Самому знаменитому мальчику из кино 60-х исполняется 75 лет
Первой ролью, в которой увидел Бурляева советский зритель, был подросток Иван из картины Андрея Тарковского «Иваново детство». Не мелодрама, не лирическая комедия, не сказка – в этих жанрах обычно дебютируют дети-актеры. А жестокий рассказ о нескольких месяцах жизни мальчишки, потерявшего на войне всю семью и превратившегося в живое орудие мести.
Такое счастливое и тяжелое начало сформировало у юного Бурляева высочайшие критерии в профессии на всю жизнь. Поэтому играл он не так уж много, а сейчас и вовсе занимается только фестивалем православного кино «Золотой витязь», изредка откликаясь на режиссерские предложения бывшей супруги Натальи Бондарчук. Но в актерской биографии Бурляева случились работы, которые сделали его знаковой фигурой нашего кино.
Андрей Кончаловский
Дед и бабушка Бурляева были актерами передвижных театров. Отец, Петр Диомидович, сознательно загубил в себе артистические таланты, а он еще и на пианино играл. Поскольку у них с женой Татьяной росли четверо детей, мужчина выбрал профессию экономиста. Но каждый раз, как позже вспоминал Николай, уходил на работу и приходил, ругаясь матом.
Сыновья росли талантливыми. Старший Геннадий посвятил жизнь профессиональным шахматам. Борис первым проложил дорогу в кино, его отобрали ассистенты, которые ходили по школам. На счету Бориса Бурляева семь ролей, в том числе в очень знаменитом фильме «Судьба барабанщика».
Детство Бурляевых проходило в самом центре Москвы, они жили на улице Горького (ныне Тверская), в доме, где до сих пор работает знаменитый ресторан «Арагви». Когда-то туда съезжалась вся богема, центровая и нарождающаяся. И однажды мальчика Колю остановил, как описывал Бурляев, плотненький и очень располагающий к себе молодой человек. Это был 24-летний Андрей Михалков-Кончаловский, который снимал дипломную работу «Мальчик и голубь».
В процессе съемок молодой режиссер и юный актер подружились. Андрон (так звали Кончаловского близкие) познакомил парня со своей семьей, о которой Бурляев до сих пор вспоминает с благоговением. Однажды Сергей Владимирович Михалков вытащил Николая из очень неприятной истории: в советское нелиберальное время уже взрослый актер давал интервью шведской журналистке в валютном баре гостиницы «Интурист», и его в чем-то заподозрили работавшие там силовики. Бурляева даже доставили в отделение и угрожали дать большой срок за валютные операции. Сергей Владимирович лично поехал с Бурляевым на Лубянку, привел в высокие кабинеты, и через неделю перед актером письменно извинились.
А Наталья Петровна утешала Николая после того, как его первый полнометражный фильм «Лермонтов», где Бурляев выступил как сценарист, режиссер и актер, в пух и прах раскритиковали друзья-коллеги.
Никита Михалков
Съемки у Кончаловского подарили Николаю дружбу с ровесником Никитой Михалковым. Кстати, на этом фильме Никита ассистировал брату и без конца добывал для него голубей, ходил, весь перемазанный птичьим пометом. Бурляев и Михалков дружат до сих пор, уважают друг друга как коллеги и как личности, что в кинематографическом мире бывает очень редко.
После «Мальчика и голубя» Бурляев практически сразу начал сниматься у Тарковского и вынужден был перейти в вечернюю школу. Одновременно с ним учились будущие знаменитости из мира спорта: Ирина Роднина и ее первый партнер Алексей Уланов, одноклассницей Бурляева стала тренер Татьяна Тарасова. Туда же Бурляев переманил Никиту, у которого вечно возникали проблемы в обычной школе. Еще немного времени спустя друзья оказались вместе в Щукинском училище на актерском, и уже тогда Михалков тяготел к режиссуре. Он восхищался фильмом 1957 года «12 разгневанных мужчин» и решил поставить сценарий как самостоятельный отрывок. На главную роль определил Николая. Эта постановка впоследствии стала дипломной работой курса.
Интересно, что в своем фильме «12» Никита Бурляева не снимал. И вообще поработали они вместе только однажды, в «Обломове», и там же разошлись на целых 15 лет. В этом фильме Никита Сергеевич даже таким звездам, как Гурченко и Басилашвили, выделил микроскопические эпизоды. У Бурляева роль была чуточку больше, но все равно это задело амбиции актера. В картине остались секунды с участием Бурляева. К счастью, дружба двух замечательных профессионалов восстановилась.
Николай Мордвинов
Имя Николая Мордвинова осталось в памяти только старшего поколения, увы. А когда-то фильмы с участием великого актера, режиссера, чтеца гремели по всей стране: «Маскарад», «Смелые люди», «Падение Берлина». Интересно, что Мордвинов неоднократно играл роль Лаврентия Берии.
В последние годы жизни Николай Дмитриевич работал в Театре им. Моссовета. Это был звездный период театра, под руководством Юрия Завадского играли тогда Любовь Орлова, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт. В «Моссовете» работал актер Владимир Шурупов, который снимался в «Мальчике и голубе». Как раз в этот момент ставили пьесу «Ленинградский проспект» и нужен был совсем молодой актер на роль внука персонажа, которого играл Мордвинов. И Шурупов рекомендовал Завадскому Колю Бурляева.
Поначалу у парня подгибались коленки. Во-первых, сам Мордвинов. Это все равно как если сейчас дебютант выйдет на сцену с Олегом Меньшиковым, например. Хотя нынешние дебютанты убеждены, что они предназначены к этому с пеленок…
Репетиции прошли хорошо. А перед премьерой Николай Дмитриевич принес тезке и коллеге подарок: он сам сделал коробочку для грима и положил туда все необходимое.
У Коли с пяти лет была проблема, которую в кино легко обойти с помощью дублей: после сильного испуга он заикался. В театре эту особенность преодолевают, заучивая наизусть тексты. Всё шло замечательно, и однажды 17-летний Бурляев решил «полихачить»: а что, если его герой заикнется от волнения. Как бы расслабились внутренние механизмы, и Коля не мог сказать ни одной фразы без усилий весь оставшийся спектакль. В слезах он пришел к Мордвинову в гримерку, извинился и сказал, что он уйдет из театра и из актерства вообще. На что великий актер, очень флегматично отклеивая грим, сказал: «В цирке, если артист упал с трапеции, он снова влезает на нее и повторяет номер. Иначе страх на всю жизнь. И завтра ты будешь играть снова». Бурляев говорит, что этим коротким монологом Мордвинов оставил его в профессии. А когда Николай Дмитриевич скончался, Коля все-таки ушел из театра. У него было очень много предложений в кино.
Андрей Тарковский
Кончаловский и Тарковский дружили и сотрудничали, поэтому Андрей Арсеньевич сразу положил режиссерский глаз на способного парня. О Тарковском Бурляев рассказывает как о самом любимом человеке в своей жизни и не стесняется этого, хотя всегда подчеркивает свою «правильную ориентацию» и славится как ярый противник однополых отношений. Тарковский сразу произвел на Колю впечатление неземного и гениального человека. Хотя в реальной жизни был очень нервный, мечущийся, иногда непростительно резкий в своих поступках. На глазах Коли Тарковский изменил своей первой жене Ирме Рауш, и до сих пор Бурляев считает, что этот развод негативно повлиял на всю последующую жизнь знаменитого режиссера.
Снимая «Иваново детство», Тарковский добивался абсолютной правды в кадре, впрочем, так он делал всегда. Война, так война, болото, так болото. В фильме есть сцена, где Иван смотрит на немецкий мундир и произносит обвинительную речь, а потом, понимая, что это всего лишь тряпка и настоящие враги еще не побеждены, разражается бессильным детским плачем.
Об этой сцене Тарковский заговорил с начала съемок и постепенно готовил Колю. Накануне мальчик, по примеру знаменитого французского актера Жана Габена, решил провести несколько часов в декорациях в одиночку, поймать нужное настроение. Но даже через пять часов слезы так и не появились. Бурляев с ужасом ждал, что Тарковский назовет его бездарностью и выгонит. Но Андрей неожиданно подошел, обнял актера и запричитал: «Бедный, сколько же ты мучаешься, устаешь, да давай я всё отложу, поменяю…» И у Коли потоком хлынули слезы.
В то же время Тарковский совершал на съемках поступки, что называется, за гранью. В «Андрее Рублеве» по-настоящему гибла лошадь, которую перед этим взяли с живодерни. Живую корову облепили асбестом и подожгли. Корова внешне не пострадала, но наверняка тронулась своим коровьим умом. На съемках «Сталкера» он заставлял актеров голодать по несколько дней и держал их в воде на развалинах каких-то очистных сооружений. В «Андрее Рублеве», в новелле «Колокол», Бурляев в ноябре снимался в драной мокрой одежде, валился в настоящую глину с криком «Нашел!!!» не один дубль. Но за похвалу Тарковского он был готов делать это еще сто раз, в любую холодину.
Они сделали вместе два фильма. Потом Тарковский неоднократно собирался ставить Достоевского, то «Подросток», то «Преступление и наказание», и все время просил Колю готовиться. Но эти фильмы были сняты другими режиссерами и с другими актерами.
Виталий Мельников
Журналисты постоянно расспрашивают Николая Петровича о Тарковском и семье Михалковых, но при этом забывают о замечательном ныне здравствующем 93-летнем режиссере Виталии Мельникове (фильмы «Старший сын», «Начальник Чукотки», «Выйти замуж за капитана» и другие шедевры»), у которого Бурляев сыграл две роли. Во-первых, очень нежный фильм «Мама вышла замуж», единственная главная роль Люсьены Овчинниковой и работа Олега Ефремова, которую сам Олег Николаевич считал своей лучшей ролью в кино. И ювелирная роль 23-летнего Бурляева, абсолютно реальный подросток, у которого мама привела в дом нового мужа.
И, конечно, фильм всех времен и народов «Отпуск в сентябре», где Бурляев был пусть не в главной, но в очень важной роли журналиста Кузакова». Кстати, как у и многих фильмов с участием Николая Бурляева, у обеих этих лент был трудный путь к зрителю.
Петр Тодоровский
Роль Саши Нетужилина в фильме «Военно-полевой роман» Бурляев буквально отнял у актера Виктора Проскурина. Сценарий ему дали почитать в Одессе и сразу сказали: вам понравится. Но Бурляев очень скептически взял брошюрку, а потом плакал над ней. И настоял, чтобы Тодоровский его попробовал.
Роль Нетужилина он называет одной из любимых, потому что, по его мнению, он не тот нервный юноша, которого из него часто делали режиссеры, а именно такой, как Саша – не пробивной, иногда нелепый, но очень преданный тем, кого любит.
Юрий Кара
От роли Иешуа Га-Ноцри в первой российской экранизации «Мастера и Маргариты» Бурляев, человек верующий, долго отказывался. Согласие дал чуть ли не через год. Актер рассказывал, что, когда садился смотреть отснятый материал, заранее готовился нанести себе как профессионалу самые беспощадные удары. А потом вдруг увидел, что у Иешуа «не мое тело, не мои глаза, не моя пластика». Эту работу в своих достижениях он ставит на первое место.
В актерской жизни Бурляева было еще очень много великих режиссеров: Ростоцкий, Ролан Быков, Рошаль, Швейцер, Герман… Наверное, если бы появились равные им по калибру, Бурляев вернулся бы на экран в качестве актера.