8 января актриса отмечает день рождения
Замечено: если талантливая актриса родом из Ленинграда, то она, как правило, не только хороша собой и даровита, но и чрезвычайно умна. Судите сами: Алиса Фрейндлих, Татьяна Доронина, Наталья Тенякова, Елена Сафонова, Ксения Раппопорт…И, конечно же, Марина Мстиславовна Неелова, об остроумии и даре рассказчицы которой ходят легенды. Правда, не все знают, что Неелова, которая на протяжении десятков лет является примой московского театра «Современник», родом с брегов Невы. Но именно там она появилась на свет в 1947 году.
Кандидат в артистки
В четыре года Марина вместе с мамой посмотрела в Мариинском (тогда Кировском) театре «Щелкунчик» и решила стать балериной. Занятия в балетной студии девочка сочетала с чтением стихов на публике. В раннем детстве она это делала на маминой работе, а потом стала постоянной участницей районных и городских конкурсов художественного слова.
В советских школах таких детей ценили – ведь они приносили славу и призы родной альма матер – и делали послабления в учебе. Марина, по ее словам, училась ужасно. Она уже твердо знала, что ее призвание – сцена.
В Ленинграде только один вуз, где учат на артистов. Придя на экзамены, невысокая и тоненькая Неелова оказалась не готова к огромному количеству высоких и фигуристых девушек. Марина отчаянно пыталась быть как можно более заметной. Набиравший курс легендарный актер Василий Меркурьев оценил девушку, но в вуз она была принята всего лишь кандидатом, то есть до результатов первой сессии.
«Только не эта!»
Через барьер сессии Марина прошла успешно, став полноправной студенткой. А затем ее пригласили на пробы в фильм «Старая, старая сказка», где предстояло сыграть две роли: нежной дочки трактирщика и капризной принцессы. Неелова была одной из соискательниц. Решающее слово оставалось за Олегом Далем, который в то время был на пике своей популярности и в расцвете обаяния. Марину предупреждали, чтобы она не вздумала влюбляться в Даля, но, увидев актера, Марина буквально поплыла. К тому же она понимала, что является по сути никем – студенткой младших курсов. От ужаса Неелова выдала все, на что оказалась способна, то есть пробовалась азартно и с напором.
Даль, посмотрев пробы разных актрис, сказал про нее: «Кто угодно, только не эта!». А потом он узнал, что такое же мнение высказали члены худсовета. Даль назло всем стал защищать кандидатуру Марины. В результате у них образовался прекрасный актерский дуэт, который и дальше радовал кинозрителей, а в особенности – поклонников театра «Современник».
Ручки, ножки и нижняя губа
За время учебы у Нееловой несколько раз случались ситуации, которые могли бы изменить ее актерскую судьбу не в лучшую сторону. Руководство института возмутилось тем, что второкурсница снялась в кино, ее хотели сначала исключить, а потом перевести на курс младше. И только вмешательство благороднейшего Василия Меркурьева спасло девушку.
А на выпускном спектакле Марина с таким темпераментом играла роль в водевиле, что свалилась со сцены в зал. Правда, сюжет был комедийный, зритель подумал, что так и надо. Но на Марину это произвело ужасное впечатление, она даже не пошла показываться в театры. Тем более, мечтала только об одном из них – Большом драматическом, возглавляемом Георгием Товстоноговым. Но попасть к Георгию Александровичу представительницам прекрасного пола было чрезвычайно трудно, его театр считался «мужским». Марина некоторое время работала на киностудии «Ленфильм». А когда она сыграла в знаменитом фильме «Монолог» и театральный Ленинград заинтересовался своей питомицей, Марина уже переехала в Москву и поступила в Театр им. Моссовета.
Там жизнь свела ее с легендой всех времен и народов – Фаиной Раневской. Но приблизиться к своему кумиру Марина даже не смела. Да и в Театре им. Моссовета она работала недолго. В «Современнике» срочно нужна была актриса на ввод в знаменитый спектакль «Валентин и Валентина». И режиссер Валерий Фокин привел Марину Неелову. Наверное, в тот момент он даже не предполагал, что приводит актрису, которая десятки лет будет обеспечивать театру переаншлаги.
Позже Олег Табаков, который был одним из основателей и корифеев «Современника», с доброй насмешкой вспоминал, как выглядела молодая Неелова: «ножки, как ниточки, ручки, как ниточки, и нижняя губа». Действительно, Марина была с виду очень юной, зато в ее игре был такой темперамент, что главный режиссер Галина Волчек практически сразу начала давать актрисе главные роли.
В 30 с лишним лет Неелова сыграла в спектакле, о котором заговорила вся Москва. Это была пьеса «Спешите делать добро», где Марина изображала 14-летнюю девочку Олю, которая попадает в Москву из глубокой провинции. Въедливая Марина специально поехала к знаменитой актрисе Лидии Сухаревской, которая была специалистом по самым разным российским диалектам, и у Оли появился характерный говорок. А самое главное – неискушенный зритель был убежден, что перед ним действительно школьница.
Видимо, фрагмент этого спектакля увидела по телевизору Фаина Георгиевна Раневская. Уже очень не молодая и не здоровая, она позвонила в театр и попросила телефон Марины, но администратор решил, что «с какой стати всем давать чужие телефоны». Марина сама разыскала Фаину Георгиевну. Несколько лет великая актриса опекала свою молодую коллегу, это общение было для Нееловой бесценным не только как для актрисы.
Что она за зверь?
Раневская слыла человеком со сложным характером, иногда и Марине перепадало от острого языка Фаины Георгиевны. Но потом уже стали говорить, что и у самой Нееловой характер ой-ой-ой. Что Марина Мстиславовна действительно признает– приступая к работе, она должна знать и понимать «каждый миллиметр» жизни своей героини и не отстанет от режиссера, пока он не объяснит.
Так она снималась у Данелии в знаменитом «Осеннем марафоне». Актриса буквально изводила режиссера просьбами рассказать, почему ее машинистка Аллочка поступает так, а не иначе. Однажды, когда отношения уже были на грани катастрофы и Данелия передавал указания Нееловой через автора сценария Александра Володина, Марина собралась с духом, пришла к Георгию Николаевичу в гостиницу и сказала: вы меня все равно выгоните, скажите мне напоследок, кто моя героиня – коза она, лиса, какое она животное? Данелия, с которым не спорили даже актеры-друзья, в раже схватил с полки фигурку зверька с большими трогательными глазами. «Вот ваша Аллочка!» – закричал он. – А кого мне снимать, я сам буду решать!». С тех пор все недоразумения кончились, вышел потрясающий фильм с великолепными актерами, и среди них – блистательная Марина Неелова.
Закрытая тема
Еще Марина очень не любит рассказывать о своей личной жизни. У нее, как у всякой красивой и умной женщины, были свои сложности. Сначала развод с актером Театра на Таганке Анатолием Васильевым, а потом роман со знаменитым Гарри Каспаровым, который в советские времена не проявлял политических амбиций, но все равно был «анфан террибль» мировых шахмат. На Каспарова большое влияние всегда имела его мать Клара Шагеновна.
Видимо, какое-то время женщина считала, что роман с яркой и знаменитой актрисой идет на пользу ее сыну, хоть он и был моложе своей возлюбленной на 16 лет. Но возраст Марины приближался к 40, ей, конечно, хотелось семью, ребенка. В 1987 году она родила девочку, которую назвала в честь богини Победы – Никой. Однако Гарри Каспаров и его мать и тогда, и позже заявляли, что этот ребенок к «ним» не имеет никакого отношения. Естественно, Марина Мстиславовна предпочитает не обсуждать эту ситуацию и поведение некогда близких ей людей. Тем более что вскоре после рождения Ники она вышла замуж за дипломата Кирилла Геворгяна и счастлива с ним более 30 лет.
Точный выбор
При том, что ее муж постоянно работал за рубежом, актриса сумела остаться в труппе «Современника» и продолжала радовать зрителей новыми премьерами, такими, как например, «Шинель», где актриса играет Башмачкина, или «Осенняя соната». В этой пьесе Ингмара Бергмана речь идет о взаимоотношениях матери и дочери.
Реальная дочь Марины Ника давно уже выросла, стала скульптором, мамой маленькой девочки. Она работает за рубежом и встречается со своей мамой не так часто. Обе женщины признаются, что постоянно спорят между собой, но они – настоящие друзья и творческие личности, уважающие и поддерживающие талант друг друга.
Неелова редко дает интервью, но если уж соглашается – это отдельный спектакль. Великолепное чувство юмора, сарказм, большой дар пародиста доставляют истинное наслаждение собеседникам Марины Мстиславовны. Слушаешь ее – и перед тобой проходят живые Фаина Раневская, Нина Дорошина, Галина Волчек, Валентин Гафт…
Столь же избирательна Неелова в отношении киноролей. Иногда она соглашается на, казалось бы, не выигрышных для нее персонажей, как, например, в фильме «Ты у меня одна». Замученная нищетой и ужасным бытом врач-сексопатолог, которой изменяет муж. Да, изменяет, но потом тут же возвращается, чтобы покаяться и сказать: «Ты у меня – одна».
Режиссер Дмитрий Астрахан рассказывал: ему нужна была актриса, чтобы зритель поверил – такую женщину оставить нельзя. Он сделал очень точный выбор. И в реальной жизни появляются молодые актрисы, многие из них талантливы, многие красивы, почти все они с удовольствием демонстрируют своих детей, стилистов, дома, собачек и прочее, но слава и харизма Нееловой им даже и не снилась.
Спасибо, ваш сайт очень полезный!