Так уж актер устроен,
Радуясь и скорбя,
Он оставляет в роли
Часть самого себя.
Слезы и смех наш бодрый,
Нашу мечту и боль
Можно назвать работой,
Лучше назвать судьбой.
(Из песни “Я выхожу на сцену” в исполнении Андрея Миронова, стихи Роберта Рождественского).
14 августа 1987 года на гастролях Театра сатиры в Риге любимец публики Андрей Миронов играл свой самый знаменитый спектакль – “Безумный день, или Женитьба Фигаро”. Перед началом многие обращали внимание на неестественно красный цвет лица Миронова, но он только отмахивался. Перед самым финалом ему стало плохо, занавес опустили и вызвали “скорую”. За жизнь Миронова боролись светила науки, но они ничего не смогли сделать. 16 августа 46-летний актер был отключен от аппаратов, поддерживающих жизнедеятельность.
Трудно сказать, что и как часто думал об Андрее Миронове Виталий Соломин. Известно только, что однажды он признался жене Маше: “Хочу, как и он, умереть на сцене”. Его желание исполнилось, и эта смерть стала последним, действительно роковым, совпадением в судьбах выдающихся актеров.
Сам по себе
Как и Миронов, Соломин родился в 1941 году, только не 7 марта, а 12 декабря. У обоих родители были артистами. У Миронова папа Александр Менакер и мать Мария Миронова образовали популярнейший эстрадный дуэт. А Мефодий Викторович и Зинаида Ананьевна Соломины были скромными музыкальными работниками из города Читы. В их семье подрастали сыновья Юрий и Виталий, а потом к ним присоединилась приемная девочка-сирота. Чтобы поднять троих детей в военные и послевоенные годы, муж и жена подрабатывали где только можно – в Доме культуры, во Дворце пионеров, на музыкальных вечерах по всей области.
Старший сын Юрий рос красавцем с аристократическими чертами лица, при этом ответственным и целеустремленным. Про Виталия Зинаида Ананьевна говорила, что он “не такой красивый”. Да еще и хулиган. Виталий то натырит огурцов со школьного огорода, то втихаря оборвет все сладости с новогодней елки.
Юрий, который старше брата на шесть лет, с подросткового возраста хотел в артисты, и непременно в московский Малый театр. Он успешно поступил в Щепкинское училище и был сразу отмечен примой театра и “хозяйкой” училища Верой Николаевной Пашенной. В Москве Юрий Соломин быстро женился, в общем, считался отрезанным ломтем. В это время Виталий увлекался то одним, то другим. Мать мечтала сделать из него пианиста, но мальчик предпочитал бокс.
Однако в 1959 году Виталий отправился к брату в Москву, чтобы поступать в артисты. Юрий поселил его у себя в общежитии и ”прогнал” с ним весь вступительный репертуар. Пашенная, увидев в списках еще одного Соломина, сразу дала парню зеленый свет. Возможно, с тех пор в Виталии Соломине родилось стремление доказать, что его не нужно сравнивать со старшим братом и он сам по себе чего-то стоит. Точно так же Андрей Миронов в юности стремился отцепить от себя шлейф родительской славы.
Любимец женщин
Долго доказывать Соломину не пришлось. Еще студентом “Щепки” он начал получать роли в Малом театре, хотя курс у них был просто убойный, вместе с Соломиным учились Олег Даль, Михаил Кононов, Виктор Павлов. Все они стартовали словно ракеты с космодрома. Виталий прославился в 25 лет, сыграв одну из главных ролей в фильме “Женщины”. Его герой Женя, вопреки воле властной матери, полюбил молодую женщину, родившую ребенка вне брака. Для 1966 года такая ситуация была просто бомбической. Зрительницы завидовали Альке в исполнении Галины Яцкиной, а Соломина тут же назначили на должность принца.
Между тем личная жизнь самого актера в это время совершенно не ладилась. В студенческую пору он познакомился с Натальей Рудной из Щукинского училища. Большеглазая красавица с пышными волосами оказалась дочкой известного писателя и журналиста. Казалось бы, зачем ей парень из глубоко провинциальной Читы, довольно замкнутый по характеру? Но, видимо, Виталий выгодно отличался от золотой молодежи, окружавшей девушку. Говорят, что именно Наталья настояла на скором браке и что ее родителям это событие было сильно не по душе.
Благодаря тестю молодые вскоре обзавелись отдельной квартирой, где Виталий мечтал установить патриархальный уклад. Он тогда только начал самоутверждаться в театре и в кино и хотел, чтобы дома его ждал горячий ужин, доверительные беседы и чтобы в ближайшем будущем жена родила ему двоих детей. Но Рудная, которой едва перевалило за 20, не стремилась себя связывать. Через несколько лет Виталий вернулся в общагу и дал себе слово не жениться в ближайшие 10 лет.
В 1970 году режиссер Петр Тодоровский вызывает актера на пробы в картину “Городской романс”. Об этом попросила юная непрофессиональная актриса Маша Леонидова, которую прямо на ленинградской улице позвали “в кино”. Маша обожала актера Соломина еще с фильма “Женщины” и мечтала сыграть с ним в паре.
Это был чуть ли не единственный случай, когда Соломин не прошел пробы, вместо него сыграл Евгений Киндинов. Но Виталию так понравилась 20-летняя Маша, что он тут же начал активные действия. Как только появлялась возможность, Виталий отправлялся в Одессу, где снимался “Городской романс”, дарил девушке цветы и водил в ресторан. Леонидова не подозревала, что актер специально копит деньги, дабы произвести впечатление.
После съемок Маша вернулась на брега Невы. Туда же прибыл Соломин и просто предложил девушке сходить в загс и расписаться. После этого молодые супруги еще год жили в разных городах, пока Маша не перевелась в Московский текстильный институт. По настоянию мужа молодая актриса стала отказываться от предложений сниматься. В ее фильмографии всего шесть картин, в половине из них она работала с разрешения мужа и под его присмотром.
Новая семейная жизнь Соломина полностью его устраивала. В 1973 году у супругов родилась дочка Настя.
Зимняя вишня
Виталию Соломину теперь не хватало только звездной роли, которая прославила бы его так же, как Юрия Соломина картина “Адъютант его превосходительства”. В театре такую роль Виталий получил в 1975 году. Это был Чацкий в “Горе от ума”. На носу Соломина болтались круглые очки, точно такие же были у Джона Леннона. В первой сцене он вбегал к Софье в валенках, падал на пятую точку, валенки летели в разные стороны. Малый театр доселе не видел такого Чацкого, о спектакле говорила вся Москва. Интересно, что в следующем году Чацкого в “Сатире” начал играть Миронов и тоже заставил восхищенно говорить о себе критику и зрителей.Еще через пару лет Виталий Соломин получает предложение от Андрона Кончаловского на съемки в “Сибириаде” и от Игоря Масленникова – роль доктора Ватсона. Одновременно он вместе с братом снимается в экранизации оперетты “Летучая мышь”.
Тогда никому в голову не приходило сплетничать о взаимоотношениях братьев Соломиных. Каждый из них по-своему был красив, ярок, убедителен.Но образ жизни братьев довольно сильно разнился. Супруга Юрия Мефодьевича всегда была его советчиком и соратником. Старший брат вступил в партию, ему часто давали роли в статусных проектах. В ноябре 1974 вышел указ о присвоении званий, согласно ему Юрий Соломин стал народным артистом РСФСР, а Виталий – заслуженным. При этом Соломин-младший категорически отказывался от вступления в партию (и так туда и не вступил), дома вел себя как настоящий домостроевец. Часто он вообще ни с кем не разговаривал и что-то писал в дневнике, который вел всю сознательную жизнь.
Марии Соломиной оставалось теряться в догадках: что так терзает ее мужа? И вот однажды, дело было в начале 80-х, она услышала страшную новость. Виталий сообщил: он любит другую женщину, мучается от этого и берет несколько дней, чтобы решить – уйти из семьи или остаться. Возможно, другая тут же бы собрала мужу чемодан и указала на порог. Но в очень хрупкой на вид Марии оказалась недюжинная сила и мудрость. Молча перетерпев несколько страшных дней, она услышала, что Виталий решил остаться в семье. Вскоре на свет появилась Елизавета Соломина.
Когда в 1985 году любимец зрительниц сыграл Вадима в “Зимней вишне”, никто и не догадывался: актер перенес на экран несколько страниц собственной биографии.
“Юра знает лучше”
У Виталия Соломина в жизни было две ситуации, когда на кону стоял уход из семьи. Обе его возлюбленные работали в Малом театре. С одной из них Юрий Соломин играл в кино отца и дочь. Вряд ли целиком положительному старшему брату нравились такие зигзаги в жизни младшего. Но до 1992 года была жива их мать, а Зинаида Ананьевна всеми силами старалась объединить семью. Братья с женами и детьми регулярно собирались на государственные и домашние праздники. В 1986 году Виталий, которому надоели тесные рамки Малого театра, решил попробовать себя в Театре им. Моссовета. Но через два года Юрий становится художественным руководителем “Дома Островского” и младший брат возвращается в Малый, с полного одобрения матери. Она говорила: “Юра знает, как лучше”.
Юрий Мефодьевич до сих пор возглавляет Малый театр и пользуется там большим авторитетом. Но как ладили на самом деле коллеги Соломины – это тайна за семью печатями. Очень любят говорить, что Юрий препятствовал Виталию, мол, за 24 года у младшего было всего пять премьер и три режиссерские постановки. Для выдающегося артиста это, конечно, мало, но, увы, в Малом театре всегда были свои законы. И если бы Юрий Соломин вел себя исключительно как заботливый старший брат, его бы вряд ли поняли.
Последняя “свадьба”
24 апреля 2002 года 60-летний Виталий Соломин должен был играть спектакль-мюзикл “Свадьба Кречинского”.
Саму пьесу неоднократно ставили в Малом театре, как и на многих сценах страны. В 1996 году Соломин готовился отметить 55-летний юбилей, и руководство театра предложило ему снова поставить эту пьесу и сыграть в ней главную роль. Но Виталий Мефодьевич выбрал не классический вариант, а мюзикл, написанный в начале 70-х годов композитором Александром Колкером на либретто Кима Рыжова. Жанр мюзикла и весь замысел Соломина, от декораций и костюмов до сценического решения, были новаторскими для консервативного Малого театра. Руководство сомневалось, возникли финансовые проблемы, в результате премьеру сыграли только 11 сентября 1997 года.
Билеты на “Свадьбу Кречинского” раскупались задолго до дня спектакля. Принимали пьесу на “ура”, особенно игру Виталия Соломина, который в таком возрасте пел, танцевал, садился на шпагат и при этом еще играл главную драматическую роль.
У Виталия Соломина было очень мало близких друзей среди актеров. Одним из них стал Василий Ливанов, они подружились на съемках “Шерлока Холмса”. Ливанов несколько раз смотрел “Свадьбу Кречинского”. Он одновременно восхищался тем, что проделывает на сцене “Виташа”, и страшно беспокоился за здоровье своего друга. С гипертонией Соломин дружил не менее крепко, чем с Ливановым, но на все просьбы близких заняться наконец собой только отмахивался. Марии вообще было запрещено произносить что-либо на эту тему.
24 апреля Соломин с утра плохо себя чувствовал, но даже не думал отменять спектакль. Во время “Свадьбы Кречинского” за сценой всегда дежурили врачи, и в антракте Соломину непременно делали укол, сбивающий давление.
Но на этот раз ему стало плохо еще в первом акте. Он шепотом говорил коллегам, что перед глазами плывут круги и он не чувствует половину тела. До сих пор никто не понимает, как с обширным инсультом он смог дотянуть до антракта.
“Свадьба Кречинского” стала для Соломина тем же, чем для Миронова – “Женитьба Фигаро”. После первого действия Соломина тут же увезли в больницу. Юрий Соломин смог выйти к зрителям и объявить, что спектакль не будет продолжен. Больше всего Юрия Мефодьевича потряс голос из зала “А деньги вернут?”.
Виталий Соломин был жив еще месяц и три дня. Почти все это время он провел в коме, а 27 мая его не стало.
…На похоронах наступил момент, когда у гроба остались самые близкие. Актер Валерий Баринов потом рассказывал, что Юрий наклонился над мертвым Виталием и долго-долго ему что-то шептал.