Не уходи далеко

К Международному дню театра. Преждевременный занавес

Опубликовано От aut-aut

Андрей Миронов, Юрий Богатырев, Игорь Нефедов – почему они недоиграли и недожили.

Каждый из них был щедро одарен природой. Каждый мог бы в марте отмечать двойной праздник – собственный день рождения и профессиональный – Международный день театра, который приходится на 27 число.

Но они ушли от нас молодыми, даже не на пике, а далеко не сделав того, к чему их предназначал талант. Сегодня Aut…Aut вспоминает Андрея Миронова, Юрия Богатырева и Игоря Нефедова.

Игорь Нефедов. А я ухожу, ухожу красиво… 

Кадр из фильма «Криминальный талант», 1978 г., режиссер Сергей Ашкенази

28 марта нынешнего года Игорь мог бы отпраздновать всего лишь 60-й день рождения. Он появился на свет, как сказали бы англичане, с серебряной ложкой во рту. Его отец Вячеслав в детстве был закадычным другом саратовского мальчишки Олежки Табакова. Друзья выросли и поехали поступать в Москву, но Нефедов-старший не стал связываться с обманчивой актерской профессией, а звезда Табакова сияла все ярче и ярче.

Оба рано обзавелись семьями. Первая супруга Табакова, Людмила Крылова, отправилась рожать первенца Антона из Москвы в Саратов. В это время в семье Нефедовых уже был крохотный мальчик, а у его матери Нины пропало молоко. Крылова стала для Игорька «молочной мамой», а вся семья Табаковых – настоящей родней.

Когда Игорь был подростком, его мать позвонила Олегу Павловичу. Мэтр в это время мечтал о своем театре-студии и занимался с талантливыми детьми в Доме пионеров на Чистых прудах. Некоторые утверждают, что обратилась к другу семьи Нина Евгеньевна не просто так: якобы Игорь попал в дурную компанию, надо было чем-то отвлечь, а способности у парня были. Табаков согласился без энтузиазма, но приятно удивился данным, которые обнаружились у юного Нефедова.

Последующие 20 лет короткой жизни Игоря были тесно связаны с Олегом Павловичем. Нефедов окончил табаковский курс в ГИТИСе. Мастер и его ученики боролись за создание собственного театра. Уже был выделен бывший угольный склад на улице Чаплыгина, уже его привели в порядок, там занимались и играли, но московские власти запретили создание официального театра.

Станислав Любшин и Игорь Нефедов в фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров», 1978

В это время Игорь снимался у лучших режиссеров, благодаря Табакову. Его воспитанники играли крохотные роли в фильме «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», и в это же время за очень короткий срок Михалков снял «Пять вечеров», где на первом плане – студенты Олега Павловича, Игорь Нефедов и Лариса Кузнецова. Потом последовали съемки у Миндадзе и Абдрашитова и у Сергея Соловьева.

Из-за передряг с открытием «Табакерки» Олег Павлович был вынужден «раздать» своих выпускников в другие театры, и Нефедов пять лет работал в Центральном детском. Но как только «подвал» на Чаплыгина официально распахнул свои двери, Нефедов сразу вернулся в «семью». Он играл в лучших спектаклях театра – «Две стрелы», «Кресло», «Ревизор», «Обыкновенная история».

Игорь Нефедов и Михаил Хомяков в телеверсии спектакля «Кресло». 1987 г.
Режиссеры – Олег Табаков, Владимир Храмов

Табаков, конечно, относился к нему с немалой долей снисходительности, часто прощал милые хулиганства. Говорят, что Игорь мог и на репетицию опоздать. Еще в ЦДТ он писал смешные объяснительные типа «Ну, извините, так получилось!». Но были выходки отнюдь не умилительные.

Например, Нефедов мог на глазах компании друзей взобраться на перила моста и кричать «Смотрите, я сейчас прыгну!».

Первый брак Игоря с балериной Большого театра распался, девушка нашла другого мужчину и уехала с ним за рубеж. Игорь женился на актрисе театра «Современник» Елене Казариновой, у которой росла дочь. Нефедов стал во многом идеальным мужем и приемным отцом. Он сам водил девочку в садик и в поликлинику, готовил, обожал принимать дома друзей. Всё это очень не нравилось его матери.

Елена Казаринова в фильме «Щенок», 1988 г., режиссер Александр Гришин. Елены не стало в 2013 году, она скончалась после тяжелого инсульта

80-е годы подходили к концу, в стране заваривалась непонятная каша, что отразилось на кинематографе. К тому же необычная внешность Игоря – наивное лицо, шапка кудрей – утрачивала юношеское обаяние, его стали реже снимать. Игорь очень переживал и начал выпивать.

Последовали большие проблемы в театре. Как бы по-отечески Табаков ни относился к Игорю, но театр достался ему слишком тяжело. К тому же подавляющее большинство его учеников жили упорнейшим трудом и надеждами на лучшее. Все были заинтересованы в том, чтобы театр не просто работал слаженно, но и имел самую высокую репутацию. И Табаков начал применять к Нефедову воспитательные меры, от денежных штрафов до снятия с ролей.

Не выдержала постоянных перепадов настроения Игоря и супруга. Она предложила пожить отдельно. Периодически Игорь звонил ей, жаловался и говорил, что покончит с собой. Он вообще часто говорил о самоубийстве и о том, что уйти из жизни надо красиво. Но все уже настолько привыкли к таким разговорам, что не принимали их всерьез.

Вечером 2 декабря 1993 года Игорь пришел в гости к Лене, где застал незнакомого молодого человека. Скандала не было, компания проговорила и провеселилась всю ночь, а ранним утром Игорь сказал, что сбегает в магазин. Позже его нашли повесившимся на лестничной клетке между вторым и третьим этажами.

Юрий Богатырев. Зефирыч без «шоколада»

Кадр из фильма Никиты Михалкова «Родня», 1981 г.

2 марта Юрию Георгиевичу исполнилось бы 73 года. Его друг Александр Адабашьян уже после смерти актера говорил, что некоторых рано ушедших звезд невозможно представить стариками, например, Высоцкого. А Юрия он видел солидным, вальяжным, непременно в шубе…

Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», 1979 г. Режиссер Никита Михалков

Не было у Богатырева шубы, говорят, что он часто раздавал случайным людям свои новые вещи, а однажды приобрел у сторожа театра какое-то драньё. И это при том, что постоянно снимался, без перерыва играл в театре и никогда не отказывался от творческих встреч. Много зарабатывал и ничего не имел. А после смерти его крохотную квартирку безжалостно разграбили, унеся и замечательные рисунки одареннейшего человека Юрия Богатырева.

Богатырев от рождения имел очень белую и нежную кожу, которая быстро краснела. При этом у него были большие глаза, пухлые губы. Друзья в шутку звали его Зефирычем. Рассказывали, что Богатырев был паталогически галантным: если даже он находился в машине и туда должна была сесть женщина, Богатырев автоматически пытался приподняться.

Кадр из фильма-спектакля театра «Современник» «Двенадцатая ночь», 1978 г. В ролях Орсино и Виолы – Юрий Богатырев и Марина Неелова. Режиссеры – Олег Табаков, Владимир Храмов, Питер Джеймс

Он родился в семье офицера, и отец мечтал, что уж сын-то пойдет по его стопам, ведь старшей в семье была дочь. Но Юра совершенно не походил на будущего командира. Он очень любил куклы, организовал во дворе кукольный театр, в школе увлекся рисованием. Родители решили воспитать в сыне «мужественность» и отдали в военное училище, откуда он чуть ли не сбежал. Кто-то утверждает, что там нежного белокурого мальчика могли изнасиловать и якобы это привело к последующей трагедии всей жизни Богатырева.

Юрий не сразу пошел в актеры, а поступил в художественно-промышленное училище, где, по его признанию, постоянно занимался художественной самодеятельностью. Наконец, перестав сомневаться в себе, перешел в «Щуку» и учился на очень талантливом и многообещающем курсе, дружил с Константином Райкиным. Квартира у Богатыревых была в Подмосковье, и Костя предложил другу жить у Райкиных – родители все равно были постоянно в разъездах. Но даже когда знаменитый Аркадий Исаакович и бывал дома, он относился к Юре с большой симпатией. А затем еще несколько лет Богатырев жил у Адабашьянов и всё время мыл посуду, уверяя, что обожает это занятие.

Юрий Богатырев и Константин Райкин в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974 г.

Актерская биография Богатырева началась так, что дай бог каждому. Первая роль была в дипломном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». Роль наивного немца была небольшая, но сыграна так, что Михалков немедленно пригласил Юрия в следующую картину, «Свой среди своих, чужой среди своих». Достаточно грузный, никогда не сидевший верхом Богатырев за месяц без всяких фитнесов и после нескольких тренировок превратился в сухого, поджарого, великолепно держащегося в седле Егора Шилова.

Потом был подлец Ромашка в «Двух капитанах» Евгения Карелова, дебиловатый Войницев в «Неоконченной пьесе для механического пианино» у Михалкова, и у него же Богатырев сыграл Штольца, на которого был похож гораздо меньше, чем на Обломова. И, конечно, нельзя забыть трагического Филиппка из «Объяснения в любви» Ильи Авербаха.

Кадр из фильма «Объяснение в любви» Ильи Авербаха, 1977 г.

Остался великолепный телеспектакль «Мартин Иден» с Богатыревым в заглавной роли, можно посмотреть и «Двенадцатую ночь», которая шла в «Современнике». К сожалению, не осталось той записи «Тартюфа» в постановке Анатолия Эфроса, где Богатырев гениально сыграл слывущую провальной роль Клеанта. Он вообще работал во МХАТе у Ефремова с непреходящим чувством вины, считал себя за что-то вечно обязанным, и даже из больницы его возили на репетиции и на спектакли.

Сейчас принято считать, что Юрия Богатырева сгубили душевные муки, вызванные нетрадиционной ориентацией. За это в СССР сажали, а Богатырев был слишком на виду и слишком широко были открыты двери его холостяцкой квартиры, чтобы тайное не стало явным. Хотя актер даже фиктивно женился на своей соседке по общежитию.

Богатырев много пил, грузнел, его вес катился к 200 кг. Ночью 2 февраля 1989 года, в окружении практически чужих пьяных людей, ему стало очень плохо. Врачи «скорой» не разобрались и сделали укол, несовместимый с антидепрессантами, которые горстями глотал Богатырев. 41-летний актер умер мгновенно.

Андрей Миронов (в центре), Юрий Богатырев и Евгения Симонова в передаче «Театральные встречи» 1980 г., посвященной ВТИ им. Щукина

Андрей Миронов. Замрите, ангелы, смотрите, я играю

7 марта был 79-й день рождения Андрея Александровича Миронова. В Интернете сохранилась запись передачи «Театральные встречи» от 1980 года, которую вел Андрей Миронов, в то время суперпопулярный советский кино- и театральный актер. Рядом с ним сидел молодой и красивый Юрий Богатырев, находившийся, казалось, на гребне успеха. Даже сейчас, когда пересматриваешь эти кадры, трудно поверить, что одному оставалось менее семи, а второму восемь лет жизни.

Андрей Миронов в фильме–спектакле «Терем-теремок», 1970 г., режиссеры Евгения Егорова, Александр Ширвиндт. Кадр You Tube

У Миронова не было никаких перерывов в съемках, он никогда не позволял себе подвести театр, он и умер прямо на сцене, как настоящий солдат театра. В отличие от Богатырева, у Миронова не существовало никаких проблем в личной жизни. Если почитать воспоминания, которые не иссякают, у него мог быть десяток счастливых семей.

Кадр из телеверсии спектакля Театра сатиры «Ревизор». Андрей Миронов и Татьяна Васильева. 1982 г., режиссер Валентин Плучек

Но, как и у всех гениев, у Миронова была своя тайна, которую он совершенно не собирался открывать публике, обожавшей его. Сейчас мы уже знаем, что он был очень серьезно болен. И если бы он вел другой образ жизни, брал отпуск, ложился надолго на обследование, вероятно, мы бы и сегодня аплодировали Миронову на поклонах в театре и смотрели бы фильмы с его участием.

Кадр из фильма «Лев Гурыч Синичкин», 1974 г. Режиссер Александр Белинский

Но Андрей Александрович выбрал то, что выбрал. Он умер на гастролях Театра сатиры в Риге, в той самой, где родился его товарищ по Щукинскому училищу Юрий Богатырев. Это случилось 16 августа 1987 года.  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *