После «Большой перемены» актера стали называть исключительно «Ганжа». Ему присвоили не только фамилию, но имидж этого героя, человека, у которого нет проблем, а если и есть, то он преодолевает их одним махом.
В 1962 году были экранизированы сразу две повести Василия Аксенова – «Коллеги» и «Звездный билет», по второй был снят фильм «Мой младший брат». Аксеновские герои – ровесники так называемых «розовских мальчиков», но гораздо более свободные в поступках и мыслях, в общем, более земные. Поэтому читатели и зрители сразу сделали их своими идеалами, и практически то же произошло с юными актерами из «Моего младшего брата», особенно с Александром Збруевым. Хотя бы потому, что в фильме он был еще и самым красивым. Его внешность потом окрестили «западной», но обаяние у него абсолютно русское, плюс копна роскошных волос, лукавый прищур, спортивная фигура.
Збруев был просто обречен играть героев «нового типа», победителей в любви и на войне, даже если это война с преступниками. Чередой пошли неотразимые милиционеры, военные и даже обаятельные криминальные элементы. Если у хулигана умные глаза Збруева, ясен пень, герой перевоспитается.
Апофеозом стал рабочий парень Григорий Ганжа из «Большой перемены». Ганжа все делал виртуозно: отбывал 15 суток, фестивалил в вечерней школе и предотвращал производственную аварию. Фактически это был советский Робин Гуд и д’Артаньян в одном лице, только на поясе у него болталась не шпага, а транзисторный приемник. После этого актера стали называть исключительно «Ганжа». Ему присвоили не только фамилию, но имидж этого героя, человека, у которого нет проблем, а если и есть, то он преодолевает их одним махом.
Ох, как же это было далеко от реальности…
Интеллигент из арбатской подворотни
Мать Збруева, Татьяна Александровна, была талантливая и красивая, играла на сцене. Ее лучшей подругой стала вдова Евгения Вахтангова Надежда. От первого брака у Татьяны остался сын Женя Федоров, было ясно, что он тоже пойдет в артисты. Второй муж, Виктор Збруев, занимал очень высокое положение, он «дорос» до заместителя наркома связи. Семья имела роскошную квартиру на Арбате.
Туда и ввалились с обыском 5 ноября 1937 года. Женьке на тот момент было 13, а Саша только еще должен был появиться на свет. Он никогда не видел своего отца, расстрелянного в мае 1938 года.
Саша родился и сразу попал в исправительно-трудовой лагерь под Рыбинском, они с матерью являлись членами семьи «врага народа». Женю милостиво не тронули, просто разлучили на шесть лет с семьей. За это время роскошную квартиру сделали коммуналкой. Но все-таки, когда Татьяна Александровна с Сашей, чудом выжившие в лагере, в 1944 году вернулись в Москву, им там выделили комнатку.
Маленький Александр Збруев не знал, что такое отец, не понимал, что означает «враг народа». Но почувствовал: с ним что-то не так. Однажды в школе на торжественной линейке ему вместе со всеми повязали пионерский галстук. Через несколько дней детей собрали, уже по-быстрому, вывели из строя Збруева и еще одного пацана и публично сняли с них пионерский символ, сказав что-то про неуспеваемость и прогулы. Когда Татьяна Александровна, уже давно не актриса, а работница кинофабрики, пошла в школу с вопросом, директриса вздохнула: время такое.
Да, время было такое, и Арбат был не престижным районом столицы, а скопищем переулочков, где хозяйничали блатные. И лучше всего Саша Збруев чувствовал себя в их компании. Там его анкета вопросов не вызывала. Всякие были истории, и дрались, и кепки у прохожих тырили, но судьба отвела парня от уголовки. Недаром даже криминальные друзья полунасмешливо-полууважительно звали его «Интеллигент».
Звездный абонемент
Старший брат Женя уже вовсю играл в Вахтанговском театре, а младший несколько раз оставался на второй год, интересовался гимнастикой и боксом. Но хорошо пел, играл на гитаре и становился очень симпатичным молодым человеком. Татьяна Александровна обратилась к Надежде Вахтанговой с просьбой: устроить парня в Щукинское училище. Слава богу, шел уже 1957 год, когда уцелевших «врагов народа» стали отпускать из лагерей, а мертвых можно было открыто оплакивать.
В училище Александр попал на курс к Владимиру Этушу. Бывший фронтовик, гениальный комедийный актер, Владимир Абрамович периодически был очень недоволен дисциплиной студента Збруева, но парень оказался способным. В эти годы он постоянно играл характерные смешные роли, пока ему не выпал тот самый «звездный билет» от Аксенова и режиссера Александра Зархи.
На тот момент девушки зря вздыхали по актеру Александру Збруеву. Родной Арбат свел его с необыкновенной красавицей Валентиной Малявиной. Валя тоже поступила в Щукинское училище. В 1959 году молодые люди поженились, хотя родители с той и с другой стороны не одобряли этот ранний брак и, видимо, активно вмешивались. Случилась какая-то темная история, когда Малявина сделала аборт на позднем сроке. После этого отношения супругов становились все хуже и хуже. Семейной жизни хватило на четыре года.
Не известно, насколько Збруева утешали мешки писем от поклонниц, но профессиональная его жизнь развивалась вполне успешно. Главные роли в фильмах «Пядь земли», «Чистые пруды», «Два билета на дневной сеанс», а главное – сотрудничество с Анатолием Эфросом, который приходит в 1963 году руководить Театром им. Ленинского комсомола, где работает молодой актер Збруев. Анатолий Васильевич занимает его во всех постановках, и наконец случается звездная роль – Марат в пьесе Арбузова «Мой бедный Марат». К счастью, спектакль экранизировали, и до сих пор история, рассказанная Александром Збруевым, Ольгой Яковлевой и Львом Круглым, цепляет за душу. Но режиссер Эфрос неверно отражал в своих постановках идеологию комсомольского театра и продержался там всего три года. Он уходит в Театр на Малой Бронной, уводя с собой своих любимых актеров. Уходит и Александр Збруев. Но новый театр и новый коллектив показались ему чужими, и он вернулся туда, где начинал.
В это время в его жизни расцветает новая любовь. Буквально в коридорах «Мосфильма» он знакомится Людмилой Савельевой, которая только-только сыграла Наташу Ростову у Сергея Бондарчука в киноэпопее «Война и мир». Сага по роману Толстого была удостоена «Оскара». Бондарчук не смог приехать на церемонию, и золотая статуэтка была вручена Людмиле как члену нашей делегации. Мир охватила мания «советской Наташи Ростовой», этим именем называют девочек даже в США. И вот такую девушку Александр Збруев взял в жены. Конечно, они стали самой популярной парой советского кино, а свою дочь, которая родилась в ноябре 1967 года, назвали Наташей. Почти сразу после рождения дочери Людмила Савельева сыграла несколько главных ролей, а Александр Збруев вообще не сходит с экрана.
Большие перемены
Пока снималась «Большая перемена», в «Ленинском комсомоле» сменялись режиссеры. В 1973 году туда приходит Марк Захаров и начинает строить свой собственный театр. Захарову нравилось выводить на первый план актеров, которых до поры до времени обходил вниманием кинематограф. Например, он пригласил из Саратова Олега Янковского. Трудно поверить, но в те годы критики считали, что у Олега Ивановича «невыразительное лицо». Премьерами театра также стали Николай Караченцов, Евгений Леонов, Инна Чурикова, Александр Абдулов.
Збруев, за которым тянулся шлейф Ганжи, долго оставался в тени. Нет, он не сидел без работы ни в театре, ни в кино, но новые звездные роли пришли к нему через годы. Драгоценным подарком он считает роль спившегося циркача из картины «Одинокая женщина желает познакомиться». Были у Збруева замечательные работы в фильме «Успех», в картинах Марка Захарова, его неоднократно снимали Сергей Соловьев и Андрон Кончаловский.
В начале 90-х обстановка в стране была такая, что в кино и в жизни было одно и то же: чернуха, стрельба и безнадега. И тогда режиссер Дмитрий Астрахан решил снять фильмы с, в общем-то, со сказочным сюжетом. Туда нужен был герой, которому зрители поверили бы безоговорочно. Астрахан выбрал Александра Збруева. Картины «Ты у меня одна» и «Всё будет хорошо» стали культовыми. И хотя теперь Збруев снимается не так часто, тщательно выбирая сценарии, зритель убежден: если в картине занят Александр Збруев, это хороший фильм.
Любопытно, что Александр Викторович легко нашел общий язык с одним из самых эпатажных режиссеров современности Константином Богомоловым. Только ленивый не склонял «Ленком», когда Богомолов поставил там «Бориса Годунова» и «Князя» по мотивам романа Достоевского «Идиот». В первой постановке Збруев играл заглавную роль, во второй режиссер абсолютно неожиданно предложил интеллигентному Александру Викторовичу Рогожина. С этих спектаклей уходили зрители, и продержались они в репертуаре недолго. Казалось бы, Збруев, актер старой школы, мог бы тихо перекреститься и сказать «слава богу», но он искренне жалеет о том, что на сцене «Ленкома» больше нет постановок Богомолова. Актер и режиссер настолько интересны друг другу, что Збруев, после пятилетней паузы в кино, снялся в проекте Константина Юрьевича «Содержанки».
А ведь Александр Викторович абсолютно не тот человек, который будет распахивать душу, ни ради роли, ни ради популярности. Публика давно роет землю от любопытства: как это, о дочери актера от Людмилы Савельевой ничего не слышно, а дочь от актрисы Елены Шаниной играет с отцом на одной сцене. «Не ваше дело», молча отвечает Александр Викторович. Свои терзания, свою ответственность он оставляет себе. А для нас сохраняет неизменную лукавую улыбку, потрясающую моложавость и мастерство. И спасибо ему за это огромное.
Есть такое понятие, типаж эпохи. Если посмотреть, например, фильм того времени Римские каникулы 1953 г. с Грегори Пеком и Одри Хепберн. Ну, до СССР все доходило позже. В Моем младшем брате Людмила Марченко напоминает Одри, по моему, ее там даже так называют. Молодой Збруев тоже похож на Пека, открытое мужественное лицо, правильные черты. Особенно в сравнении с предыдущими кумирами типа Николая Крючкова. А вообще на вкус и цвет, конечно, все фломастеры разные
удивительно, с самого детства он мне не казался даже симпатичным, никогда не понимала почему он постоянно играл героев -первых красавцев.
интересно) На наш взгляд не столько лицо в данном случае определяет актера, сколько море обаяния и талант. Множество примеров, когда актриса или актер вроде и не классические красавцы, но ты смотришь на экран и не можешь оторваться и веришь, что это самый удивительно красивый человек на свете) И длина носа и разрез глаз или там еще что-то совершенно не имеют никакого значения.
Так вот и того самого обаяния никогда не чувствовала , даже голос отталкивал. Все индивидуально
Эх… Каждому свое, как говорится) Спасибо, что читаете нас)