Подвиг и тайны Марины Расковой

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова.

В сиянии Золотой Звезды Героя Советского Союза потонули обстоятельства жизни и смерти этой незаурядной женщины.

Марина обладала иконописной красотой и абсолютным музыкальным слухом. Она могла бы стать оперной дивой, до старости выходить на сцену в красивых нарядах. Могла, в конце концов, просто стать счастливой женой и матерью. Но она совершенно сознательно выбрала мундир и карьеру летчицы-штурмана. Вершиной ее коротенькой жизни стало звание Героя Советского Союза. Финалом — авиакатастрофа, обстоятельства которой были тщательно расследованы и так же тщательно скрыты от широкой общественности.

Пол не имеет значения

В сказке про спящую красавицу у колыбели новорожденной стояли феи и одаривали малышку кто красотой, кто — талантами. Для маленькой Марины Малининой такими “феями” стали ее тетушки со стороны матери, носившие известную в Москве фамилию Любатович. Естественно, феями не в буквальном смысле. Но совершенно точно, что девочка унаследовала отвагу и идеализм Ольги и Веры, вступивших в “Народную волю”, талант Татьяны, меццо-сопрано которой обожал Савва Мамонтов, и даже деловую хватку Клавдии, ставшей антрепренером в Частной опере. Впрочем, отец будущей летчицы Михаил Дмитриевич Малинин (настоящая фамилия — Буренин) обладал прекрасным баритоном и в этой самой Частной опере выступал. Видимо, благодаря данному обстоятельству он познакомился с младшей из сестер Любатович — Анной, которая была учительницей французского языка.

У Михаила Дмитриевича это был не первый брак. Сын Роман появился на свет, когда баритону было уже 55, а 28 марта 1912 года, как подарок к 60-летию, родилась дочь Марина.

Дети воспитывались с няней, посещали театр. Когда Марине исполнилось пять, у нее обнаружился абсолютный музыкальный слух. Несмотря на то, что в октябре 17-го года в окно к Малининым влетела революционная пуля, чудом никого не убив, вероятно, родители не верили, что это все надолго, и отдали девочку в музыкальную школу.

Но в 1919 году пожилой Николай Дмитриевич попал на улице под мотоцикл. Анне Спиридоновне пришлось уволить няню. Она даже выучилась самостоятельно шить обувь, а Марина нередко донашивала вещи старшего брата. Но тогда так жили многие. Гораздо более печальным событием была тяжелая простуда и осложнения, которые повлияли на голос. Девочка и тут не очень расстроилась. Она увлеченно училась в школе и больше всего любила химию, которую считала наукой будущего.

Сразу после девятого класса Марина поступила в лабораторию анилинокрасочного завода. Красивая, общительная, она вышла замуж, едва отпраздновав 17-й день рождения. Ее мужем стал инженер этого же завода Сергей Расков. А еще через год Марина родила дочку, которую назвали Татьяной.

Временно оставив работу, она даже возобновила занятия вокалом со своей тетей. Но потом заскучала “по коллективу”. И по протекции другой родственницы устроилась в аэронавигационную лабораторию Академии им. Жуковского. Марина не просто хорошо чертила. Она посещала специальные занятия, где рассказывалось о тонкостях приборостроения, и даже поступила на заочное отделение Ленинградского института воздушного флота.

Вскоре ее профессионализм был оценен настолько, что ей доверили составлять карты в Черноморской аэрографической экспедиции. Она и тут справилась на “отлично”, и, когда ее спросили, что она хочет в качестве поощрения, ответила — “Хочу научиться летать самостоятельно!”. 

Это был 1935 год. Марина окончила школу пилотов на аэродроме Тушино и начала преподавать в Академии. Поначалу курсанты-мужчины не воспринимали ее всерьез, на первом занятии они даже не сочли нужным встать при ее появлении. Но Раскова быстро навела порядок, доказав своими знаниями, что ее пол не имеет тут никакого значения.

В Академии, возможно, и не имел, но вот Сергею Раскову хотелось нормальной семейной жизни. А Марина давно не была милой поющей девушкой. Она уже преподавала штурманское дело. Еще во время Черноморской экспедиции с ней произошел казус — когда она вылезла из кабины, у нее высоко задралась юбка. Тогда Раскова поклялась, что на аэродром будет ходить только в “мужской” экипировке. По свидетельству многих, она сознательно “прятала” свою красоту и выглядела старше, чем была на самом деле. В общем, семейная жизнь закончилась разводом, причем девочка осталась с отцом. И только когда Сергей Расков ушел на фронт, Таня стала жить вместе с бабушкой. Незадолго до Победы Расков погиб.

Догнать и перегнать

Середина 30-х годов — расцвет стахановского движения, которое с горнодобывающей промышленности быстро перекинулось на самые разные отрасли. Повсюду устанавливались небывалые трудовые рекорды, и очень часто они принадлежали женщинам. И, конечно, это было время становления советской авиации, которая никак не могла обойтись без мировых достижений. Беспосадочному перелету Валерия Чкалова, Георгия Байдукова и Александра Белякова, который состоялся в июне 1937 года, действительно рукоплескала вся планета.

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова. Валентина Гризодубова в 1938 г.
Валентина Гризодубова в 1938 г. Источник: Wikipedia.

Естественно, их пример вдохновил женщин-летчиц, которых тогда было очень мало. Одной из самых титулованных являлась Валентина Гризодубова. Ее отец был авиатором, и девушка с пеленок не мыслила себя без самолетов. К 1938 году Гризодубова имела пять летных мировых рекордов среди женщин. Один из таких рекордов (перелет Москва-Актюбинск) был установлен ею в паре со штурманом Мариной Расковой. Еще одной знаменитой летчицей была Полина Осипенко, которая имела три официально зафиксированных мировых рекорда.

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова. Полина Осипенко
Полина Осипенко (погибла в 1939 г.). Источник: Wikipedia.

После перелета чкаловского экипажа Гризодубова высказала идею об установлении женского мирового рекорда на дальность беспосадочного полета. Валентину не останавливало то, что обладательница прежнего рекорда, американка Амелия Эрхарт, навсегда исчезла над Тихим океаном, устанавливая очередное достижение.

В состав экипажа вошли сама Гризодубова, второй пилот Осипенко и штурман Раскова. Потом этих отважных женщин называли сестрами, подругами, как и полагается в таких случаях. Но через много лет Гризодубова заявляла, что кандидатура Расковой была настойчиво рекомендована…НКВД.

Дело в том, что с 1937 года Марина Михайловна являлась штатным консультантом в НКВД СССР и дослужилась до звания старшего лейтенанта госбезопасности. Трудно сказать, насколько этот факт был известен в конце 30-х годов. Некоторые утверждают, что Раскову делегировали в экипаж на случай, если Валентина и Полина приземлятся в Китае и решат там остаться. Бред это или чистая правда, вряд ли уже кто-то определит. Но Гризодубова, которая дожила до 1993 года, писала в своих воспоминаниях: “…уверена, что из-за нее пострадало много людей. У нас, можно сказать, получилось “распределение ролей”: она сажала, а я бегала по инстанциям и старалась вытащить”. 

Но в то время полет был делом государственной важности, никто не выбирал себе напарниц. Дату полета назначил лично Сталин. Но до этого рекорд неоднократно откладывался, и Раскова умудрилась угодить в больницу с аппендицитом. Многое ей пришлось штудировать прямо на больничной койке. Она была вынуждена выписаться, не дождавшись полного выздоровления.

Крылья “Родины”

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова. Самолет “Родина” на белорусской марке
Самолет “Родина” на белорусской марке. Источник: Wikipedia.

Беспосадочный перелет самолета “Родина” Москва — Дальний Восток стартовал 24 сентября 1938 года с подмосковного аэродрома в Щелкове. То, что потом изобразили как полную победу советской авиации, с самого начала сопровождалось проблемами. Фактически после взлета экипаж остался без радиосвязи. Погодные условия заставили Гризодубову снизить высоту, и это увеличило расход топлива. В какой-то момент Раскова открыла штурманскую кабину, и все необходимые карты растаяли в воздухе. Пришлось ориентироваться по звездам (когда их было видно).

Девушки хотели дотянуть до Хабаровска, но появился сигнал, что топливо на исходе. Поскольку кабина штурмана была отделена от кабины пилотов и располагалась на корпусе ниже, при посадке в сложных условиях Раскова могла погибнуть. Валентина Гризодубова приказала ей прыгать с парашютом прямо в тайгу.

Валентина и Полина успешно посадили самолет и подали своему штурману сигналы ружейными выстрелами. Марина их услышала, но эхо обмануло ее, и в результате она проплутала по тайге 10 суток, имея в своем распоряжении пистолет, спички и две плитки шоколада. 

В это время на “Большой земле” о девушках молчали, их считали погибшими. Неожиданно 4 октября поиски завершились успехом, но тут произошла настоящая катастрофа — в воздухе над “Родиной”столкнулись два самолета. Одним из них управлял Герой Советского Союза летчик-испытатель Александр Бряндинский, другим — комдив Яков Сорокин. Позже выяснилось, что на борту находились еще и журналисты. 

Вылеты были несанкционированными и имели цель “засветиться” в героической поисковой экспедиции, когда она уже была благополучно завершена. После столкновения часть летевших успела выпрыгнуть с парашютами, но погибло примерно 15 человек, в том числе Бряндинский и Сорокин.

Но поскольку мировой рекорд по дальности все же состоялся, об этой трагедии умолчали. Девушек привезли в Москву, где их встречали ничуть не менее торжественно, чем Валерия Чкалова и его друзей. Гризодубова, Осипенко и Раскова стали первыми женщинами, удостоенными звания “Герой Советского Союза”.

Последний полет

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова. Обложка первого издания воспоминаний Марины Расковой.
Обложка первого издания воспоминаний Марины Расковой. Источник: Wikipedia.

Сразу после торжественного возвращения изголодавшуюся и обессиленную Раскову положили в больницу. Тут уже ежедневно радио докладывало о состоянии здоровья героини, даже о том, сколько ложек супа она съела. Потом Марина выпустила книгу “Записки штурмана”. Там она рассказала, что во время блуждания по тайге ей приснился товарищ Сталин, который попросил в непролазной чаще найти его автомобиль, а она — не смогла. И вождь ее отругал. Логичнее, чтобы женщине приснилась восьмилетняя дочь.

Кстати, фотографии Марины с Таней изредка появлялись в прессе, но им явно не хватало семейной теплоты и естественности — мама была облачена в гимнастерку, на которой сияла Золотая Звезда.

Марина Михайловна Раскова. Марина Раскова биография. летчица Марина Раскова. Марина Раскова в 1941 г.
Марина Раскова в 1941 г. Источник: Wikipedia.

После перелета Раскова служила какое-то время в НКВД. В начале войны она стала получать многочисленные письма от девушек, которые рвались защищать небо над СССР. И Марина Михайловна обратилась лично к Сталину. Несмотря на очень скептическое отношение к женщинам — военным летчикам, ей все же удалось добиться разрешения сформировать несколько девичьих полков — истребительный, бомбардировочный и ночной бомбардировочный. Последний позже прославился под названием “Ночные ведьмы”.

Марине Михайловне пришлось проявить недюжинный организаторский талант. Она добилась, чтобы взамен устаревших самолетов им дали новейшие бомбардировщики. В ходе войны летчицы из полков, сформированных под руководством Марины Расковой, совершили немало героических подвигов, но сама она об этом уже не узнала. 

…Их база находилась в городе Энгельсе. Часть экипажей к тому времени уже отбыла в район Сталинграда, и Раскова, командир всех трех полков, дожидалась, когда отремонтируют два самолета, чтобы лично проконтролировать отправку на фронт. 4 января 1943 года, в сложных метеорологических условиях, взлетели три самолета. Один из них пилотировала Марина Раскова. 

Ее разбитый Пе-2 был обнаружен 7 января возле деревни Михайловка Саратовского района. Вместе с Мариной погибли трое мужчин — штурман, стрелок-радист и инженер полка. 

Расследованием катастрофы занималась Главная военная прокуратура Красной армии. Тогда и выяснилось, что высококвалифицированный штурман Марина Раскова являлась весьма неопытным пилотом. Ее “налет” на самолете Пе-2 составлял всего 30 часов. Покойной инкриминировали личную недисциплинированность и нарушение целого ряда нормативов. Но к тому времени прах ее покоился в Кремлевской стене, и память героини, на которую мечтали быть похожими тысячи советских девушек, решили не омрачать.

Подписаться на нас в соцсетях

Хочешь еще?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *