во многом идеальным мужем и приемным отцом. Он сам водил девочку в садик и в поликлинику, готовил, обожал принимать дома друзей. Всё это очень не нравилось его матери.

Елена Казаринова в фильме «Щенок», 1988 г., режиссер Александр Гришин. Елены не стало в 2013 году, она скончалась после тяжелого инсульта

80-е годы подходили к концу, в стране заваривалась непонятная каша, что отразилось на кинематографе. К тому же необычная внешность Игоря – наивное лицо, шапка кудрей – утрачивала юношеское обаяние, его стали реже снимать. Игорь очень переживал и начал выпивать.

Последовали большие проблемы в театре. Как бы по-отечески Табаков ни относился к Игорю, но театр достался ему слишком тяжело. К тому же подавляющее большинство его учеников жили упорнейшим трудом и надеждами на лучшее. Все были заинтересованы в том, чтобы театр не просто работал слаженно, но и имел самую высокую репутацию. И Табаков начал применять к Нефедову воспитательные меры, от денежных штрафов до снятия с ролей.

Не выдержала постоянных перепадов настроения Игоря и супруга. Она предложила пожить отдельно. Периодически Игорь звонил ей, жаловался и говорил, что покончит с собой. Он вообще часто говорил о самоубийстве и о том, что уйти из жизни надо красиво. Но все уже настолько привыкли к таким разговорам, что не принимали их всерьез.

Вечером 2 декабря 1993 года Игорь пришел в гости к Лене, где застал незнакомого молодого человека. Скандала не было, компания проговорила и провеселилась всю ночь, а ранним утром Игорь сказал, что сбегает в магазин. Позже его нашли повесившимся на лестничной клетке между вторым и третьим этажами.

Юрий Богатырев. Зефирыч без «шоколада»

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Родня», 1981 г.

2 марта Юрию Георгиевичу исполнилось бы 73 года. Его друг Александр Адабашьян уже после смерти актера говорил, что некоторых рано ушедших звезд невозможно представить стариками, например, Высоцкого. А Юрия он видел солидным, вальяжным, непременно в шубе…

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979 г. Режиссер Никита Михалков

Не было у Богатырева шубы, говорят, что он часто раздавал случайным людям свои новые вещи, а однажды приобрел у сторожа театра какое-то драньё. И это при том, что постоянно снимался, без перерыва играл в театре и никогда не отказывался от творческих встреч. Много зарабатывал и ничего не имел. А после смерти его крохотную квартирку безжалостно разграбили, унеся и замечательные рисунки одареннейшего человека Юрия Богатырева.

Богатырев от рождения имел очень белую и нежную кожу, которая быстро краснела. При этом у него были большие глаза, пухлые губы. Друзья в шутку звали его Зефирычем. Рассказывали, что Богатырев был паталогически галантным: если даже он находился в машине и туда должна была сесть женщина, Богатырев автоматически пытался приподняться.

Кадр из фильма-спектакля театра «Современник» «Двенадцатая ночь», 1978 г. В ролях Орсино и Виолы – Юрий Богатырев и Марина Неелова. Режиссеры – Олег Табаков, Владимир Храмов, Питер Джеймс

Он родился в семье офицера, и отец мечтал, что уж сын-то пойдет по его стопам, ведь старшей в семье была дочь. Но Юра совершенно не походил на будущего командира. Он очень любил куклы, организовал во дворе кукольный театр, в школе увлекся рисованием. Родители решили воспитать в сыне «мужественность» и отдали в военное училище, откуда он чуть ли не сбежал. Кто-то утверждает, что там нежного белокурого мальчика могли изнасиловать и якобы это привело к последующей трагедии всей жизни Богатырева.

Юрий не сразу пошел в актеры, а поступил в художественно-промышленное училище, где, по его признанию, постоянно занимался художественной самодеятельностью. Наконец, перестав сомневаться в себе, перешел в «Щуку» и учился на очень талантливом и многообещающем курсе, дружил с Константином Райкиным. Квартира у Богатыревых была в Подмосковье, и Костя предложил другу жить у Райкиных – родители все равно были постоянно в разъездах. Но даже когда знаменитый Аркадий Исаакович и бывал дома, он относился к Юре с большой симпатией. А затем еще несколько лет Богатырев жил у Адабашьянов и всё время мыл посуду, уверяя, что обожает это занятие.

Юрий Богатырев и Константин Райкин в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 г.

Актерская биография Богатырева началась так, что дай бог каждому. Первая роль была в дипломном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Роль наивного немца была небольшая, но сыграна так, что Михалков немедленно пригласил Юрия в следующую картину, «Свой среди своих, чужой среди своих». Достаточно грузный, никогда не сидевший верхом Богатырев за месяц без всяких фитнесов и после нескольких тренировок превратился в сухого, поджарого, великолепно держащегося в седле Егора Шилова.

Потом был подлец Ромашка в «Двух капитанах» Евгения Карелова, дебиловатый Войницев в «Неоконченной пьесе для механического пианино» у Михалкова, и у него же Богатырев сыграл Штольца, на которого был похож гораздо меньше, чем на Обломова. И, конечно, нельзя забыть трагического Филиппка из «Объяснения в любви» Ильи Авербаха.

Кадр из фильма «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, 1977 г.

Остался великолепный телеспектакль «Мартин Иден» с Богатыревым в заглавной роли, можно посмотреть и «Двенадцатую ночь», которая шла в «Современнике». К сожалению, не осталось той записи «Тартюфа» в постановке Анатолия Эфроса, где Богатырев гениально сыграл слывущую провальной роль Клеанта. Он вообще работал во МХАТе у Ефремова с непреходящим чувством вины, считал себя за что-то вечно обязанным, и даже из больницы его возили на репетиции и на спектакли.

Сейчас принято считать, что Юрия Богатырева сгубили душевные муки, вызванные нетрадиционной ориентацией. За это в СССР сажали, а Богатырев был слишком на виду и слишком широко были открыты двери его холостяцкой квартиры, чтобы тайное не стало явным. Хотя актер даже фиктивно женился на своей соседке по общежитию.

Богатырев много пил, грузнел, его вес катился к 200 кг. Ночью 2 февраля 1989 года, в окружении практически чужих пьяных людей, ему стало очень плохо. Врачи «скорой» не разобрались и сделали укол, несовместимый с антидепрессантами, которые горстями глотал Богатырев. 41-летний актер умер мгновенно.

Андрей Миронов (в центре), Юрий Богатырев и Евгения Симонова в передаче «Театральные встречи» 1980 г., посвященной ВТИ им. Щукина

Андрей Миронов. Замрите, ангелы, смотрите, я играю

7 марта был 79-й день рождения Андрея Александровича Миронова. В Интернете сохранилась запись передачи «Театральные встречи» от 1980 года, которую вел Андрей Миронов, в то время суперпопулярный советский кино- и театральный актер. Рядом с ним сидел молодой и красивый Юрий Богатырев, находившийся, казалось, на гребне успеха. Даже сейчас, когда пересматриваешь эти кадры, трудно поверить, что одному оставалось менее семи, а второму восемь лет жизни.

Андрей Миронов в фильме–спектакле «Терем-теремок», 1970 г., режиссеры Евгения Егорова, Александр Ширвиндт. Кадр You Tube

У Миронова не было никаких перерывов в съемках, он никогда не позволял себе подвести театр, он и умер прямо на сцене, как настоящий солдат театра. В отличие от Богатырева, у Миронова не существовало никаких проблем в личной жизни. Если почитать воспоминания, которые не иссякают, у него мог быть десяток счастливых семей.

Кадр из телеверсии спектакля Театра сатиры «Ревизор». Андрей Миронов и Татьяна Васильева. 1982 г., режиссер Валентин Плучек

Но, как и у всех гениев, у Миронова была своя тайна, которую он совершенно не собирался открывать публике, обожавшей его. Сейчас мы уже знаем, что он был очень серьезно болен. И если бы он вел другой образ жизни, брал отпуск, ложился надолго на обследование, вероятно, мы бы и сегодня аплодировали Миронову на поклонах в театре и смотрели бы фильмы с его участием.

Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин», 1974 г. Режиссер Александр Белинский

Но Андрей Александрович выбрал то, что выбрал. Он умер на гастролях Театра сатиры в Риге, в той самой, где родился его товарищ по Щукинскому училищу Юрий Богатырев. Это случилось 16 августа 1987 года.  

One thought on “К Международному дню театра. Преждевременный занавес

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.