В день рождения знаменитого режиссера вспоминаем его жизнь через фильмы, вошедшие в золотой фонд нашего кинематографа.
Станиславу Сергеевичу очень подходила фамилия. Он был великолепным рассказчиком и интересным собеседником, умел задеть человека за живое. Впрочем, будь он иным — не случилось бы фильмов, которые задевали за живое целую страну.
“Вертикаль”, 1967 г.
Режиссер появился на свет 29 марта 1936 года в городе Березники, который тогда относился к Свердловской области, а сейчас входит в состав Пермского края. Своего отца Говорухин толком не знал. Его воспитывали бабушка, мама-портниха и старшая сестра. Естественно, ребенок приставал к взрослым с вопросом “Где мой папа?”. Мать отговаривалась тем, что развелась с мужем до рождения сына. Зато бабушка, стоило мальчику нашкодить, говорила: “У, арестант!”. И добавляла: “Вылитый отец!”.
Уже став взрослым, вместе с сестрой Инессой Станислав начал активные поиски хоть каких-то следов. В итоге он узнал, что Сергей Георгиевич Говорухин происходил из донских казаков и нрав имел соответствующий — неуемный. Его злоключения начались, когда он через окно бросил камень в помещение, где заседали “голодранцы”, по выражению режиссера, решавшие, как жить односельчанам. Говорухин-старший принадлежал к довольно зажиточной семье, то есть они любили и умели работать на земле, и маргиналы от сохи не были для них авторитетом. Видимо, с советской властью Сергей Говорухин не ужился, он то ли умер в заключении, то ли был расстрелян.
Мать, Прасковья Афанасьевна, в одиночку поднимала дочь и сына. Она мечтала дать детям высшее образование и очень боялась, что с клеймом “дети врага народа” они не смогут занять достойное место в жизни. Поэтому и предпочла ничего не рассказывать об отце.
Говорухин никогда не жаловался на свое детство, которое прошло в Казани, но, видимо, ему остро не хватало “мужского” окружения. Он решил поступить на геологический факультет Казанского университета, серьезно увлекся альпинизмом. Кстати, уже став депутатом Госдумы, Станислав Сергеевич возмущался тем, что в парламенте нет ни одного геолога и что в стране, для которой такое важное значение имеют природные богатства, эта отрасль находится в полном упадке.
После института Говорухин год работал в Средне-Волжском геологоразведочном управлении. Однажды в Горьком (сейчас Нижний Новгород) он увидел, как на улице снимается кино. Его внимание привлек человек, сидящий в кресле. Вокруг все суетились, но он пил кофе, курил и раздавал указания. Говорухин уверял, что именно в тот момент понял — как здорово быть режиссером.
Если серьезно, то путь в кино у него довольно долгий. С геологией он быстро распрощался, начал работать на Казанском телевидении. Эта отрасль тогда делала первые шаги, приходилось заниматься всем сразу — писать сценарии, редактировать, монтировать. Уже тогда Говорухин умел показать характер, поссорился с местным начальством и решил податься в Москву. Он звал с собой молодую жену, красавицу Юнону Кареву. Но Юнона на тот момент была успешной актрисой Казанского драматического театра. К тому же у супругов только родился сын Сережа, женщина не захотела ехать с малышом в полную неизвестность.
Говорухин успешно поступил во ВГИК, но на семейную жизнь это повлияло плохо. В итоге Юнона полюбила другого мужчину. Супруги расстались мирно, но сын долго не мог простить отцу того, что семья распалась. Юнону Кареву Говорухин снял в роли жены Груздева в фильме “Место встречи изменить нельзя”.
Станислав попросил распределения на Одесскую киностудию, где снимались очень хорошие фильмы. В знаменитый черноморский город он отправился с другом Борисом Дуровым, и им тут же сунули “горящий” сценарий. Советское кино было плановым хозяйством, если что-то было утверждено, оно подлежало к исполнению.
Сценарий, который предложили Говорухину и Дурову, был об альпинистах. Тема Станиславу близкая, но текст показался слабым. Засев за переделку, друзья параллельно искали актеров на главную роль. Говорухин считал, что фильму нужны яркие песни, и поначалу выбор пал на очень известного актера и барда Юрия Визбора. Но тот по каким-то причинам отказался, и Говорухин настоял на приглашении своего знакомого Владимира Высоцкого. Благодаря его потрясающим песням — “Если друг оказался вдруг…”, “Здесь вам не равнина…”, “Лучше гор могут быть только горы” — фильм покорил сердца зрителей так же, как его герои покорили горную вершину. Кстати, Говорухин дублировал актеров на некоторых общих планах, хотя те прошли довольно приличную альпинистскую подготовку.
В первый год “Вертикаль” заняла 10-е место в общем прокате, что для режиссеров-дебютантов было огромным успехом.
Еще один яркий пример сотрудничества Говорухина и Дурова — культовый фильм “Пираты XX века”, где друзья стали соавторами сценария, а Борис Дуров — режиссером.
Фильм “Вертикаль” положил начало крепкой дружбе Говорухина и Высоцкого. А когда картина находилась на стадии выпуска, возник роман брутального 30-летнего режиссера и только что окончившей школу монтажера Гали Сапожниковой, ставшей второй женой Станислава Сергеевича.
“Белый взрыв”, 1969 г.
Это второй по счету и не самый известный фильм Говорухина, но режиссер запомнил эти съемки на всю оставшуюся жизнь.
“Белый взрыв” продолжал тему альпинистов, на этот раз сюжет был посвящен развернувшейся в годы Великой Отечественной войны борьбе за Эльбрус, где действовала знаменитая немецкая горнострелковая дивизия “Эдельвейс”. В фильме снова сыграл Высоцкий — эпизод. Владимир Семенович даже написал две песни, но, как это часто бывало, в картину они так и не попали. Кстати, композитором фильма была знаменитая Софья Губайдуллина.
Во время съемок вертолет, на борту которого находился Говорухин, а также мастер спорта Леонид Елисеев и оператор Василий Кирбижеков, на высоте трех тысяч метров ударился о скалу. Только чудом в этой аварии никто не погиб.
“Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо”, 1972 г., “Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна”, 1981 г., “В поисках капитана Гранта”, 1985 г.
Говорухину нужно сказать огромное спасибо за то, что он перенес на экран книги, которыми зачитывался в подростковом возрасте. Причем сделал это с большой любовью к первоисточникам. Тот же “Робинзон Крузо” неоднократно привлекал внимание кинематографистов всего мира, но как увлекательно показать долгие годы жизни на необитаемом острове? И главному герою все время “подсовывали” разнообразные сюжетные линии, а то и вставляли его в мультфильм. Говорухин решил, что такой актер, как Леонид Куравлев, сможет удержать внимание зрителя, и оказался прав.
В экранизации чудесной повести Марка Твена про Тома Сойера Станислав Сергеевич открыл совсем юных Владика Сухачева (позже известного как Владислав Галкин) и Машу Миронову.
“В поисках капитана Гранта” примечателен еще и тем, что там сыграли Лембит Ульфсак и Марина Влади. Лембит был довольно серьезным соперником Станислава Говорухина в борьбе за руку и сердце Галины. Хорошенькая Галя пользовалась у мужчин большим успехом, но любила она Говорухина. Однако режиссер не спешил делать предложение, и девушка едва не согласилась выйти замуж за Лембита, даже познакомила его с родителями, которые, кстати, были категорически против Говорухина. Но потом все эти страсти забылись, и очень талантливый эстонский актер сыграл у Говорухина не только Жака Паганеля, но и в последнем фильме Станислава Сергеевича — “Конец прекрасной эпохи”.
А для жены Высоцкого Марины Влади, вечно разрывавшейся между Францией и Советским Союзом, съемки в картине были счастливой возможностью побыть с мужем.
“Место встречи изменить нельзя”, 1979 г.
Уже шли съемки этой культовой картины, когда в один из дней именно Влади встала перед Говорухиным на свои прекрасные колени и умоляла: замени Володю, ему мало осталось, я хочу, чтобы он поехал со мной в путешествие по миру. Через несколько минут с такой же просьбой обратился и сам актер. Говорухин, естественно, отказал — тем более что идею снять фильм по роману братьев Вайнеров они пробивали вдвоем. Но сумел устроить так, чтобы график у Владимира Семеновича был достаточно свободным. Роль Жеглова считается одной из лучших в актерской (в том числе театральной) биографии Высоцкого, а Говорухина фильм сделал культовым советским режиссером.
“Десять негритят”, 1987 г.
Говорухин уже мог позволить себе снимать “для души”. Он вообще не был большим любителем Агаты Кристи, но повесть, которая у нас вышла под названием “Десять негритят”, привлекла его читательское и режиссерское внимание. Говорухину удалось снять картину, страшнее которой на тот момент в СССР не было. При этом он собрал великолепный актерский ансамбль.
Одну из женских ролей там играла непрофессиональная актриса Татьяна Друбич. Параллельно Друбич и Говорухин вместе снимались в еще одном культовом фильме — “Асса” режиссера Сергея Соловьева. До “Негритят” Татьяна Люсьеновна была известна в основном как лирическая героиня. Многие шутили, что в “Десяти негритятах” Говорухина Друбич взяла в руки пистолет, а в “Ассе” наконец застрелила самого Говорухина.
Сергей Соловьев, как и Татьяна Друбич, принадлежали к числу близких друзей Станислава Сергеевича. Что не мешало ему постоянно пикироваться с Соловьевым. Сергей Александрович сетовал, что Говорухин был человеком прямым и всегда знал, на какой мозоль нужно надавить.
“Так жить нельзя”, 1990 г., “Россия, которую мы потеряли”, 1992 г., “Великая криминальная революция”, 1994 г.
В 90-х годах Говорухин, как и многие знаменитые деятели искусства, “пошел в политику”. И в отличие от большинства своих коллег, остался в ней до конца. Много лет он возглавлял Комитет Государственной Думы по культуре. Естественно, что в его сторону было выпущено немало критических стрел, но сам Станислав Сергеевич считал: “Если бы я не был депутатом Государственной Думы, то неизвестно, что было бы сегодня с русским кинематографом. Приняв закон о государственной поддержке кинематографа, я уже оправдал свое там существование.”
На какое-то время он перебрался в документальное кино, правда, за фильм “Так жить нельзя” потом стыдился, хотя картина получила три премии “Ника”, а в кинотеатры выстраивались огромные очереди.
Кстати, в те же 90-е Говорухин серьезно занялся живописью. Рисовал он очень давно, но, по его мнению, все режиссеры рисуют, но не все талантливо. В свое время Станислав Сергеевич проходил практику у Сергея Бондарчука на съемках “Войны и мира”. Бондарчук обладал несомненным художественным талантом, и это помогало ему воссоздавать аутентичные интерьеры и костюмы в процессе экранизации толстовского романа.
Говорухин дружил с художником Александром Шиловым, который помог ему купить “правильные” кисти и краски. Режиссер предпочитал рисовать пейзажи и считал, что именно во время занятий живописью становится самим собой, а не тем брутальным мужчиной с неизменной трубкой в руке, образ которого так обожали зрители и особенно — зрительницы.
“Ворошиловский стрелок”, 1999 г.
Эту картину, о которой жестоко спорили зрители и критика, Говорухин считал собственным манифестом. В фильме пожилой человек, когда-то получивший значок “ворошиловского стрелка”, вершит самосуд над насильниками внучки. Говорухин полностью оправдывал своего героя, которого блестяще сыграл Михаил Ульянов, зрители тоже всей душой поддерживали старика пенсионера. Критики же считали, что такой известный и авторитетный режиссер, политический деятель не должен романтизировать месть. На что Говорухин отвечал: это не месть, а возмездие, почувствуйте разницу. После выхода фильма понятие “ворошиловский стрелок” стало нарицательным и нередко использовалось в криминальной хронике.
“Благословите женщину”, 2003 г.
Говорухина всегда считали “мужским” режиссером, но, как он сам признался, в его жизни началась новая эра. Названия фильмов, снятых им в нулевые, говорят сами за себя, — “Благословите женщину”, “Артистка”, “Пассажирка”. Первый в ряду фильм разделил зрительскую аудиторию. Одни считали, что это история о самоотверженной любви, другие видели в героине овечку, которая чуть ли не с благодарностью идет на заклание. Но и те и другие отмечали появление на нашем экране молодой Светланы Ходченковой, настоящей русской красавицы с истинно женскими формами.
Фильм был экранизацией повести Ирины Грековой “Хозяйка гостиницы”, но кое-что в главной героине имелось от второй жены Говорухина — Галины. Выйдя замуж, она полностью посвятила себя мужу. У супругов не было детей, женщина так и не получила высшего образования.
Ее редко видели на съемочных площадках, несмотря на то, что Говорухину то и дело приписывали романы с молодыми актрисами.
Галина Борисовна фантастически готовила и всегда в считанные минуты накрывала щедрый стол для мужа и его друзей. Станислав Сергеевич знал толк в еде и напитках, у него были целые теории на этот счет. Рассказывали, что за большим столом режиссер даже запрещал разговаривать — это мешало оценить вкус подаваемых блюд.
На Галине была не только готовка, но и обустройство дачи в подмосковном поселке. Только один раз, чтобы вытащить мужа из затяжной депрессии, она буквально приказала ему заняться ремонтом. А стрессовых ситуаций в жизни Станислава Сергеевича было немало. Тяжелым ударом стала ранняя кончина Высоцкого. Тяготило режиссера и то, как складывались отношения с сыном. Галина рассказывала, что Сергей, хоть и провел детство и юность в Казани, нередко гостил у отца в столице. Причем характеры у обоих были такие, что Галине нередко приходилось служить “буфером”.
Впоследствии Сергей пошел по стопам отца. Он окончил ВГИК, был военным корреспондентом, часто улетал в “горячие точки”. Во время Чеченской войны получил тяжелое ранение и перенес ампутацию ноги.
Сергей Говорухин известен публицистическим фильмом “Прокляты и забыты”, а также несколькими книгами. К сожалению, он скончался в 2011 году от инсульта. У него осталось трое детей от разных союзов.
“Конец прекрасной эпохи”, 2015 г.
Говорухин обратился к знаменитому произведению Сергея Довлатова “Компромисс”. Название было взято у Иосифа Бродского, а сам фильм символизировал окончание эпохи “оттепели”. Поскольку на тот момент Говорухин уже был очень заметной политической фигурой, обращение к таким “вольнодумцам”, как Довлатов и Бродский, рассматривалось буквально под микроскопом, и фильм был встречен критикой очень прохладно. Между тем там были великолепные работы Ивана Колесникова и Сергея Гармаша. В фильме снялась и Светлана Ходченкова, которую до этого режиссер многократно критиковал за то, что она похудела в угоду мейнстриму и потеряла, по его мнению, индивидуальность.
Название “Конец прекрасной эпохи” оказалось печально символическим. Это была последняя работа режиссера Станислава Сергеевича Говорухина. Он ушел 14 июня 2018 года после онкологического заболевания. А через четыре с небольшим года при пожаре погибла его вдова.
мне нравится прочитывать ваши статьи. это заставляет людей думать.
Я люблю этот сайт — он такой полезный и интересный.
Спасибо действительно ценно.