Родная кровь. Знаменитые братья и сестры в советском кино

Знаменитые братья и сестры в советском кино

В День братьев и сестер вспоминаем примеры, когда дети из одной семьи связали свою жизнь с искусством, и о том, что из этого вышло

В истории много случаев, когда братья и сестры оказывались на большом экране или на сцене. В довоенном Голливуде соперничали родные сестры-оскароносицы Оливия де Хэвилленд (знаменитая роль Мелани Уилкс в «Унесенных ветром») и Джоан Фонтейн, на смену им пришел целый выводок ослепительных Болдуинов, пара виртуозных Файнзов и брутальных Аффлеков, брат и сестра Робертс и Анджелина Джоли со своим старшим братом Джеймсом Хейвеном. У нас и своих достаточно: Янковские, Соломины, Стриженовы, Борисовы, Вертинские, Дворжецкие…Всё это люди, в разное время познавшие громкий успех.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
Виталий (слева) и Юрий Соломины в фильме Яна Фрида «Летучая мышь», 1979 г.

Но бывает и по-иному, когда один не вылезает из-под софитов, а другой навсегда остается в тени, или – когда оба, блеснув пару раз, потом всю жизнь перебирают пожелтевшие кадры со съемок в семейном альбоме. Сегодня мы расскажем о трех известных братско-сестринских династиях из мира искусства, судьбы которых сложились абсолютно по-разному.

Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков. Чужие среди своих

Андрей старше Никиты на восемь лет с маленьким хвостиком. Их родителями были знаменитый поэт Сергей Михалков и писательница и переводчица Наталья Кончаловская. Она знавала Сергея Рахманинова, дружила с Рихтером и обоих сыновей мечтала видеть пианистами. Андрей окончил Центральную музыкальную школу и училище при Московской консерватории, а потом поступил в саму консерваторию и учился там по классу фортепиано. Свободное время проводил в кино, смотрел на экран, и часто ему казалось, что он бы сделал тот или иной кадр намного лучше. В 1959 году он оставил высшее музыкальное учебное заведение и поступил во ВГИК к знаменитому режиссеру Михаилу Ромму. Никита тоже не избежал учебы в ЦМШ, но параллельно занимался актерским мастерством, подростком успешно снялся в нескольких фильмах.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
Галина Польских и Никита Михалков в фильме Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», 1963 г.

Отношения с братом у него были такие, какие складываются в семьях, где растут дети с довольно ощутимой разницей в возрасте. Поначалу Андрей не обращал на Никиту внимания, а потом, когда у него стали собираться интересные студенческие компании и красивые девушки, либо отправлял младшего купить сигарет, либо настойчиво предлагал погулять где-нибудь пару-тройку часов.

Не забудь почитать! Не утомленные солнцем. За что мы любим фильмы Михалкова

В 1961 году Андрей снимал курсовую работу «Мальчик и голубь». Для фильма требовалось очень много голубей, и ловить их он поручил Никите, которому тогда было 15 лет. За один день Никита поимел дело с несколькими сотнями птиц, по его собственному признанию, весь перемазался пометом. Но еще ужаснее было, когда Андрей, в качестве поощрения, после этого повез его, толком не отмывшегося, вечером в ресторан.

Однажды юный помощник Никита опоздал на съемочную площадку к брату на несколько часов, актриса, которая должна была сниматься в эпизоде, устала ждать и ушла. Андрей заставил Никиту надеть парик, женское платье и каблуки и вытолкнул в кадр.

В 1963 году вышел фильм Георгия Данелии «Я шагаю по Москве», который прославил юного студента Щукинского училища Никиту Михалкова. Позже стало известно, что Андрей подговорил брата пойти к режиссеру и потребовать втрое увеличить ставку за съемочный день. Данелия едва не выгнал Никиту навсегда. Но, несмотря на эти подколы, позже Андрей Сергеевич снимал своего брата в собственных картинах «Дворянское гнездо» и «Сибириада».

Кончаловский и сам имеет небольшой актерский опыт в трех фильмах. В середине 60-х, по его собственному мнению, Андрей был «толстый». Уверился, что Сергей Бондарчук обязательно пригласит его на роль Пьера Безухова в фильм «Война и мир». Но его не пригласили. Зато Кончаловский, который как раз искал себе творческий псевдоним, стал подписываться «Андрей Безухов». Позже, несмотря на то, что по паспорту он Андрей Сергеевич Михалков, его стали звать Андроном Кончаловским.

Если Данелия юного Никиту все-таки не выгнал, то из «Щуки» парня в конце концов исключили за участие в съемках. И, во многом по примеру старшего брата, Никита отправился учиться к тому же Михаилу Ромму.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
Кадр из фильма Андрея Кончаловского «Первый учитель», 1965 г.

Первые же полнометражные фильмы братьев – «Первый учитель» Кончаловского и «Свой среди чужих, чужой среди своих» Михалкова – показали, что в мир кино пришли интересные молодые режиссеры. Много лет их сравнивали и противопоставляли, сегодня называют кланом. Они – братья не только по крови, но и по таланту и по успеху, а такое совпадение бывает далеко не всегда. Их многие ненавидят, следовательно они существуют. А вообще можно только позавидовать, что Михалковы в своем возрасте работают, хорошо выглядят и при этом постоянно будоражат общественность.

Леонид и Римма Марковы. Брат против барона

Римма Маркова стала знаменитой после единственной фразы в «Покровских воротах»: «Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов». Она же сыграла Ведьму в «Ночном дозоре». Самая известная кинороль народного артиста СССР Леонида Маркова – профессор Смирновский в фильме «Гараж». На первый взгляд брат и сестра совсем непохожи.

Их отец был рабочим, а потом, пройдя через любительский театр, стал профессиональным актером, но в глубокой провинции. Мать освоила профессию гримера. Семья где только не жила. Римма, которая старше почти на три года, с детства отличалась высоким для девочки ростом, крупным телосложением. Леня был хрупкий, со светлыми кудрями. И нередко вместе с отцом они играли в спектаклях: Римма – мальчиков, а Леня – девочек.

Однажды, дело было в Вологде, их увидел режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола Иван Берсенев. Он пригласил брата и сестру после окончания студии в столицу, написал на бумажке адрес театра. Через пару лет к нему ворвалась басовитая высоченная (178 см) девица с той самой запиской, а Леня в это время тихо ждал в коридоре.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
Римма Маркова в фильме Алексея Салтыкова «Бабье царство», 1967 г.

Римма привыкла, что она среди них двоих – «парень». Поэтому продолжала руководить братом, даже когда тот женился. Естественно, ей не нравилась избранница Леонида, актриса того же театра, и надо сказать, невестка отвечала ей взаимностью. Настал момент, когда брачные узы перевесили родственные. И, когда громкую и эмоциональную Римму стали выживать из театра, Леонид промолчал. Но Римма его простила, узнав, что брат развелся со своей ревнивой женой.

Семейная жизнь у них обоих была богатая. Леонид зажил счастливо только с четвертой супругой, которая была моложе его на 20 с лишним лет и работала инженером на телевидении. До этого у актера было столько романов, что его «моральный облик», который портила еще и тяга к алкоголю, периодически разбирался общественными организациями.

Римма считала своим долгом служить «талантливому, но непутевому» брату. В кино у Леонида Васильевича не так много ролей, но театральная публика считала его выдающим актером, особенно ему удавались роли классического репертуара, которые он позже играл в Театре им. Моссовета. Прекрасный бархатный голос Маркова был очень востребован в радиопостановках. А Римма легко смирилась с тем, что с театром у нее не сложилось. Довольствовалась эпизодами в кино и даже была рада, потому что нередко приходилось все бросать и ехать вытаскивать Леонида из разных компаний. Однажды, заподозрив, что брат опять попал на подозрительное застолье, она заявилась в дом, где в это время гостила Нонна Мордюкова. С тех пор актрисы подружились, но Римме эта дружба однозначно вышла боком: они были очень похожи по типажу и режиссеры почти всегда предпочитали Нонну Викторовну.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
В картине режиссера Николая Москаленко «Русское поле» вместе сыграли Нонна Мордюкова и Леонид Марков

Однажды знаменитая актриса сама отдала роль Римме, ей не хотелось играть очередную колхозницу в фильме «Бабье царство». А Римма сыграла, да так, что получила диплом на кинофестивале в Сан-Себастьяне. Там ее и увидел барон Хосе Гонсалес Мария Антонио.

До него у Риммы уже было два брака. Первый, с летчиком, продлился всего год. От второго, с музыкантом Владимиром Никитиным, актриса родила дочь. Но однажды она нашла в концертном пиджаке мужа любовную записку, и тут же семейная жизнь прекратилась. Она вообще считала себя громоздкой, некрасивой, и была немало удивлена настойчивостью горячего испанца.

Брак был заключен в Москве, и барон даже пытался перевести свой бизнес в СССР, но очень быстро потерпел фиаско. Он настаивал на том, что Римма должна переехать в Испанию, тем более они ждали ребенка. Но…Маркова решила, что не может оставить брата без присмотра, хотя он как раз женился в четвертый раз. И прервала беременность, а барон уехал на родину. Самое интересное, что этот союз так и не был официально расторгнут. Когда Хосе умер, его родственники приехали к Римме Васильевне в Россию обсудить вопросы наследства. Но актриса сказала, что не имеет никакого права на имущество человека, с которым почти не жила.

В 1991 году Леонид Марков ушел из жизни, ему было всего 63 года. Римма Васильевна очень тяжело переживала утрату, но, как ни странно, ее карьера резко пошла вверх. В 1994 году, накануне 70-летия, она наконец стала народной артисткой РФ. Маркова оказалась востребованной в самых разных амплуа, вместе со своей подругой Нонной Мордюковой они снялись в знаменитой рекламе «Русский проект». Маркова приняла участие в таких знаковых картинах, как «Утомленные солнцем-2», «Воронины», «Самый лучший фильм» и другие. Она ушла от нас, чуть-чуть не дожив до 90.

Ольга и Татьяна Юкины. Реальность в кривых зеркалах

Знаменитые братья и сестры в советском кино

Не отличимые друг от друга сестренки родились 23 октября 1953 года в московской рабочей семье. Большие глаза и вьющиеся волосы достались им от отца, а хорошо поставленный голос – от матери. Мария часто на всю Таганку «чихвостила» своего непутевого Геннадия за очередную выпивку. С крика легко переходила на пение, и девочки тоже знали наизусть немало песен, причем абсолютно не детских.

Однажды они приняли участие в конкурсе художественной самодеятельности в местном ДК, и вскоре их пригласили на пробы к знаменитому режиссеру сказок Александру Роу. Александр Артурович приступил к съемкам фильма «Королевство кривых зеркал», пересмотрел сотни пар близнецов. Юкины оказались идеальным выбором. При потрясающем внешнем сходстве девочки обладали абсолютно разными характерами: Оля была вдумчивой и организованной, Таня – смешливой и непоседливой. Волосы у сестер завивались в противоположные стороны, если у одной заболевало левое ухо, у другой воспалялось правое. Настоящие Оля и Яло, московская школьница и ее отражение в сказочном зеркале. Александр Роу отдал Ольге роль ее тезки, а Таня сыграла обитательницу Зазеркалья.

Знаменитые братья и сестры в советском кино
Во время съемок обе девочки влюбились в исполнителя роли Гурда Андрея Стапрана. Кадр из фильма Александра Роу «Королевство кривых зеркал»

Близняшек вместе с матерью увезли на съемки, которых проходили в Крыму. До этого девочки никогда не видели моря, не ездили в поезде, не бывали в кафе. За работу в фильме им заплатили по 80 рублей, смешные деньги, но гораздо важнее были впечатления и общение со знаменитыми артистами.

После выхода фильма девочки не зазвездились, хотя все мальчишки, даже старшеклассники, мечтали с ними дружить. Сестры очень надеялись, что киносказка повторится, но Роу лишь однажды вызвал их на фильм «Морозко», на маленький эпизод.

Как-то учитель физкультуры сказал матери, что у девочек большие способности к теннису и они могли бы добиться больших успехов в парном разряде. Но в те времена до славы Маши Шараповой было очень далеко, а тренировки проходили в центре города, и Мария Ивановна сразу отказалась.

Оля старалась хорошо учиться. Таня предпочитала выезжать на шпаргалках. После школы Ольга сделала попытку поступить в театральный и провалилась. В итоге обе сестры отучились в машиностроительном техникуме. Они рано вышли замуж, у Ольги родился сын, у Тани дочь.

Второй счастливый билет им выпал, когда одна из сестер устроилась в гостиницу «Интурист» и сумела похлопотать за близняшку. Сотрудники этой системы занимались приемом и сопровождением иностранных делегаций, сами часто выезжали за рубеж, имели возможность приобретать то, о чем подавляющее большинство советских людей только слышало, – джинсы, японскую аппаратуру, косметику в валютных магазинах «Березка». Не только покупать, но и перепродавать.

Материальное благополучие длилось ровно столько, сколько существовал СССР. В середине 90-х сестры были еще молодыми 40-летними женщинами, а в их жизни все пошло прахом. Они долго перебивались на временных работах, пока не пристроились в военкомат. К тому времени обе имели проблемы с алкоголем.

Ольга Юкина (Ламонова) ушла из жизни, не дожив до 52 лет. Ее сын Максим, став взрослым дядькой, часто приводил домой компании, однажды они с собутыльником уснули, не затушив окурки, в результате выгорело полквартиры.  

После смерти Ольги Татьяна постоянно говорила о том, что сестра скорое ее «заберет». На работе многим казалось, что и без того нездоровую женщину бьет муж, но Татьяна отказывалась идти к врачам и особенно – ложиться в больницу на обследование. В эти годы о сестрах Юкиных начали вспоминать, однако Татьяна категорически отказывалась общаться с журналистами, да и фильм про «зеркальных» близняшек она вычеркнула из разговоров. Умерла Татьяна в возрасте 57 лет, как и ее сестра, не дождавшись внуков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.