Такая внешность, как у Ирины Ивановны, ассоциируется с безмятежностью, а вот ее в жизни актрисы практически не было.
В свою золотую пору она сыграла в кино не так уж много знаковых ролей. 17 лет в одном из лучших театров обернулись прозябанием в массовке. Была замужем за обожаемым всей страной Александром Абдуловым, однако их семейная жизнь завершилась разводом и шлейфом неприятных подробностей.
Казалось, хрупкая женщина должна была сломаться, мало ли подобных судеб мы наблюдали. Но Ирина, вопреки всему, сумела везде начать заново, и гораздо более успешно, нежели раньше. У нее счастливая семья, ставший родным театр «Школа современной пьесы». Ее очень любят «пытать» журналисты, как будто хотят выведать рецепт подобной стойкости. И обнаруживают, что за лучистыми глазами скрывается отнюдь не лирическая героиня.
Хождение по мукам
Жизнь подготовила Ирину к испытаниям еще в детстве. Отец выпивал и однажды в результате несчастного случая лишился обеих ног. Обстановка в доме порой была невыносимой, но мама, известный в Новосибирске адвокат Ксения Архиповна Алферова, всё делала для того, чтобы ее дочек-погодок житейские невзгоды касались как можно меньше. Обе девочки, старшая Таня и младшая Ира, были очень миловидными и артистичными. Ирина вместе с подругами даже поставила спектакль по сказке Андерсена «Свинопас», где и сыграла заглавную роль: у нее одной была короткая стрижка. В старших классах будущая актриса ездила в новосибирский Академгородок и занималась в театральном коллективе, а потом отправилась в Москву и успешно поступила в ГИТИС.
Ее быстро прозвали «ледяной красавицей». Ира с малых лет отличалась от сестры замкнутым характером. Не случайно она родилась 13 марта 1951 года, в год Кота, который, как известно, всегда ходит сам по себе и никого близко не подпускает. Да и вряд ли девушке хотелось обсуждать с новыми подругами то, что происходит в ее семье. А может быть, однокурсникам не очень понравилось то, что на четвертом курсе Алферову пригласили сниматься в экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам». Ей предстояло сыграть одну из главных ролей, Дашу Булавину, а ее партнерами стали Юрий Соломин, Михаил Ножкин, Михаил Козаков и многие другие суперзвезды советского кино.
Но – так случилось, что в жизни Ирины действительно началось хождение по мукам. Режиссер сериала Василий Ордынский работал над ним пять лет. За это время девушка успела выйти замуж за болгарского дипломата Бойко Гяурова. Для его родни она была непрестижной невесткой, даже рождение дочки Ксении не смягчило их сердца. И потом, что это за молодая жена, которой все время нужно на съемки. Последовал развод, впоследствии Ирина приезжала на съемочную площадку прямо с маленькой Ксюшей.
Фильм, надо сказать, встретили более чем прохладно. За 20 лет до этого вышла экранизация Григория Рошаля, и взрослая аудитория, которая интересуется классикой, не могла забыть Руфину Нифонтову и Нину Веселовскую в ролях Кати и Даши Булавиных. В юных Ирину Алферову и Светлану Пенкину полетели тучи критических стрел. Ира долго ощущала себя буквально раздавленной, спасло ее только то, то ей наконец удалось устроиться в театр: Ордынский сразу поставил условие, что пока идут съемки, нельзя никуда ходить и показываться. А тут такая удача, Алферову принял к себе сам Марк Захаров.
Человек-праздник
Буквально в первые дни она столкнулась на лестнице с высоким парнем, который поначалу показался ей смешным. Это был молодой премьер театра Александр Абдулов. Он тут же начал выписывать круги возле красавицы, а проходящий мимо Олег Янковский глянул на всё это со своим знаменитым прищуром и напророчил Абдулову: «Жена твоя!».
Теперь всем известно, что на гастролях театра в Ереване Абдулов сделал предложение, а Ира в шутку попросила отнести ее на руках от гостиницы до театра, где ленкомовцы играли спектакль. Путь был примерно в километр, и, когда он кончился, Саша получил согласие невесты. К чести Абдулова, он сразу стал воспитывать Ксюшу как собственную дочь, и девочка только подростком узнала, что у нее «не родной» отец.
Про Абдулова многие говорят, что это был человек-праздник. И действительно, Ирина могла прийти домой (квартиру молодой семье выхлопотал Евгений Павлович Леонов) и обнаружить полную комнату орхидей. Но точно так же после спектакля она могла застать шумную компанию Сашиных друзей, а позже – и подруг. Долгое время Ирина не подозревала об изменах мужа, не верила сплетням. Ее гораздо больше огорчало, что в театре ей не дают хороших ролей. Иногда набиралась смелости и просила Захарова отпустить, раз уж совсем не подходит под его «концепции», но Марк Анатольевич уверял: все впереди…
В 1978 году страну очаровывает фильм «Д’Артаньян и три мушкетёра» режиссера Георгия Юнгвальд-Хилькевича, где Алферова – в роли ослепительной и невинно убиенной Констанции Бонасье. Женщины рыдали, когда Боярский пел «И что мне от любви осталось, только имя…», а лицо Алферовой таяло в воздухе. И только через много лет всплыли весьма неприятные для Ирины обстоятельства этих съемок. Режиссер упорно утверждал, что Алферову ему «навязали» из Госкино, хотя, как уверяет актриса, она успешно прошла пробы. Она пыталась узнать, кто же ее тайный покровитель, но ответа так и не получила. В итоге актрисе пришлось многое делать самой: гримироваться, надевать сложные платья, придумывать себе танцевальные номера. Ситуация была настолько странной, что в конце концов с режиссером поругался Михаил Боярский.
Но зритель ничего не знал, зато очень быстро на экраны вышла картина «С любимыми не расставайтесь», где главные роли играла самая красивая пара советского кино – Александр Абдулов и Ирина Алферова. Этот реальный семейный дуэт сделал три четверти успеха фильму.
Не такая уж бедная у молодой Алферовой фильмография. Например, «Незваный друг», где она успешно партнерствовала с Олегом Далем. А ведь Олег Иванович, если ему что-то не нравилось, мог из любого фильма уйти. Ирина же вспоминает об этих съемках с удовольствием. Потом была главная роль в фильме «Без видимых причин», а в 1984 году вышел сериал, почти повторивший успех «Семнадцати мгновений весны». Назывался он «ТАСС уполномочен заявить…», и Алферова играла там небольшую, но яркую роль Ольги Винтер. Несмотря на то, что теперь ее героиня стала однофамилицей злодейки Миледи, в этом фильме ее снова убивают ядом.
Кажется, после этой картины в журнале «Советский экран», тогдашнем источнике хоть каких-то сведений о приватной жизни актеров, появилось интервью с Ириной Алферовой. Конечно, оно сопровождалось ослепительной семейной фотографией, но вот подтекст был настораживающим. Помнится, актриса сказала о том, что готова украшать дом, класть на стол красивые салфетки, но хочется, чтобы это кто-то ценил…
Многодетная мама
Когда Ирина убедилась, что муж ей изменяет, они расстались сразу. Сейчас она говорит о своем бывшем супруге с большой нежностью, но вряд ли в этом стоит подозревать неугасшую любовь. Это благодарность за все хорошее, что было в их союзе, огромное уважение к Абдулову как к актеру и большому труженику. Впоследствии бывшие супруги вместе снимались и играли в одном спектакле. В конце спектакля была сцена, где после многочисленных ссор муж и жена признавались друг другу в любви. Алферова говорила, что пьеса была далека от совершенства, но она играла именно из-за этой сцены. И вовсе не потому, что в ее души тлела страсть к Абдулову. Она делала это для зрителей, которым всегда нужна сказка.
Развод с Александром совпал с уходом из «Ленкома». Казалось бы, в жизни Ирины сразу началась светлая полоса: она стала женой красивого и заботливого мужчины, актера и режиссера Сергея Мартынова. Поступила в труппу театра «Школа современной пьесы», успешно работала в антрепризных спектаклях. Но судьба приготовила ей еще несколько тяжелых испытаний. В 1997 году ушла из жизни ее старшая сестра Татьяна, которая одна воспитывала сына в Новосибирске. Мальчику на момент трагедии было 11 лет. А незадолго до этого в Лондоне в результате врачебной ошибки скончалась бывшая жена Сергея Ксения, с которой супруги поддерживали прекрасные отношения. От брака с Сергеем у Ксении остались сын и дочь, находившиеся в самом сложном подростковом возрасте.
Ирина и Сергей без колебаний приняли решение о том, что все трое осиротевших детей будут воспитываться в их доме. Теперь это уже взрослые люди, получившие достойное образование и хорошие профессии. А дочь Ирины Ксения Алферова – популярная актриса и телеведущая. Она подарила матери внучку Евдокию.
В характере Ирины Ивановны немало качеств, которые не присущи актрисам. Например, Алферова не любит букеты – они напоминают ей о похоронах сестры. Очень смущается от писем с признаниями, которые передают ей зрители-мужчины. Почти не покупает дорогие вещи, предпочитает тратить деньги на близких, особенно на маму, которая уже давно живет в Москве и которой недавно исполнилось 102 года! И она терпеть не может отрицательные роли, так как по-прежнему считает: зрителям нужна сказка…